Рецензия на «Гранитный чертог. Глава 15» (Елена Счастная)

Второй раз трудно написать что-то общее о главе, опять все мысли вокруг того, что обеспокоило во время чтения. Думаю даже вернуться к прошлым главам, чтобы добавить к рецензиям общие ощущения, какие обычно выдаешь ты. Это полезно.

Ан нет, скажу, что у тебя, как всегда, на высоте проход каждого эпизода через пик, и внимание читателя никуда не уходит, удерживаемое текстом. Теперь я это вижу и могу оценить по достоинству. Отлично!

А беспокоило вот что. Я и в прошлых главах не совсем поняла, почему Млада зовет вельда по имени, быстро перейдя границу отчуждения. Да, ее не заботит, что подумают другие, это ясно. Но почему она так к нему прониклась? В этой главе дается ответ. Похоже, жалеет. Ее зацепила его верность сказанному, его поведение. Нормальный ответ, пусть и непривычный для героини, но сбивают вещи наподобие: "Она и сама не знала, почему решила заступиться". Советуют вообще избегать любых "он почему-то сделал то-то" и это хороший совет.
Может быть, это все потому, что Млада всегда очень четкая, может быть, читатель просто хочет, чтобы книжный герой не мялся, как мы обычно мнемся в жизни. Но это вот "сама не знаю" рождает недоверие. И все сомнения, которые идут дальше, тоже меня не убеждали, но одно, одно было хорошее. Вот этому абзацу верю легко:

>>И, возможно, стоило бы поостеречься, отправить его обратно в подземелье, но Млада не могла заставить себя это сделать. Как будто она нащупала вдруг зыбкую ниточку – потянешь за неё – и распутается клубок непонятных событий последних лун. Только нитка эта калёная, опалиться можно так, что запомнится надолго.

Тут все четко. Сомнения огромные, но нет ощущения, что герой не знает, что он сам думает.
О, и я тут впервые вот о чем подумала. Поскольку у меня в романе явно есть рассказчик, я обычно не оценивала твой текст с точки зрения фокала. Но чем больше мы об этом говорим, тем чаще это приходит на ум. И вот сейчас я поняла, что твои описания природы я всегда воспринимаю словами автора. Просто меня это не беспокоит, я же сама так пишу. А Млада разве мыслит такими категориями:
>>Солнце, будто бы вспомнив, что совсем остывать ещё рано, расплёскивало по крышам и стенам бледно-жёлтый ласковый свет, сияло искажёнными бликами в окнах. Дым, выходящий из труб городских домов, застилал небо, прозрачными столбами устремляясь ввысь – погода будет ясной весь день.

Это слова автора. И длительность описания тоже играет роль в восприятии этого авторской вставкой (а во многих схожих местах в других главах - еще больше). Тот, кто показывает нам природу в этом романе - поэт). У него всегда есть время посмотреть по сторонам, заглянуть в каждый уголок, найти для всего образ, полюбоваться.
И это абсолютно нормально смотрится))). Просто к слову по теме)).
>>Но вельд, благодарно принимая чистые рубаху, штаны

Не очень понимаю, зачем тут "но", что противопоставляется?

Мария Паперина   13.08.2015 17:36     Заявить о нарушении
Сомнения обычно "чёткой " Млады - это и суть всей главы. Дальше их станет только больше)) Ей многое предстоит переосмыслить и началось это с того момента, как она пошла в разведку, то есть взяла на себя часть ответственности за действия других людей, приняла обязательства перед князем, не замешанные на деньгах.

И чувства наподобие жалости для неё новые, точнее, давно позабытые. И потому она даже толком не может понять, что чувствует.

Персонаж не может действовать и чувствовать в одной только плоскости) Впереди ещё кульминация Млады в этой части романа. Но и будут ещё моменты, где она действует без сомнений и жалости. Только определенный надо в ней должен ощущаться уже сейчас.

Гхм... Как-то так))

Но я ещё посмотрю, как оно. Через какое-то время.

Какие впечатления от Рогла? А от Медведя? Кто-то, помню, называл его потрясающим?))))

Елена Счастная   13.08.2015 17:54   Заявить о нарушении
Ах, да. Насчет описаний... Описания - это неприкосновенная часть моих текстов)) Так как повествование всё - таки не от первого лица, то определенные вольности я себе позволяю - в частности при описании природы, окружения и т.д. Ну, не писать же каждый раз "было ясно/пасмурно" "день/ночь/вечер". Это скучно и деревянно) Каждый момент в окружающем мире, времени суток или года - особенный) Нельзя описывать их одинаково, даже если персонаж, на первый взгляд, не склонен к поэзии. Да и не такие уж у меня поэтично описания))) Обычные - минимум для того, чтобы рисовала картинка.

Елена Счастная   13.08.2015 17:59   Заявить о нарушении
>>Персонаж не может действовать и чувствовать в одной только плоскости)

Я не к сути прицепилась, а только к форме. )) Ничего не придумала, вот что почувствовала - то вывалила. ))

Медведь? Так он потрясающий не потому, что влюбился в ГГ и ни с кем не спал, а потому, что добряк и рубаха-парень. И потому, что автор его отлично подает. Это глава ничего не изменила в отношении к нему. Нет, вернее, я за него теперь больше переживаю. Интересно, что он сам обо всем этом думает и что будет делать. Посмотрим.

Рогл, как по мне, хорошо идет, гармонично. Мне понравилось все, что я о нем прочла в этой главе.

>>определенные вольности я себе позволяю

)) И это хорошо. Авторские куски, по-моему, отличная штука и ничему не мешает.

Мария Паперина   13.08.2015 22:46   Заявить о нарушении
>>Я не к сути прицепилась, а только к форме. ))

Насчет формы я ещё подумаю, но пока не знаю, как изменить её)) Как представляю себе это, так и написала)) Хм...

>>Так он потрясающий не потому, что влюбился в ГГ и ни с кем не спал

Да я тоже не о том))

>>Нет, вернее, я за него теперь больше переживаю. Интересно, что он сам обо всем этом думает и что будет делать. Посмотрим.

Ну вот... Значит, причитаний о том, что "все мужики одинаковые" не будет?))))

>>)) И это хорошо. Авторские куски, по-моему, отличная штука и ничему не мешает.

Строго говоря, фокал-то при этом не нарушается)))

Елена Счастная   14.08.2015 06:15   Заявить о нарушении
>>Ну вот... Значит, причитаний о том, что "все мужики одинаковые" не будет?))))

Не будет. А что, нужно? ))) Реальных поводов для проявления женской солидарности тут нет, а за Медведя действительно волнуешься.
В правилах, которые совсем суровые правила, вступление автора все равно страшно порицается, но ясно же, что это не закон. А начиная разбирать мэтров, я везде вижу и скачки по головам. И ничего, раньше читалось взахлеб и теперь не смущает. Скачок там обычно одна-две строки для обозначения одной реакции или авторской ремарки о персонаже для читателя.

Мария Паперина   14.08.2015 12:32   Заявить о нарушении
>>Не будет. А что, нужно? )))

Нет, я просто ожидала обычной женской реакции, когда дело касается отношений)))

>>Реальных поводов для проявления женской солидарности тут нет, а за Медведя действительно волнуешься.

Чего за него волноваться-то? У него всё отлично))) Есть, что есть, есть, с кем спать. Ой, то есть где))))

>>Скачок там обычно одна-две строки для обозначения одной реакции или авторской ремарки о персонаже для читателя.

Обычно у меня это касается только описаний местности)))

Елена Счастная   14.08.2015 12:37   Заявить о нарушении
Да, без "сама не знала почему" все стало хорошо! Человек ведь всегда находит какие-то причины для своих решений, все пытается объяснить. Как раз интересно наблюдать, как Млада управляется с тем, что ей несвойственно.
Если это все-таки рушит авторскую задумку внутреннего конфликта, то, может, обезличенные раздраженные вопросы в уме подошли бы. Самому себе. Типа, вот его держат в темнице, он кашляет и мерзнет, все паршиво. Помрет еще. И брать с собой будет некого, так ведь? Ну так и чего держать тогда! Ведь и раньше не дергался. Не хотелось думать, что просто жаль.

А ощущение нити, ведущей к разгадке, отлично заканчивает главу.

Мария Паперина   19.08.2015 13:50   Заявить о нарушении
О, ну хорошо)) Нет, в принципе, внутренний конфликт Млады сия определённость не нарушает. Её ещё будет телепать туда-сюда в отношении к Роглу))

Елена Счастная   19.08.2015 14:09   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Елена Счастная
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мария Паперина
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.08.2015