Рецензия на «Самый страшный страх» (Рене Маори)

Рассказ «Самый страшный страх» принадлежит к жанру психологических триллеров. Здесь мы не увидим ни мистической, ни фантастической составляющих – это произведение целиком принадлежит реальности, что делает его не менее, а, может быть, даже более жутким, чем страдания выдуманных героев. Как и большинство классических произведений жанра, этот рассказ камерный, не содержащий большого числа персонажей. Мы видим лишь трёх, причём один из них – кухарка Мина, второстепенный, очень слабо задействован, хотя он играет немаловажную роль как в раскрытии характера главного героя, так и в сюжете данного произведения.

Главный герой произведения – больной агорафобией одинокий мужчина, много лет не выходящий из дома. Единственным компаньоном для него является кухарка Мина, которая и выполняет всю работу по дому. Учитывая болезнь героя, всё действие, в основном, происходит в помещениях – доме и оранжерее. Ненавязчивое описание интерьеров (отсутствие зеркал и трогательная привязанность хозяина дома к спасительным занавесям) привносит в рассказ элемент достоверности. Ярко описанные приступы болезни, случающиеся у мужчины, также добавляют повествованию реализм. Состояние больного усугубляется боязнью этих приступов, приводя его на грань сумасшествия. Увлечённые внутренними страстями одиночки, мы не замечаем, что сам главный герой, от лица которого ведётся повествование, так и остаётся для нас загадкой. Что мы о нём знаем? Только несколько небрежных фраз: «В прошлом я был владельцем текстильной фабрики. Я был здоров. Сейчас, я болен и имею только этот дом, сад и оранжерею в саду. Только по этой территории я перемещаюсь» и описание внешности, данное в диалоге со вторым героем – братом жены больного:
«- Знаете, я никогда бы не дал вам больше пятидесяти пяти, - заключил он, как видно, решив, что сделал мне комплимент.
- Мне тридцать девять, - печально ответил я. – Да-да, старше вас всего на восемь лет. Все эти страдания – вот они здесь. На этом самом лице».

Вот, по сути, и всё. Мы так и не узнаем ни его имени, ни фамилии, ничего. Но не заметим этого, потому, что для нас, как и для самого главного героя, это станет не важно. Важно – ежедневно сопротивляться болезни и перебороть страх. А страхов у него хватает. Это не только боязнь приступов, не только страх открытого пространства, но и, по признанию самого героя, «самый страшный страх – оказаться одному». Хотя тут он лукавит.
Далее – мы видим, что в действительности он боится не одиночества, а того, что любимый им человек его отвергает. Вот чего до беспамятства боится хозяин дома, и в чём в конце концов признается: «Ее искаженное лицо, ее крики, ее ненависть – все это было тем самым кошмаром, который не оставлял меня еще долгое время. Эти крики снились ночами, заставляя вскакивать со своей одинокой постели с сердцем, бьющимся где-то в горле. В эти моменты я был способен выблевать собственное сердце, чтобы раз и навсегда прекратить мучения».

Второй герой рассказа - Марк Бережинский, брат-близнец убитой жены главного героя и приехавший в его дом в поисках сестры, прописан не так прямолинейно. Всё описание его внешности и характера даётся в рассказе самим хозяином дома в сравнении с его сестрой. Этот интересный авторский ход даёт нам возможность не только лучше узнать предысторию разворачивающейся драмы, но и сделать определённые выводы в отношении характеров персонажей. Именно здесь мы знакомимся с условно вторым героем – сестрой Марка, являющейся, по сути, тем же Марком, только женщиной. Рассказ хозяина о поведении жены и своих переживаниях, реакция на него Марка, исчерпывающе характеризуют этот двойной персонаж и раскрывают мотивацию всех действующих лиц.

Скупое описание внешности последнего действующего лица – немки Мины, компенсируется тщательно прописанным характером, что создаёт монументальный и однозначный образ. Её реакция на происходящие события однозначно показывает, что её верность приязнь находятся на стороне хозяина, каким бы чудовищным нам не казалось его поведение.

Композиция рассказа. Рассказ начинается со знакомства с главным героем. Автор мастерски раскрывает перед нами его внутренний мир, заставляя нас его почувствовать и сопереживать его проблемам. Далее – идёт завязка сюжета, к герою приезжает в дом брат его покойной жены, для того чтобы её разыскать. Во время разговора между хозяином дома и братом мы узнаём предысторию повествования, которая логически подводит к кульминации - трагической развязке.

Удачно построенная композиция, яркие образы и постепенное нагнетание обстановки делают рассказ действительно страшным. Он начинает восприниматься как собственный кошмар. Следовательно - автор выполнил свою задачу.

Недостатки. Я, честно говоря, их не вижу. Дело в том, что менять в данном рассказе в угоду своему вкусу можно лишь лексику или протяжённость действия. А на этот счет мнения у разных читателей совпадать не будут, и не факт, что такая замена пойдёт тексту на пользу и будет отличаться от авторского варианта в лучшую сторону.

Можно по-разному воспринимать само произведение. У каждого читателя останется свой взгляд на каждого из героев. Единственное, что можно сказать – вряд ли кого он оставит равнодушным.

Трактир Хаос   20.12.2015 20:24     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Рене Маори
Перейти к списку рецензий, написанных автором Трактир Хаос
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.12.2015