Рецензия на «Евдокимов. Будем, будем жить» (Владимир Рысинов)

Владимир, читала вот это http://royallib.ru/book/tolstaya_tatyana/limpopo.html и думала о вас: та же горькая ирония, такой же глубины смысл, та же образность... Люблю я Толстую, какая величина! Прочтите, если не читали, думаю, вам понравится.

Ирина Соцкая   02.04.2014 15:50     Заявить о нарушении
Ира, редко не соглашаюсь с вами, практически такого даже и не было, а было если, то не считово.

Не ради спора, токмо ради истины - ну не может путь к истине быть таким...
Нет, я не спорю, но всё же - средства Толстой подмяли цель, а прислуга короля отравила. Одно понял из первых пары десятков абзацев - очень развитая дама, образное мышление, круг вариаций запутан и многословен, Оспидя, неужто и я таков?.. Самолюбование в принципе... Да, я тоже пришёл в отчаяние - кто эти пииты, эти витии, зефиры запутывающия??? Неужто никого не осталось вразумительного... Дочитывал по вертикально падающей диагонали.
Хотя не спорю, возможно не хватило терпения, чтобы раскусить.
Но ослабило теплом биющуюся потерянно грудь - есть, есть кратко изложенная мысль, мысль болючая, мысль через пороги материнства, живая река чистой зеленоватой воды - тяги к истине, к истине рвущаяся река - молния в нетерпении цель видя, издалека зигзагом и прямо в яблоко.
ИРА - ЭТО ВЫ.
Это Ваши вирши.
Здесь отдушина струй и зеркало поверхности, здесь глубинные бурления и всплески смысла, водовороты и перекаты, живописующие плёса, манящие жить назло и дальше.

Ира, не купимся, разберёмся и соберёмся. Будем сруиться назло Толстым порогам.
С наступающей Тебя Пасхой Христовой. С наступлением торжества поста радостных дел и творческих поступков, в скором будущем.
Мы ещё многожды будем.

С уважением...

Владимир Рысинов   02.04.2014 18:44   Заявить о нарушении
Неожиданно…
Может, я слишком формой упиваюсь и не замечаю творящегося вокруг смысла… Не хочу замечать и не скрываю этого, - уж очень, очень! больно всматриваться. Больно.
Но нет, нет, не настолько же я слепа…
Но как же, как же, Владимир, а ЭТО: (и способ! и суть! и умение видеть ТАК, как видят немногие!) —
« – Родина, – закричал взволнованный Перхушков, – да что же может быть дороже родины в свете последних постановлений? Ничего! И ведь сколь мудры эти золотые Последние Постановления с их пронзительным светом, как вовремя и в то же время неожиданно они случаются, каким глубоким ожогом прожигают нам душу, аки меч блистающий, обоюдоострый, взаимоволнистый, несказанным сиянием исполненный, несокрушимый, неразъемный, непобедимый паки и паки! И то – как жили бы мы без Постановлений, мы, жалкие, белые, нагие, слепые и дрожащие, подобные червям и безногим водяным личинкам? О, уподобить ли нас тлям прозрачным, в дремучем невежестве и животном безверии зеленый лист грызущим; о, уподобить ли нас инсектам простейшим, в капле колодезной воды без понятия толкущимся? О, сравнить ли нас с амебами неразличимыми, жаждущими и страшащимися разделения в самих себе – и попусту греховно жаждущими, ибо ничто, разделившееся в себе, не устоит; о как темно, пусто и страшно нам без Постановлений, как робко ползаем мы, пугаясь шорохов и скрипов, меж каменистых пустынных отрогов, как жалобно скулим, протягивая руки, щупальца, членики, жальца, хватальца и осязательные волоски во тьму кромешную, откуда лишь хлад и рык зловонный: просвети! о, просвети!.. И как тускло, словно подернутые туманом и ржавчиной, светят нам остывшие, отгоревшие, прежние последние Постановления, утратившие свою актуальность и злободневность, как дева – цвет юности, как розан – весеннюю пыльцу…
Но все – бьет час, и не предугадать его, гремит глас – и кто посмеет предчувствовать его? – разверзаются небеса и раздираются покровы, и Зверь стоочитый, число коего есть двенадцать, как бы весь в пурпуре и багрянце, и в грохоте нестерпимом являет себя, вращая ногами; – и митра его есть папаха драгоценного каракуля, и одежды его суть драп цвета вечерних туманов; – перси и чресла его суть рубин и золото чистое, беспримесное, плащаница его двубортна, и число застежек равно числу песка морского; – в головах его звезда Сарынь, в ногах – мертвец; препоясан он зубцами невыразимыми; – и, подъяв трубу, трижды восклицает он голосом, подобным шуму вод: «есть, есть, есть Последние Постановления!» И с силой несравненной, с шумом таковым же разворачивает Зверь список Последних Постановлений, и свет их, соотечественники, – свет их подобен взрыву тысячи солнц, и, завидя его, всякий мрак, скверна и нечистоты бегут, скрываясь с лица земли, изрыгая бессильную хулу»…

«…средства Толстой подмяли цель» — я растерялась.
Для меня ее «средства», так же как и ваши, — единственно верны, прозрачно-кристальны, очевидны, дидактичны по-хорошему, они — картинки для не знающего языка, пальцы для немого, предупредительные знаки на дорогах, красный крест на белом фоне… как же?.. ведь она ЗАХОТЕЛА, чтоб вы пришли в отчаяние, и вы пришли… и я.
«…запутан и многословен»… странно, так странно, ничего не понимаю. Вся такая конкретная я люблю двух Конкретных Писателей, которые, даже если не поняты мной до конца, до стержня, до семечка (в силу того-то и того-то…), — приняты всей душой, говорят об одном, пишут для меня акварелью, а не мазутом, как многие, и вдруг… «круг вариаций»…(одного)… «запутан и многословен»… (для другого)!
Как это может быть?
А вот, выходит, может…
Буду думать, Володя. Буду думать.

А, может, еще попробуем, а? Вот тут, тихонечко, под чаёк, неспеееешно: http://royallib.ru/read/tolstaya_tatyana/den_sbornik_rasskazov_esse_i_feletonov.html#20480 «Белые стены»… — я не плакала, у меня это редко выходит, но была близка. До мурашей по коже! До волосьев дыбом! КАК писано! Володя, прочтите, ради меня!
Но впечатления по-прежнему нужны честные!!! Рысиновские. А не мармеладно-димедрольные. Все равно вычислю. Может, небыстро, не сейчас, позже… прочтите, Владимир…
где же я ошиблась-то? вот ведь…

А Он воскреснет, да. Снова и снова, для нас, ради нас, вопреки нас. И, слава Богу! С наступающим!

Ирина Соцкая   02.04.2014 21:56   Заявить о нарушении
Наверное не хватило мне воздуха - какие постановления, как вырваться из этого колодезно-тухлого коловращения?
У красивости Татьяниной я не нашёл того, жадного вдоха воздуха бывшим тонущим, но самоспасшимся...
"Тройка - Троица русской жизни. Живая семья, миллионы семей сплочённые единым движением.
Слева - женское начало - сама Россия, природная, материнская колыбель.
Справа - мужское начало, что побеждает и строит. Народ самый.
Коренник - дети семьи, для большой страны - её нации. Дети, что всегда посреди родителей. Так слонята, оберегаются кольцом взрослых слонов от тигра, так жеребята защищены копытами взрослых коней от кружащих волков. Папа справа, мама слева. Держась за их руки, в серёдке - по малолетству беззащитные. Вынашиваемые и воспитываемые. Оберегаемые. Самые дорогие, ибо в них вложен смысл жизни и всего развития.
Ямщик - Русский дух. То "Самое-само", что сокрыто даже в древесном зёрнышке, что теплится в махоньком зачаточке под холодным снеговым покровом, что просыпается весной с первой капелью, и гонит ствол, выпускает листья и ветви, формирует и раскрывает под солнышком крону, зреет цветением и рассыпает семя, возбуждая к жизни новые сеянцы, саженцы. Жизненная энергия.

Русская тройка - наша душа. Это душа России в сомнениях и прозрениях, в постепенных видоизменениях, во взрослении непрерываемом сегодняшними, подростковыми ещё чуже-влияниями.
Приходит и наша пора созреть для собственного цветения, отличного от других, но и подобного любому цветению в этом мире - Японскому ли, Немецкому, Итальянскому ли... сформироваться своим бутоном, русским букетом.

Занять место за штурвалом локомотива".
Нет там душеспасительного, надежды нет, там восторг трупа червями без времён и без края. Не могу читать эпитафий, не имеющих в себе пасхального позитива.

Хотя возможно не одолел. Потружусь серьёзно, ибо Ирине верююу.

Есть прекрасный писатель, написавший "Мушкетёров" - француз Дюма. Это личное, но я за всю жизнь не смог одолеть и десятка его страничек. Слог ли, сюжеты, отсутствие красоты вокруг... что-то такое присутствует в нём, что застит, не даёт войти, вжиться в его мир. Не моё.

И сравни, Ирина, вот это -

"Струится время, плещет, громоздится не хриплым тиканьем часов, но ожиданием, и действием, и целью — одной, сменяющей другой, очарованием иль разочарованьем, открытой раной ли, белеющим рубцом — на память.
Суть памяти — защитный опыт, кожа. За тем щитом — растешь, шагающий, искрясь реакцией на встреченное. Словом тавруешь познанное, липнешь к зеркалам таких же путников с иным набором знаний.
И накопляешься как глиняный сосуд, стенами — хрупкий, прочный — содержаньем. Оберегаемый, ты непослушным чадом любим взаймы. Нагруженный дарами, транжиришь или бережно несешь, перерождаясь семенем в растенье — живешь".
Ира, вот он мудрый, горький и трудный, воздвигаемый оптимизм. Вот оно пробивание человеческим корешком бытийственного асфальта, восшествие. Вот он круг жизни по Христу - сознание среди трудностей, дух в вязкости материи.

И что самое удивительно - мы размышлениями сошлись по теме и во времени. Вот нам и сотрудничество душ, дальняя связь, перекличка в ноосфере.

Какие там Татьяны? Хотя, даю слово, прочитаю опять и ещё.

Владимир Рысинов   03.04.2014 04:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
Снова прочитала свои строчки как чужие: «что-то знакомое…» - думала ))) тАк вот они из меня и выходят - сторонкой, слегка зацепив сознание. Хорошо, хоть успеваю записывать ) Потому заслуг своих не вижу, не надо хвалить. Моей рукой, способной водить карандашом, кто-то пользуется. А в голове - страхи да переживания, сожаления и несогласия с результатами жизни, вина…
Просто радуюсь, что писаный мной текст чем-то искрится для вас, находит отклик в умной вашей голове, в чутком сердце. Хорошо.

Спасибо за обещание читать Толстую. Она мне дорога.
Кстати, по поводу «Мушкетеров»… Именно Т. Толстая смогла внятно мне объяснить, почему хорошие иностранные произведения, порой, нами не понимаются и не принимаются: переводчики и перевод виноваты. Плохой или просто недо-качественный перевод не передает менталитета народа-автора, той литературной алхимии, превращающей буквы в образы. Перевираются цвета и их оттенки, истончая густоту словесного варева, опресняя его.
Но «Мушкетеры» плохой пример в этом отношении ) Это просто книжка для юных романтичных особ, предназначенная для подЦвечивания их мечтаний, которые, конечно, никогда не сбывшись, со временем потеряют сочность и остроту, и слава Богу. По себе знаю, так как угораздило родиться мечтательной барышней ))) Это потом, через полосу жизненных препятствий и оговорок, и сбитых коленок, и потери розовых очков начинаешь видеть, что Д,артаньян обычный хвастун и задира, милый лицом, и – да, написано скучно, с упором на мчащийся сюжет, попирающий копытами событий желание читателя вглядеться, внюхаться и впитать хоть чего-нибудь, кроме стразовой кутерьмы повествования. Но пока ты юн и мечтателен, тебя это ослепляет. А что со слепого взять?
Эссе Татьяны Толстой на тему языков и переводов так и называется: «Переводные картинки». Очень меткое название, понятное по сути предмета только человеку, думающему по-русски. Здесь вот оно, это эссе: http://royallib.ru/read/tolstaya_tatyana/den_sbornik_rasskazov_esse_i_feletonov.html#573440 Да и весь ее «День», в сущности, об этом, только с разных сторон.
Простите, если кажусь вам назойливой! Ни в коем случае не настаиваю, меня бы лично убило заставляние читать того, чего я не хочу. Именно так мной остались не прочитанными «Каренина», и «Чайка», и «Капитанская дочка», и… ))) потому и Пушкина, видимо, не люблю. И уж не полюблю никогда.

Ирина Соцкая   03.04.2014 11:02   Заявить о нарушении
Почему-то ссылка моя работает только на начало сборника... Чтобы найти "Переводные картинки", нужно стразу открыть там же 29 стр.

Ирина Соцкая   03.04.2014 11:23   Заявить о нарушении
В математике даже враги приходят к согласию, но что касается вкусов - битвы будут кипеть за настолько тонкие оттенки, что со стороны смотреть стыдно.
Дело в личном толковании, своим не поступаются, своё привносят и даже окрашивают одно и тоже, но в разные краски.

Вот Толстая описывает подвиг Малевича - рубеж времён, грань искусств, квадрат на месте иконы, победа над солнцем, крестьяне с дырами вместо лиц. Короче, худо-жник сей - чемпион, осмелившийся сразиться с дьяволом... но сражение то походит на взаимодействие с ним, вот в чём беда. Вот оно - личное, солидарность с Малевичем.
Так правозащитники пекутся о достоинстве извращенцев - имеют, дескать, право... да ведь это право на самоубийство. Но мы то не сказали, это вы подумали. Но ваше согласие - разрешение самоубиваться. Ну и что - это неотъемлимое право живущего.
Где здесь Христово противостояние, который тоже добровольно пошёл на крест? Но он вышел на бой, а не вздёрнулся.
И в окончании работа в фонде на американские деньги, где чтобы не лишить пропитания МНОГИХ, Татьяна благославляет оплату следующих "малевичей". Вот оно следствие литературного попустительства - я пишу то, что сама есть,... поступаю так, как пишу.
Полная солидарность с оным мастером борьбы с солнцами, и с тем, с кем он якобы вступил в бой.
Это капитуляция перед смертью. И увлечение к ней других.
Не приемлю.

Что же касается Дюма, то да, читать пытался в детском возрасте, переходящем в юность. С тех пор старался пару раз возобновить, но с тем же успехом, несоответствие голову клинит.
Наверное перевод, но скорей всего дух не мой, не наш. Это самое - личное привнесение.

Христос спускался в ад, дабы вывести многих.
Я описываю жуть, но за ней всегда выход, стремление к осмыслению. Такая у пищащих "пузырьков" работа - помогать читающим, и себе самому, выплыть.
У Татьяны, насколько успел понять, выныривания нет, скорее безысходное погружение с эстетичными рукомойными всплёскиваниями обиженного миром, добровольно ухода.

Осиливаю дальше, но похоже - неприятие нарастает.

Владимир Рысинов   03.04.2014 20:59   Заявить о нарушении
Дверился системе исправления ошибок, и она вместь "пишущих" полставила - "пищащих", я о Прозаиках, конечно же пишущих.

Вот вы, Ирина, говорите о том, что вашей рукой некто водит. Распространённое мнение, но мне сдаётся, что водит рукой наработанной долгими размышлениями, ошибками и исправлениями, нечто обобщающее это всё на подкорке и выдающее более глобальное решение мелких напастей, но это обобщение и выводы - Ваши. Так за деревьями охватывается лес, а за волнами - море с накатом. Деревья говорят - Лес сам вместо нас. - Э нет, это лес состоит из деревьев.
Если вы решали проблемы безсонной ночью, то к утру всегда вызревал выход. И он руководил вами днём. Но это вы его выстрадали и создали. Так что...

Владимир Рысинов   03.04.2014 21:12   Заявить о нарушении
Владимир, я думаю, что человек, писатель, испытывающий «Полную солидарность с оным мастером борьбы с солнцами, и с тем, с кем он якобы вступил в бой», не стал бы так откровенно палиться, говоря что «Художник «послеквадратной» эпохи, художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в черную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам…». А раз не верит, значит десакрализация. А «Десакрализация» – это лозунг XX века, лозунг неучей, посредственностей и бездарностей… Это индульгенция, которую одни бездари выдают другим, убеждая третьих, что так оно все и должно быть – все должно быть бессмысленным, низменным…» Солидарный бы не писал, что: «поклонники Квадрата в качестве достижений искусства все предъявляют и предъявляют разнообразные телесные выделения и изделия из них». По-моему, это как раз голос с другой стороны баррикады, противостояние, непричастность к, брезгливое потряхивание пальцами, неприятие, основанное на понимании глубины и непоправимости случившегося, и по-человечьи жаление пришедшего к концу художника. Нет?

«Татьяна благословляет оплату следующих "малевичей"», стыдясь. Не повезло человеку: сидеть в «жюри», НИЧЕГО по сути не решающем, подневольном. Я вот не хотела бы, чтобы меня проверяли ВИДИМОСТЬЮ возможности сказать кому-нибудь: «Ты никакой не художник! Все, что ты полагаешь искусством – полное дерьмо!»
Вроде бы тебя пригласили для оценок как эксперта, но ограничили такой колючей проволокой условий (и первое из них – отсутствие людей даровитых!!!)… второе и далеко не последнее: деньги обязаны быть потрачены на «искусство»! Хоть на какое-нибудь! Нельзя не дать никому, тебе просто не позволят, не дашь ты, даст другой! А вдруг он, другой отхожую кучку побольше да повонючее выберет?
Да, наверное, можно взяться за вилы… Еще можно уйти с гордо поднятой головой… Думаю, что Толстая в конце концов так и сделала, там характера на двоих! А вот я (сегодняшняя!) не знаю, как бы поступила… Потому и не сужу.

По поводу вождения моей рукой… мне бы очень хотелось думать, возгордясь, что все-таки правы вы, но… не могу объяснить, просто чувствую, что тут моя роль — исключительно в царапании бумаги. Вот чувствую и все!

Ну да ладно, Владимир. Я могу спорить с вами, не соглашаться в чем-то, но в главном-то вы опять оказались правы: «Дело в личном толковании»! Толкуем мы, действительно, по-разному, не раз убеждалась. Но сходимся, думаю, в чем-то важном для нас с вами, «сотрудничая душами» и «перекликаясь в ноосфере».
Признаться, я просто использую вас ))) да-да, использую как отдушину, как свежий воздух, как интересного собеседника, который всегда увидит что-то, чего не замечу я, который не будет подкраивать свое мнение под мой детский 46-ой и подбирать «понятные» слова. В общем, мне не стыдно за пользование вами, увы )))
Стыдно только, что время, наверное, отнимаю… За это простите, пожалуйста!

Владимир, спасибо! С вами опять было интересно!!! Ура!

Ирина Соцкая   03.04.2014 23:25   Заявить о нарушении
Ира, как можно. Тоже скучаю по нашим совместным песням.
Могла бы с вилами. А ведь перемётывание именно в попустительстве, оно неитрально, но именно этим опасно. Да, сам феномен Толстой учит, сейчас все СМИ, книги, олимпы заполнены такими - вежливыми, разрешающими.
Это воочию явленная толерантность, тело в месте попадания заразы не воспаляется, не покрасневает, лейкоциты смягчают своё отношение к иному... Совсем не больно, не температурно. И насколько же это состояние жутко, и смертельно.
Буду читать её дальше, и даже вполне допускаю, чтчо ошибаюсь прочитав ничтожно мало. Хотя - дух не меняется так просто. Из ёлки не вырастить берёзу.
Ирина, я уваженнньищем...

Владимир Рысинов   04.04.2014 08:08   Заявить о нарушении
Володь, а что вы имели ввиду под феноменом Толстой?

Ирина Соцкая   05.04.2014 11:01   Заявить о нарушении
Ира, я каждого человека считаю феноменом. Вас особенно. Человек должен сильно потрудиться, чтобы доказать свою без-образность. Сказано же - "...создал по образу и подобию". Относится, так понимаю, ко всем. Это мы транскриптизёры аховые. Но в сущности - он.

Владимир Рысинов   05.04.2014 12:30   Заявить о нарушении
Согласна )))
Классное словечко у вас получилось "транскриптизеры", точное!

Ирина Соцкая   05.04.2014 17:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Рысинов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Соцкая
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.04.2014