Рецензия на «Исповедь репатрианта» (Юрий Фадеев 2)
Общее впечатление-обдуманный, выстраданный собственным опытом объёмистый труд эрудированного, прочно стоящего на фундаменте своих убеждений неординарного прозаика, историка и литературоведа, гражданина и патриота России. К некоторым частностям можно отнести: 1. Предисловие-выше всякой похвалы. Собранно, нацеленно, самая суть предстоящего повествования. 2. "Исповедь..."-это, фактически, сборник их трёх самостоятельных равновесных частей, из которых: -Первая (главы I, II, частично IV и V) составляет солидное историко-философское исследование, которое, после небольшой работы по упорядочению лёгких несогласованностей, может быть представлено в любой Учёный Совет в качестве диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. -Вторая (глава III с частичными добавками IV и V)-лирико-поэтическая, представляющая отлично изложенные мемуары о взрослении и возмужании русского человека вдали от исторической родины. Несомненная ценность этой части состоит в описании и осмысливании непростого пути от гражданина единой, великой когда-то, страны до российского репатрианта. -Третья (главы IV. V, Post Scriptum)-это острый общественно-политический памфлет, анализирующий не только пребывание репатрианта на исторической родине, но и современное состояние общества этой родины в рамках государства РФ и в мире в целом. Перед читателем-образец гражданственности и патриотизма репатрианта, не потерявшего связи с родиной, хотя и рождённого и выросшего вдали от неё. И здесь обнаруживается любопытное смещение представлений о сегодняшнем состоянии российских общественно-политических реалий, навеянное, без сомнения, не только собственным опытом наблюдений за тем, что творится за околицей российской деревни, но и влиянием ежедневной мощной работы СМИ, заточенных на безоговорочной поддержке абсолютно безгрешной существующей власти. А эта власть, уже откровенно диктаторская, как было безапелляционно заявлено "Есть президент-есть Россия, нет президента-нет России", делает всё мыслимое и немыслимое, чтобы продлить своё бесконтрольное существование, используя давно апробированный всеми диктаторами приём оболванивания населения образами врагов на Западе и " пятой", уже и "шестой, колоннами во главе с либералами. В результате автор искренне убеждён, что все беды родины не от власти, а от либералов. Разберём теперь, кто же для автора эти враги-либералы. До вот, совсем рядом. Оказывается, что либералы, это те кто игнорирует сферу материального производства , а также сельское хозяйство, службу в армии и полиции, и т.д. Они доминируют в банковской сфере, финансах, законодательстве, СМИ, коммерции, здравоохранении, образовании, и т.д. Они насаждают западную поп-масс культуру, литературу-макулатуру, шоу-бизнес, правозащитную деятельность, переродившись в иностранных агентов и шурша в НКО, фондах, рекламе. Для поддержки этой позиции подключается даже Айн Рэнд, которая имеет в виду совсем не либералов. От этой позиции несёт историческим холодом. Помните? "Эй,ты, который в шляпе и очках! Руки покажи! Ванька, мозолей нет, давай его к стенке!" На это и рассчитывает власть, поворачивая народное недовольство и протест в накатанное историей русло ненависти к заморским врагам и не имеющим мозолей своим гражданам, нарекая их либералами, либерастами, пятой колонной, крысами, и пр. Как не вспомнить "гнилую интеллигенцию"? И невдомёк верноподданным, что уводит их власть от насущных проблем, стоящих перед родиной. И никто не скажет им, что основателями лмберализма были философы-просветители Вольтер и Монтескье, прогрессивные экономисты Адам Смит (помните Онегина?) и Рикардо. И что либерализм-это философское и политическое течение, основная идея которого-верховенство Основного Закона, называемого Конституцией, над волей и своеволием любого правителя и равенство всех, без исключения, граждан перед этим Законом и вне зависимости от их богатства, властного положения и информационного влияния. Либерализм получил самое весомое обоснование примером отцов-основателей Соединённых Штатов Америки, что позволило этой великой стране избежать позора диктатур и стать самым мощным в мире государством с процветающей экономикой, поскольку, воплощая в жизнь основную идею либерализма, здесь создано правовое государство с неподкупным гражданским обществом, незыблемы права и свободы личности, действуют неподконтрольные государству демократические политические союзы и объединения граждан, и защищается свобода частного предпринимательства и торговли. Рецензент убеждён, что и автор, и большинство населения России, исключая горстку властной верхушки, искренне поддерживают основную идею либерализма, то есть, все они самые настоящий ЛИБЕРАЛЫ. Заключение-надо ещё поработать над "Исповедью" с прицелом на три самостоятельные произведения. Дополнительно: 1.Текст для "Прозы" следует разбить на отделённые просветами клетки, чтобы не было сплошного текста. 2.По исторической части несколько замечаний,и некоторые, возможно, не очевидны. -ощущение рваного стиля и просчётов по времени, народам и государствам, где философы и ученые внезапно обнаруживаются рядом с язычниками (уйгурами, тюрками), имеющими сходство в письменности(!?); -1219 год. Монголы перешли Памир (!?) и обрушились... -Древние, до Рождества Христова, киргизы, и вдруг, их родоначальник Мухаммед-1508-й год; -Обратное переселение киргизов, но на Памире остались "навсегда" (!?) -Датка вела переписку... На каком языке и кто обучил? -Трудно уследить за чехардой имён. Кто на ком стоял? -1ХХ??? Девятнадцатый век. 3.Явные ошибки. - ФПИ открыт в 1954 году, но не в 1952-м. - Расстрел в Москве Белого Дома- октябрь 1993, но не 2003. - Поправить оригинальный некрасовский стих. - Япония-империя(!?) 4. Опять неочевидно, но часто видишь в тексте сегодняшние газетно-журнально-телевизионные пассажи. 5. О языке. Язык-русский, но, как и каждый язык, он живёт в двух измерениях, имея душу и лицо. Душа поёт и озвучивается, когда слышишь языковый напев, не видя текста, что возможно только слушая этот текст в чьём-то исполнении, желательно- художественном. Но читатель чувствует эту душу, прочитывая текст глазами, и это будет второе, не менее важное измерение, которое составляет лицо языка. И если мощный, литой, образный прекрасный язык автора полностью открывает его душу, то лицо требует кропотливой, строжайшей редакции. Ведь это тоже должен быть русский язык. Анатолий Ефремов 05.12.2015 00:24 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |