Рецензия на «А Элен обожала Америку...» (Любовь Матвеева-Поротикова)

Да, Америка виновата. Но виноваты и мы. Вина в таких делах всегда обоюдная.

Американцы, как правило, не грабят внаглую — они пользуются неумением людей отличать хорошее от плохого, честных людей от обманщиков, бескорыстных от эгоистов, полезные вещи от зловредных. Они стремятся к тому, чтобы жертва сама отдала своё добро.

Ведь это мы, советские люди, не умели ценить свою страну, думали, что обман и жестокость возможны только у нас, а доброта и справедливость — только за границей. Ведь это мы таращились на американцев и других гостей с Запада, как на инопланетян, забывая, что они такие же земляне, как и наши соотечественники, со всеми вытекающими последствиями. Ведь это мы верили им во всём и перенимали всё, чему они учили, даже не проверяя, насколько оно нам подходит и насколько соответствует истине.

Так и вы отдали гуся. Вы думали, что сначала надо позаботиться о госте, о друге, а потом уже о семье. Американцам с детства внушают, что сначала надо позаботиться о себе и семье, а о других — необязательно, хотя можно как-нибудь на досуге. Обе точки зрения несправедливы (семью нельзя «оставлять на потом»), но если из двух зол выбирать меньшее, Ваша точка зрения, конечно, всё же ближе к истине.

У нас и у американцев разная идеология. Американцы могут говорить, что они «свободны от идеологии», но если они так говорят, то они врут — идеология у них есть, да ещё какая! Но мы знали о ней лишь в самых общих чертах, в основном — шаблонные фразы из пропаганды, которой не очень верили (и было из-за чего). Мы не знали настоящих американцев, не понимали их мышления. А это очень важно.

Казахстанцы не увидели в прибывших к ним американцах агрессии. Её и не было. В действиях американцев были эгоизм, вероломство, мошенничество, но злобы, агрессии не было. Не было потому, что они — настоящие хищники.

Хищных животных обычно рисуют озлобленными, агрессивными, с оскаленными пастями. Но так они выглядят только тогда, когда видят врага или конкурента, словом — угрозу. Или тогда, когда жертва оказывается не беззащитной и грозит дать сдачи, то есть опять же становится угрозой. Когда же они охотятся на жертву, которая не может себя защитить, они не злятся. Точно так же, как человек не злится на бифштекс, который собирается съесть — наоборот, он его по-своему любит. И котёнок не злится на полузадушенную мышь, с которой играет — наоборот, он ей очень рад. И охотник, прицеливаясь в утку или лисицу, не шепчет: «Сейчас я тебе покажу, подлюка!» — наоборот, он ею восхищается: «Ух, красотка, сейчас будешь у меня в мешке! То-то жена меня похвалит!». Лейтмотив хищника — не злоба, а равнодушие. Обыкновенный эгоизм, спокойствие непотревоженной совести.

И то, что вы были щедрыми с Элен, а она не отвечала вам щедростью — в её глазах это тоже было нормально. Согласно идеологии Рынка и Конкуренции, тот, кто проявляет щедрость бескорыстно, ничего материального не получая взамен — дурак. И тот, кто отказывается от выгодной или полезной вещи, которую предлагают бесплатно — тоже дурак. Она рассматривала подарки как разумное вознаграждение за то, что она хорошо умеет общаться с людьми. И совершенно не считала, что она должна отвечать тем же. Просто она не думала о других, не стремилась поделиться с кем-то, позаботиться о ком-то не близком ей. О своей семье она, возможно, хорошо заботится — это своё хозяйство. Со своими союзниками по бизнесу, со своими коллегами она может быть щедрой — ради укрепления связей, с видами на будущее. А так — зачем?

В США поощряется такое мышление, так как оно повышает конкурентоспособность. Многие из них так мыслят, многих из них с детства так воспитывают. Не все там такие, но очень многие. Во всяком случае, такие люди в США сильны и задают главный тон, в той или иной степени заражая своим мышлением большинство людей.

Некоторое представление об идеологии США, о достоинствах и пороках американцев дают многосерийный мультфильм «Утиные истории» (классика американского кино, лучший из их мультиков), рассказы Марка Твена (тоже американская классика), роман Р.Л.Стивенсона «Потерпевшие кораблекрушение». Также полезны в этом отношении многочисленные современные учебные пособия по экономике, менеджменту и тому подобным наукам — они проникнуты именно той идеологией, которая уже основательно обосновалась в США и сейчас стремится полностью овладеть бывшими советскими республиками и бывшими социалистическими странами.

Но не обязательно обращаться к американской и английской классике, чтобы увидеть примеры того мышления, которое называют американским. Всем нам знакомый Чичиков из «Мёртвых душ» Гоголя может служить образцом и идеалом последователей этой идеологии. (У меня есть об этом статья — http://www.proza.ru/2015/05/13/808 ) Недаром некоторые из современной молодёжи воспринимают его как положительного героя (бедный Гоголь!).

Рассказ очень хороший. Переданы все типичные мысли и чувства наших по отношению к Америке. И постепенное изменение отношения к ней - по мере прозрения.

Крымчанка   22.06.2015 19:28     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Любовь Матвеева-Поротикова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Крымчанка
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.06.2015