Рецензия на «По заявкам сельчан» (Наталья Мелёхина-Михайлова)
"А осталась ли ещё русская литература?!" (Метро, 24.09.2014) "Ой, ну что ж тут говорить, что ж тут спрашивать, от стою я перед Вами, словно голенький..." (А.Г. Красный треугольник) Я бы сказал так: есть еще труженики словесности, подражающие нашей до упора востребованного классического жанра советской прозы. А отчего бы не обратиться с товарищу Андрею, который Платонов? Возьму для наглядности зачин "Чевенгура", а именно: "Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы. Появляется человек -- с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно. Любое изделие, от сковородки до будильника, не миновало на своем веку рук этого человека. Не отказывался он также подкидывать подметки, лить волчью дробь и штамповать поддельные медали для продажи на сельских старинных ярмарках. Себе же он никогда ничего не сделал -- ни семьи, ни жилища. Летом жил он просто в природе, помещая инструмент в мешке, а мешком пользовался как подушкой -- более для сохранности инструмента, чем для мягкости. От раннего солнца он спасался тем, что клал себе с вечера на глаза лопух. Зимой же он существовал на остатки летнего заработка, уплачивая церковному сторожу за квартиру тем, что звонил ночью часы. Его ничто особо не интересовало -- ни люди, ни природа, -- кроме всяких изделий. Поэтому к людям и полям он относился с равнодушной нежностью, не посягая на их интересы. В зимние вечера он иногда делал ненужные вещи: башни из проволок, корабли из кусков кровельного железа, клеил бумажные дирижабли и прочее -- исключительно для собственного удовольствия..." А что касаемо добровольно-принудительного изложения фактов, то и в этом деле товарищ Андрей посильно приуспел: "... -- Ах, вы так! -- сказал Пиюся и выстроил чекистов, не ожидая часа полуночи. -- К/о'цай их, ребята! -- И сам выпустил пулю из нагана в череп ближнего буржуя -- Завын-Дувайло. Из головы буржуя вышел тихий пар, а затем проступило наружу волос материнское сырое вещество, похожее на свечной воск, но Дувайло не упал, а сел на свой домашний узел. -- Баба, обмотай мне горло свивальником! -- с терпением произнес Завын-Дувайло. -- У меня там вся душа течет! -- И свалился с узла на землю, обняв ее раскинутыми руками и ногами, как хозяин хозяйку. Чекисты ударили из нагана по безгласным, причастившимся вчера буржуям -- и буржуи неловко и косо упали, вывертывая сальные шеи до повреждения позвонков. Каждый из них утратил силу ног еще раньше чувства раны, чтобы пуля попала в случайное место и там заросла живым мясом. Раненый купец Щапов лежал на земле с оскудевшим телом и просил наклонившегося чекиста: -- Милый человек, дай мне подышать -- не мучай меня. Позови мне женщину проститься! Либо дай поскорее руку -- не уходи далеко, мне жутко одному. Чекист хотел дать ему свою руку: -- Подержись -- ты теперь свое отзвонил! Щапов не дождался руки и ухватил себе на помощь лопух, чтобы поручить ему свою недожитую жизнь; он не освободил растения до самой потери своей тоски по женщине, с которой хотел проститься, а потом руки его сами упали, больше не нуждаясь в дружбе. Чекист понял и заволновался: с пулей внутри буржуи, как и пролетариат, хотели товарищества, а без пули -- любили одно имущество. Пиюся тронул Завын-Дувайло: -- Где у тебя душа течет -- в горле? Я ее сейчас вышибу оттуда! Пиюся взял шею Завына левой рукой, поудобней зажал ее и упер ниже затылка дуло нагана. Но шея у Завына все время чесалась, и он тер ее о суконный воротник пиджака. -- Да не чешись ты, дурн/о'й: обожди, я сейчас тебя царапну! Дувайло еще жил и не боялся: -- А ты возьми-ка голову мою между ног да зажми, чтоб я криком закричал, а то там моя баба стоит и меня не слышит! Пиюся дал ему кулаком в щеку, чтоб ощутить тело этого буржуя в последний раз, и Дувайло прокричал жалующимся голосом: -- Машенька, бьют! Пиюся подождал, пока Дувайло растянет и полностью произнесет слова, а затем дважды прострелил его шею и разжал у себя во рту нагревшиеся сухие десны. Прокофий выследил издали такое одиночное убийство и упрекнул Пиюсю: -- Коммунисты сзади не убивают, товарищ Пиюся! Пиюся от обиды сразу нашел свой ум: -- Коммунистам, товарищ Дванов, нужен коммунизм, а не офицерское геройство!.. Вот и помалкивай, а то я тебя тоже на небо пошлю! Всякая б...дь хочет красным знаменем заткнуться -- тогда у ней, дескать, пустое место сразу честью зарастет... Я тебя пулей сквозь знамя найду!.." И что удивительно, до сей поры Платонова за классика не почитают. Однако! Александр Чистович 25.09.2014 00:03 Заявить о нарушении
Александр, Платонова за классика еще как почитают! Он в школьной программе, начиная с начальной школы. Студенты-филологи защищают по нему дипломы, а ученые - диссертации. Он никогда не будет забыт, учитывая силу и величину его таланта. И я не очень поняла, к чему Вы разместили этот комментарий под моим рассказом. Я о Платонове речи в своем тексте не веду.
Наталья Мелёхина-Михайлова 25.09.2014 13:53 Заявить о нарушении
Основное смысловое содержание моего комментария (ну, не рецензии же!) сосуществует без тандема иронии, но исключительно в первом предложении. Если не лениво - перечитайте.
С уважением. Я про т.н. "пиар" в газетёнке Метро. Александр Чистович 01.10.2014 00:33 Заявить о нарушении
Я не понимаю, о чем Вы хотите мне сказать, и поэтому перечитывать, действительно, лениво. Кстати, я только сегодня узнала, что, оказывается, Елена Колядина упомянула меня в своей колонке, и, должно быть, именно этим был вызван Ваш отзыв, а то сначала я вообще Вашей логики не поняла, к чему Вы то "Метро" цитируете, то о Платонове беспокоитесь, и причем тут мой рассказ... Впрочем, сейчас тоже не понимаю.
Наталья Мелёхина-Михайлова 01.10.2014 18:47 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |