Рецензия на «Родственные души» (Ксения Квин)

Рецензия на произведение «Родственные души» (Ксения Квин).

Довольно сложно выбрать, что всё-таки стоит написать. Послевкусие или же впечатления, которые появлялись в момент прочтения (да-да они все записаны)? После долгих размышлений было решено написать послевкусие.
Сразу отмечу, что произведение стоит почитать, однако не ждите ничего фантастического и удивительного.
Есть моменты, которые действительно удерживают внимание читателя, а есть провалы (иначе говоря места, где можно потерять своего читателя). Лично я ощутила два таких провала. В самом начале, кажется, вторая или третья глава и самое печальное в семнадцатой главе. Напомню, что это мои личные ощущения, кто-то почувствует разрыв (пустоту, провал) линии интереса в другом месте. Мне же довелось это почувствовать на переходе второй и третьей главы и в середине семнадцатой главы.
Если сравнивать аннотацию произведения и само произведения, то ожидания не были обмануты. Всё, что анонсировал автор я получила. Не больше и не меньше. Произведение написано грамотно. Главы не большие, но информационно наполнены в достатке. В произведении есть сюжет и выдержана композиция. Точно чувствуешь, где вступление, где завязка, кризис, кульминация и развязка, хотя сама развязка показалась скомканной и проглоченной. Не успел толком принять новые обстоятельства развития событий, а уже конец. Хотя это можно объяснить стремлением главной героини поскорее расставить все точки над «ё». Стоить отметить, что любую «слабость» произведения можно оправдать и объяснить. Это определённо хорошее качество. Значит само произведение способно само себя защищать.
Что же теперь приступим к самим впечатлениям.
Что определённо понравилось - искренность, ощущение реалистичности происходящего и хороший стиль повествования от первого лица.
Теперь то, что дало жизнь вопросам:
1) Да, это реальность, но на протяжении всего произведения был ощущение, что чего-то не хватает. Возможно это что-то положительное, хорошее в жизни? Сильно ярко чувствуется неудовлетворённость жизнью, н именно этого и добивался автор, так что на это жаловаться нет смысла. И всё равно было немного обидно читать произведение, где в России обязательно всё плохо, зато за границей всё проще и лучше. «Трава зеленее там, где нас нет» - довольно часто возникала эта мысль при прочтении. Так или иначе лично мне не хватило света и тепла в произведении.
2) Прошлая жизнь. Это хорошее объяснение и механизм движения многих событий в истории, но описано… Прошлая жизнь хорошо написана в шестнадцатой главе, а раньше всё так туманно и… порой казалось совершенно ненужным. С одной стороны, как снилось (или как сама запомнила) героине эти сны, так и написано и всё равно порой казалось лишним. Особенно тесного переплетения прошлого с настоящим и сильного влияния в произведении не обозначено, поэтому это скорее не основная идея, а приятная плюшка, своеобразный бонус, чтобы не потерять интерес.
3) Героиня. О, сама героиня заставляет задавать много вопросов и думаю, ей отдельно я посвящу следующую часть размышлений. Это чудо надо рассматривать отдельно, и я даже не могу сказать понравилась ли она мне или же нет. Так или иначе в тексте достаточно объяснения почему она такая, а не другая, но почему она не претерпевает изменения - это вопрос.
4) Шаблоны и рояли в кустах. Вот единственное, что нарушало ощущение реальности. Изобилие шаблонов и под конец «рояль». Что это за шаблоны? В который раз встречаем русский роман, где главная героиня из низов обязательно попадает на рублёвку. Уже пора создать специальный поджанр «рублёвщина». Жанр, где главный герой обязательно попадёт в мир роскоши, блеска и лести рублёвки. Ничего плохого в этом нет, но это уже изъезженный шаблон. Как шаблон мифов, что двоечники открывают своё дело, замуж выходят только по залёту, а отличники непременно становятся алкоголиками. Это так же тысячу раз повторяли и больше похоже на миф, нежели реальность (хотя доля правды есть, но только в словах, что многие очень многое хотят, но ничего не хотят ради этого делать). Так или иначе в произведении много шаблонов. Я могла бы все их перечислить, но на протяжении прочтения я делала акцент на главной героине, а не на счёт шаблонов и роялей. А рояли были, правда сначала они были незаметны и грамотно расставлены. Главную фальшь напоминающая, что вся история только выдумка создал грохот «авиакатастрофы». Вот рояль, так рояль!

А теперь перейду к самой Маргарите. События не сильно увлекали, сколько интересовала сама Маргарита. Всё время возникал вопрос: «Что с тобой не так?». И дело не в том, что у меня ценности такие же как, например, у Жанны, нет. Отчасти я понимаю Маргариту. Да, всех интересуют деньги; да, не верят в любовь; да, терпят «ненужных людей», таких как тётя Даша (надеюсь, я ничего не путаю), но почему героиня видит только негатив? Думаю, настало время переписать мои впечатления, которые возникли при знакомстве с главной героиней. Если кому-то интересно, обычно первое знакомство с главным героем, первое впечатление, создаёт содержание первых двух глав. И первое впечатление, предупреждаю, неприятное. Будет всего две записи из дневника впечатлений:
1) «Когда вначале объясняется, что героиню раздражают люди, которые на всё жалуются, а в последующем идёт постоянные упрёки в сторону настоящей жизни, создаётся впечатление, что сама девушка ничем не отличается от остальных. Более того складывается впечатление, что главная героиня даже больше остальных жалуется на свою жизнь и просто не умеет жить, оттого именует своё настоящее (реальность) существованием. Конечно, понятно, что на сравнении происходит знакомство с удивительной «не такой как все» девушкой, однако это производит неприятное впечатление «ноющего существа».»
2) «Впрочем, первое впечатлении о героине неприятное. Вспоминаются слова mr.Freeman: ««Я умный — вокруг козлы. Я честный — вокруг жулье. Я гений — вокруг быдло! Я д’Артаньян — все пидарасы!» ...Но если ото всех воняет говном, может быть, это ты обосрался?» . Правда странно, что именно это вспомнилось? Ну, так уж вышло. Противоречие и негативное отношение к реалиям жизни рождает именно такое впечатления. Ну, хорошо. Перейдём дальше. Всё-таки главные герои книг не обязаны нравиться читателю. Единственное, что действительно радует – описание реальности. Чувствуешь эту реальность, но… чего-то не хватает? Наверное, положительного и светлого?»
Следом не поленились и записали всё, что казалось проблемой героя (с надеждой, что в итоге с героиней что-то случится и она хотя бы чуть-чуть изменится. Только эта мысль и двигала меня до победного конца).
«Проблемы героини:
1) Недостаток внимания в детстве, а именно похвалы, отсюда неуверенность.
2) Одиночество. Причём замкнутое одиночество, так как пойти навстречу диалогу попыток не принимаются, а внутри собеседнику уже создаются штампы. Ну зачем же действительно разговаривать с людьми, которые не умеют слушать? К этому стоит добавить противоречия комфорта в одиночестве и поиск выхода от того же самого одиночества.
3) Невозможность выговориться, отсюда замкнутость в себе и жёсткие представления «Меня не поймут», «Мне не важно чужое мнение», «Меня это всё достало». Обычно это именно само убеждения себя в обратном. Во всех этих словах читаешь именно то, что нужно герою, чего ему не хватает.
4) Бегство от реальности. Коря всех за бегство от реального мира, героиня сама в итоге отстраняется от реальности в том же виртуальном, нереальном мире. Не важно, что это интернет, игры или книги. Это бегство.
5) Гордость, граничащая с гордыней. Нежелание хотя бы немного приспособиться, немного принять чувства других и подумать не только о себе любимой.
Большая часть проблем, которые происходят с героиней происходят по её же вине. (Единственное, что радует она сама порой это понимает, но совершенно ничего не делает чтобы измениться)»
Единственное, что разрешилось – вопрос одиночества и бегства от реальности. Это уже радует. Однако героиня совершенно не изменилась. Как была гордой немного надменной девушкой, так и осталась. Плохо ли это или хорошо? Спорный вопрос. Всё-таки главные герои не обязаны нравиться читателю, их задача удерживать внимание и поведать свою историю. Маргарита с этой задачей справилась и это самое главное.

Произведение само по себе всё-таки хорошее. Произведение, которое способно себя защищать, притягивать внимание даже если совершенно не по душе главный герой, довольно противоречиво (по крайней мере рождает противоречия) и заставляет серьёзно задуматься согласен ли с главным героем или же нет. Живые персонажи, хороший слог и описание реальности, всё это определённо сглаживает острые углы, на которые то и дело натыкаешься. «Родственные души» это не романтичная история, а скорее крик души. Крик души, призывающий быть настоящими, а не искусственными фальшивками. Будь собой, и ты тоже можешь добиться лучшего. Быть счастливым.
А от себя я бы добавила, что стоит быть счастливым уже сегодня. Только дописав до конца рецензию, я поняла главную проблему Маргариты. Она не могла быть счастливой здесь и сейчас. Ей нужно было пройти столько всего, чтобы понять, что она просто не замечала самых важных вещей, а отвлекалась на то, что даже внимания не достойно. И… да, соглашусь с Жанной, Лерой и Лизой, Маргарита и правда не умеет ценить то, что у неё есть. Из-за этого и все проблемы.
На этом всё. Буду рада узнать, как дела у Дмитрия и Маргариты в Новом Орлеане.
Удачи и творческих успехов, Ксения Квин.

Полина Воронкова

Полина Воронкова   26.02.2015 06:36     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ксения Квин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Полина Воронкова
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.02.2015