Рецензия на «Для чего живу» (Борис Рябухин)

ТЕОРИЯ ТЕНЕЙ
О книге Бориса Рябухина «Для чего живу», повести и рассказы, М:, Новый ключ, 2015.

Жертвенность жизни, допускаю, не осознанный автором пафос повести «Алтайский ветровей» о хрущевской «оттепели» в провинции. «Мать оставалась без привычных хлопот о сыне. Мать бежала в никуда. В прошлое». В ней, в матери, в прошлом – личностном и казенном быте, в их одиночестве в сём мире – женщины, дарующей жизнь сыну, а через него – государству есть смысл существования. Повесть о том, как этот смысл выветривается, сколь бы властных структур не лакировали (ТВ, слеты поэтов, технологии из Германии) – все прах и тлен, поскольку человек несчастлив и убедить, будто его счастье в борьбе с казенщиной «вертикали власти» – пустые хлопоты или интерпретация смысла жизни их хрущевского Кремля.
Несчастливы молодые специалисты. Карин – главный персонаж повести, кто не вынес ретроградных директрисы молокозавода, кто не сумел совместить «служение Музе» с реалиями Сибири, чья жена умаялась с дитем и вернулась в родительское лоно. Несчастливы чуть не погибший в Северной тундре, «расплевавшийся» с начальниками альтруист Богов; несчастлив «косящий» под Маяковского инженер Швабрин. Как наиболее смышленый, Карин чувствовал абсурдность провинциального ветровея из Рубцовска особенно остро, не оттого ли уход жены с дочкой не вместился в душе с должной болью? Вовлечение человека в политически перманентную сутягу с режимом – упрощение Хрущева, охлаждавшее души людей простоватых, обитающих в столице ли, на Алтае. Вокруг Рубцовска – лагеря и лагеря, на чьей жизни весомое табу. Впрочем, и Карин – лицо доверенное после поездки с казенной группой в Чехословакию написал стих «На Ольшанке» – о кладбище русских солдат в Праге, на большинстве его могильных начертано «рядовой неизвестный». На самом деле – имена павших хорошо известны: они – солдаты из армии генерала Власова, освобождавшие Прагу в мае 1945 года. Карин понял, в его досье, как инженера и поэта, алтайское КГБ вклеило страничку с информацией для размышления. И тут еще письмо от давней подружки из Венгрии, пишущей по-немецки, да еще «общественное мнение о нем, как не таскавшем с завода «шабашку», не мешочнике – несуне, а наоборот, гнувшем правду-матку. «Сыпь, гармоника…Скука!» – вспомнишь Есенинское, или крик из предутренней мглы конторы несчастной детдомовской души: «дура-жисть!», девчонки, не дождавшейся внимания поэта, стучавшего по клавишам пишущей машинки. «Он вернулся с Алтая поэтом, по крайней мере…», «Он понял, до чего бездарны были его стихи. А хороших ещё не умел написать». Зато сохранил в себе человеческое, выжил в условиях «алтайского ветровея» то с Крайнего Севера, то из среднеазиатских пустынь, окриков и посул с Кремлевского холма и зловония непролазного болота режима. Эта канва событийности сильно разбавлена Б. Рябухиным бытовизмами, реалиями, что придает повести характер хроникально-документальный, вид записок участника событий в то время, когда из иных источников информации читателю знакома поэтика шестидесятничества со знаком «плюс».
Но Б.Рябухин вырос в принципе из коротких штанишек шестидесятников. «Малышка дочь стеснялась чужого дядю, выскочив из комнаты на кухню, где отец сидел с тещей. Ему казалось, что в этот миг он сидел на электрическом стуле, так всё горело и билось во всем теле». Вот и думаешь: «Надо ли прощать ту жизнь?» Или принять за неизбежность, искать иные «высшие силы» на небе и на земле?
Повесть «Парник» – фантастическая, скорее, в канонах Кафки, ибо зачин Б.Рябухина – в отрицании всяческих Верховных теней, но они герою повести Романову предъявляют себя денно и нощно: вот тесть, повторяющий редкие изречения, ответа не слушает: «А зачем?» Или экипаж самолета из 12 человек, и лететь 12 часов… Персональный экипаж космонавтов взорвался, отныне для Романова экипаж – это 12 апостолов, взлетевших в небо. Чушь собачья! Но в башке, и – не вырвешь как ботву огуречную из грядки.
С будущей женой Юлей Романов работал над проектом «Деймос» о путешествии в прошлое, настоящее и будущее. Научность (или космические меры вещей) поражают воображение поэта, но прозаика ничем не прошибешь. В этаком разрезе автор находит оправдание своей симпатии к Юлии и нелюбви к Страшиле, сопернику. Но персонажи повести не владеют «взнузданной целью», они – сибариты везде – в Москве, Праге, в закрытой зоне, у них нет информации об инопланетянах, у них – предчувствие Того Света. А предчувствие, бывает, сильнее самого чувства, не говоря о разумной науке. Странно, но писатель через чур насытил повесть житейщиной, призванной отсечь мозг Романова от контактов с наваждением земных и небесных Богов; Фрейд стал для него неким откровением подобно Библии, а клонирование человека или конструирование живорождающего робота – спасением от лукавой мысли о «верховниках». «Кто контролирует души людей, их желания, мотивы, мировоззрение, цели, эмоции – у того и власть», – говорит Романову физик-прозаик Попов. Но Романов – вне «трепа», он пишет секретный рассказ о человеческой душе и космосе – о «Парнике», каким является Земля. Рационализм – инструментарий, по его мнению, и с его помощью человек познает природу вещей, а зачем? «В контакте с нами Бог и сонмы Сил Небесных», – самое умное, что мог вообразить ум Романова, заблудившийся в Парнике псевдонаучного рационализма, античеловечного в основе.
В рассказе «Светлое озеро» Б.Рябухин находит определение состоянию души – это «усталость металла» или «усталость надежды», в результате человек «погибает как перезревший синий гриб, опавший лист». Да, оно так. Убедились в верности метафоры двое экспериментаторов, выполняющих «правительственное задание по электролову рыбы» где-то под Ханты-Мансийском. Электрошокер прошел испытание на Пролетарском водохранилище, то есть разгул «зряшного рацио» – из 1920 годов, ничему не научились, ничего не поняли ни о душе человека, ни о природе те Страшилы из Высших теней, подступ к которым искал писатель в опусах, исполненных в разных жанрах, многослойных, ассоциативных, с высокой культурой проникновения в жизнь, в её эмоциональный строй.
Петр Редькин

Борис Рябухин   18.11.2015 18:26     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Рябухин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Рябухин
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.11.2015