Рецензия на «Черновик 10 тезисов» (Лекс Тур)

Непрерывная междоусобица - это уж слишком. Воевали между собой сыновья Александра Невского Андрей и Дмитрий, после этого боле чем на сто лет на Руси воцарился мир.После смерти сына Дмитрия Донского Василия, начались войны, которые закончились победой Василия Второго и воцарением Ивана Третьего.

Ним Кров   31.05.2016 22:09     Заявить о нарушении
А куда тогда деть Миндовга, Ольгерда и Витовта? Новгородцы вообще никакого ига не признавали - как ходили ушкуйники по Волге на булгар до Батыя, так и ходили, пока Иван третий Новгород не разгромил.
Ордынские Ханы непрерывно натравливали русских князей друг на друга, используя династические претензии на родовые земли. Тишины не было. Если только в отношении отдельных княжеств.

Лекс Тур   31.05.2016 23:13   Заявить о нарушении
Для междоусобицы нужны лишь амбиции, а для ига ещё и сплачивающая идея. Разные явления. Ни то, ни другое в полной мере не подходят для описания векового раздора на Руси. Но если вспомнить церковную реформу XVII века, то всё становится объяснимо. Причина раздора - двоеверие.

Павел Ткаченко   01.06.2016 01:14   Заявить о нарушении
Двоеверие появилось гораздо позже, когда возникла необходимость унифицировать все принятые в восточной ветви христианства Святые Писания. Длительное изолированное существование основных епархий привело к некоторым различиям в неоднократно переписываемых текстах, что для канонической литературы, где имеет значение не то что слово, а каждая буква, было неприемлемо.
В массе у людей того времени не было понятия национальной самоидентификации, и исходящих из него понятий национального единства и самосознания. Это было проблема не только Руси, но и вообще того времени. В Европе еще варился котел их кельтских, германских, славянских и пришлых кочевых племен на древнеримскогреческой закваске. На Руси простолюдины самоидентифицировались по сложившимся центрам тяготения, вблизи которых, или непосредственно они проживали - новгородцы, тверичане, московиты, галичане и т. д. Среди князей национальная самоидентификация вообще отсутствовала, что на Руси, что в Европе - имярек такой-то сын такого-то из рода такого-то земля такая-то. На Руси междоусобица князей в ордынский период усиливалась еще и вассальной зависимостью от ханов - если не прямое стравливание, то форс-мажор в виде необходимости длительной поездки за ярлыком, в ходе которой хан мог смениться; и тогда на руках представителей двух враждующих династий могли оказаться равноценные ярлыки на одно и то же княжение.

Лекс Тур   01.06.2016 22:54   Заявить о нарушении
Двоеверие не старообрядцев и никонианцев, а Православия и христианства, которое после реформы стало "православным христианством". Ломка мировосприятия, начавшаяся с приходом новой религии...

Павел Ткаченко   02.06.2016 00:40   Заявить о нарушении
Вы называете "Православием" нынешнее течение неоязычества, именуемое также "родноверием".
Противоречия между западной и восточной ветвями христианства возникли не в XI веке, когда Папа и Патриарх предали друг друга взаимной анафеме. Они были заложены в самой основе христианства множеством апокрифических сказаний и о жизни Христа, и о деяниях его апостолов после его смерти. Западная ветвь основывается на первосвященстве Петра в Риме, который был тогда центром цивилизованного мира. Восточная первоначально основывалась на аналогичной деятельности Павла в Греции, которая была для римлян культурным истоком. Множество апокрифов породило и другие ветви - как, например арианство, связанное с именем священника и теософа Ария (греч. транслитер. Ареиос - имя собственное, с ариями и арийской расой общего ничего не имеет). Арианская ветвь фактически была принята при принятии христианства всей Римской империей при императоре Константине. Несмотря на то, что арианство, как и возникшее почти одновременно с ним несторианство, было отвергнуто на последующих Вселенских соборах, оно успело распространиться среди германских и части славянских племен.
Немногим позже был принят никейский символ веры. После этого западная ветвь христианства по большому счету не реформировалась длительное время. Восточная же ветвь реформировалась непрерывно вплоть до XVI века применительно сначала к традициям всех славян, потом, после падения Константинополя - именно к русским. Сам термин "православие" - это перевод греческого "ортодоксос", осуществленный между IX и XI веками, или между XIII и XV веками (более точно датировать невозможно).
Реформирование православной церкви завершилось созданием новой глобальной епархии - Московского патриархата.
В отличие о западной ветви, где принята авторитарная система управления (Ватикан - престол апостола Петра - "краеугольного камня христианства"; титул понтифика - "наместник Бога на Земле"), восточная ветвь в процессе всех реформ сохранила коллегиальное управление - Совет Патриархов и Патриарший Суд.
Противопоставление понятий "православия" и "христианства" кукловодами родноверов и неоязычников базируется на незнании ими нашей действительной истории, на идеологически искаженном представлении некоторых эпох, а также на том, что почти все исторические и православные богословские труды с IX-XI веков нашей истории пишутся на русском языке и их легко исказить в расчете на то, что читатель вряд ли куда полезет за источниками дальше первых строчек интернет-поисковика.

Лекс Тур   02.06.2016 04:03   Заявить о нарушении
Историю, бывшей всегда прислужницей политики, давно следует назвать пропагандой.
В летописях, в архивах, пожалуй, нет правды, а правда древних книгохранилищ вообще сгорела. Поэтому эрудиция, как и кругозор, сотканы из противоречий, но, к сожалению, в наше время главенствуют.
"Ортодоксос" - правоверный. И цель реформы XVII века объединение различных мировосприятий, которые сейчас маскируются под междоусобицы и татаро-монгольское иго, хотя и получили в результате двоеверие христианское. Однако временный эффект достигнут.

Павел Ткаченко   03.06.2016 01:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лекс Тур
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ним Кров
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.05.2016