Рецензия на «Фронт» (Василий Васильевич Ершов)

Василий Васильевич, с Вашего разрешения, небольшое дополнение, касательно Междуречинской катастрофы (для читателей). Итак, развалившийся Аэрофлот только-только начал осваивать западные самолёты, в частности Airbus A310. В рейс Москва - Гонконг капитан Кудринский взял с собой детей: сына Эльдара и дочь Яну. Летели, как и положено на такие дальние расстояния, двумя сменными экипажами, чтобы не выбиться из рабочего времени. Очередь Кудринского "заступать на вахту" была вторым. Когда экипаж Кудринского принял управление, гордый отец решил показать детям своё рабочее место. Ну и, конечно, разрешил детям посидеть за штурвалом, предварительно включив автопилот. Первой в кресло пилота села Яна. Но она ничего не трогала. После Яны кресло занял Эльдар. Он мягко держался за штурвал, но в конце применил к штурвалу усилие 8-10 кг. Я не знаю, каким макаром переучивали пилотов на A310, но они даже понятия не имели о возможности отключения автопилота "пересиливанием". Что собственно и произошло. Эльдар, отключив продольный канал, стал управлять самолётом вручную, сам того не понимая, и создал крен в 15°. Он первым заметил крен. "А чего он поворачивает?" - спросил он. Тут второй пилот заметил, что прямая линия курса на дисплее превратилась в дугу, как это бывает, когда самолёт входит в зону ожидания. Второй пилот так и подумал. Крен между тем продолжал расти, и вскоре достиг 45°. Появились перегрузки. Второй пилот, в нарушение РЛЭ отодвинувший кресло в крайнее положение, будучи не в силах из-за перегрузок дотянуться до штурвала, закричал Эльдару: "Держи штурвал!", имея в виду поставить штурвал в положение прямо, однако Эльдар, незнакомый с авиационной терминологией, истолковал этот приказ, как держать штурвал в крайне-правом положении, создав ещё больший крен. Перегрузки усилились. Крен уже достиг 90°, и самолёт начал терять высоту. Автопилот (был отключён только продольный канал, отвечающий за крены) отреагировал увеличением угла тангажа, что привело к сваливанию. Перегрузки исчезли, КВС, наконец, удалось вытащить сына из левого кресла и сесть самому, а второму - придвинуть своё кресло к штурвалу. Процедуру вывода самолёта из сваливания они отрабатывали на тренажёрах, поэтому второй пилот, ничтоже сумняшеся отключил автопилот и отдал штурвал от себя. Когда поток восстановился, оставалось только вывести машину из пике. Это им почти улалось. Высоты не хватило. Самолёт зацепил крылом деревья и врезался в сопку. Погибло 75 человек, не выжил никто.

Юрий Катанов   13.07.2015 08:53     Заявить о нарушении
Мне нечего добавить - все точно.

Василий Васильевич Ершов   12.07.2015 14:38   Заявить о нарушении
А, да, я забыл добавить один очень важный аспект: на А310,почему-то нет звуковой сигнализации отключения автоапилота. Возможно, сработай звуковая сигнализация, всё было бы иначе. Таким образом, мы видим целую цепочку факторов, которые звено к звену привели к катастрофе. Во-первых, КВС посадил сына за штурвал, что само по себе является грубым нарушением (ну ладно, до 11 сентября было далеко), а сам не проконтролировал, что там пацан крутит. В другие времена он бы талоном не отделался за такие фокусы. Поведение второго пилота - вообще ни в какие ворота. Отодвинул кресло до упора и снимал пацана на видео. А что? Автопилот работает, курс и высота заданы, автомат тяги включён. Что может случиться? Ну и последний гвоздь в гроб этого злосчастного А310 - отсутствие звуковой сигнализации.
Был ли у них шанс спастись? Был. Если бы второй пилот занимался своими прямыми обязаностями, а не пробовал себя на поприще телеоператора (тем более, когда на левом кресле посторонний), он бы заметил отключение АП, даже несмотря на отсутствие звуковой сигнализации. Со световой-то сигнализацией всё в порядке. Ну и ещё свою лепту внесла слабая подготовка экипажа (насчёт пересиливания автопилота). Если бы хоть одно звено в той роковой цепи отсутствовало, катастрофы могло бы и не быть. Но, к сожалению, история не знает условного наклонения.

Юрий Катанов   19.07.2015 18:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Василий Васильевич Ершов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Катанов
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.07.2015