Рецензия на «12. Козырная карта» (Гуйван Богдан)

...Знаете, читая "Ложь..." ловлю себя вот на какой странной мысли: эффект присутствия настолько силен, что в иные моменты ощущаешь себя так, будто попал туда вживую и...без скафандра.
Словно идешь, вдыхая гарь, запахи боя и пыльной планеты под ногами...
Словно впитываешь своей кожей смертельные дозы радиации. Словно слышишь, вернее, глохнешь в реале от царящей вокруг безумной какофонии.
Не знаю, почему. Но вот - что есть, то есть.

Может, от этого - и появившееся сочувствие к персонажу, который раньше никакой особенной симпатии не вызывал?..(Ну, вы помните мое первое впечатление от Мельника).
За плечами у него жизнь, полная лжи и бюрократических интриг, часто приводивших к тому, что ломались чьи-то судьбы. Здесь, на войне, в этой адской бойне, ему приходится делать вещи и похуже. Однако он способен осознать весь абсурд происходящего,всю глубину катастрофы, способен ужаснуться и тому, что творится вокруг, и тому, что творит сам.
Мне кажется, что его "очерствение" - не вина, а скорее беда. Именно нелепость всей битвы за передел куска Вселенной, нелепость борьбы за власть сделали его таким, - черствым, неэмоциональным и внешне равнодушным к чужим судьбам.
И все-таки это не так.
Даже сам себя считая законченным подлецом, он беспощаден к себе: "Как же сладко лгать себе, будто обрекаешь на смерть ради мечты".

Более того, его едва ли не тошнит от всего этого действа. Правда, до разговора с Сарой он даже не догадывается, почему.
"Но я не был "призраком", и мог лишь наивно представлять себе, что убийство человека, чьи мысли ты слышишь в голове, как свои, сродни самоубийству".-------!!!!
Мысль о том, что он тоже псионик, эмпат стала для него еще одним потрясением.

Он старается осмыслить и понять то, что осмыслению не поддается.
"...Но на войне нравственные осложнения болезни под названием жизнь не в чести. Важно лишь то, жив ты или не вполне. Это может быть мерзко, печально или нагонять тоску, но у правды разнообразные симптомы".------!!!!!!

И уж тем более, не может к этому приспособиться, потому что хорошо понимает другое, - бесцельность и безнравственность затеянной войны. Вот подтверждение:

"В последнее время я частенько принимал на грудь. Усталость, война, убийства... Это изнашивало мозг и тело. А когда вчера в пяти километрах лопнула атомка, я вернулся и к табаку. В кармане болтались трубка, кисет и коробок с двумя спичками. Давным-давно, бросая, я поклялся не брать трубку в зубы до атомной войны. Что ж, во вселенной, где живу я, не без иронии".---------Да, ирония у него, конечно, классная: если все равно умрешь, - от пули, радиации или от клешней зергов, то почему бы не воспользоваться более медленными средствами умервщления, которые хотя бы приятны (табак, алкоголь)?.. ))

ОЧЕНЬ много удачных, сильных моментов; а некоторые эпизоды романа поднимаются до подлинной библейской эпичности!
"...Почувствовав, что ядовитый ветер - это лишь призраки убитых мной, я утонул во вселенской тверди и проснулся. Театр абсурда начинал второе действие. Я шагал по лесу, погруженному в сумерки, чувствуя, что здесь никогда не восходит ненавистное солнце. Казалось, каждое дерево и каждый листик был частью моего дома, словно каждое живое существо здесь взрастил я сам". ------!!!!
Просто мурашки по коже...

Именно поэтому стоит избавляться от залежей шебуршавчиков. Они ниже.

До следующей главы!
С теплом,

Елена Серебряная   12.01.2014 00:25     Заявить о нарушении
Прежний их владелец покоится в желудках сотни зергов.-------????? Как-то… Скребет слух. Может, не так уж и в сотне, а на порядок поменьше?..)
И я не мог упустить шанс узнать что-то о Саре - человеке, который, может, уже знает все обо мне.--------Вот! Все-таки она интересует его как человек!)
и огненный шар, превзойдя на секунды солнце--------М.б., уточнить? –«…огненный шар, на секунду превзойдя ЯРКОСТЬЮ солнце…».
тысячи глоток исторгнули вопль--------«ИСТОРГЛИ»
глядя, как тощает пылевой столб---------Наверное, не «тощает», а «ИСТОНЧАЕТСЯ»…))
человеческую личность чем-то уникальным и достойным сохранности.--------Что-то в этой «сохранности» нехорошо… М-м… Выразиться бы как-то точнее, четче. («…и достойным того, чтобы ее (сохранять, беречь, защищать) ЦЕНИТЬ ЕЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО…»)В общем, где-то так.
Сводчатый потолок смыкался прямо над башкой--------Все-таки лучше – «над ГОЛОВОЙ». Обращение Мельника именно один-единственный раз к «низкому» стили речи совершенно не оправдано.
я увидел стягивающийся на высоте в пятнадцать километров огненный шар-------А откуда такая точность? Это приборы скафандра вычислили или Мельник просто хорошо знает, на какой высоте образуется ядерный шар?
Половина неба была скрыта черным облаком - ДИТЯМ атомной бури-------????
другая половина, затекшая огнем солнца-------Точнее - не «затекшая», а «ЗАЛИТАЯ»
Время вспомнить о Боге, но слабость; время вспомнить, ради чего жил, но позади пустота; время умереть, но страх. -------- Сильно! Но: или расставить соответствующие мысли знаки препинания, чтобы была понятна мысль, или же дополнить предложение(«Время вспомнить о Боге, - но НА ЭТО НЕТ СИЛ (или: НАВАЛИВАЕТСЯ слабость); время вспомнить, ради чего жил, но позади – пустота; время умереть, но ВПЕРЕДИ – ТОЛЬКО страх»… Это к примеру).
и руку ржавым гвоздем вонзилась игла.---------«…и В руку…» - пропущен предлог.
передо мной приантижился челнок-------)))))))) Очень свежо, но, м.б., все-таки по-старому? М-м?.. Как принято?..))) Хотя, конечно, приантижился, так приантижился… Скоро я к этому привыкну, и в моем мозгу он тоже прианти…, то есть – приживется.)))
последовал указателям на полу.------«…последовал ЗА указателем на полу»
предаваться светской болтовнИ после убийства!-------«болтовнЕ»

Пока всё.)

Елена Серебряная   12.01.2014 00:27   Заявить о нарушении
Вы тоже не лишены таланта критика, скажу я. Например, в моих рецензиях редко можно встретить полет мысли, вдохновлённый чужим произведением, обычно я более склонен к сухому разбору, и, если меня что-то и цепляет, я обычно ограничиваюсь коротким замечанием. А Вы здесь прямо пустились во все тяжкие, развивая идеи и излагая мысли, о которых я, признаться, даже не задумывался, когда писал текст. С другой стороны, это одна из основных сторон профессиональной критики - отыскивать в тексте смыслы о которых автор порой и не задумывался или вкладывал подсознательно в порыве вдохновения. Короче, может, в над ростом в эту сторону мне стоит подумать?

И всё же я бы попросил Вас быть слегка сдержаннее в плане похвал. Я видел много холодных и сдержанных мнений, у меня есть и своё авторское, и, надо сказать, словосочетание "библейской эпичности" меня покоробило. Я не считаю, что сейчас достоин таких похвал. Мне часто говорят, что у меня низкая самооценка, ну и пусть. Просто попрошу впредь стараться быть посдержанне, если Вам понравился какой-то момент в моём произведени.

Да не интересует, у него корыстные цели... Кстати, надо будет таки дать ему узнать. А то Керриган в Старкрафте чуть ли не самый сильный персонаж, а у меня истории Пицца удело в 10 раз больше внимания.

"Половина неба была скрыта черным облаком - ДИТЯМ атомной бури-------????" - хм, а если заменить всё это на "половину небосвода закрывали чёрные облака атомной бури, а другая половина была залита огнём солнца"?

Насчёт приантижиния, то, если это единственное упоминание термина, то я, ради сохранения пафоса, которым пропитана вся глава, и что теперь я не считаю чем-то постыдным, я напишу просто "сел". Так же поступлю и с "башкой".

Насчёт Бога и слабости, то, если Вы всё поняли так, как поняли («Время вспомнить о Боге, - но НА ЭТО НЕТ СИЛ (или: НАВАЛИВАЕТСЯ слабость)), то предложение действительно нуждается в доработке, ведь имелось ввиду, что само обращение в веру только из-за страха смерти - это непозволительная слабость.

Гуйван Богдан   12.01.2014 00:56   Заявить о нарушении
"...смыслы о которых автор порой и не задумывался или вкладывал подсознательно в порыве вдохновения". (С)
Именно так.) Не устаю повторять безумно нравящееся мне высказывание: "Стихи обращаются к тем, кто понимает больше, чем они могут сказать". Не знаю, кому это принадлежит, но сказано очень верно. И относится не только к стихам.

"Вы тоже не лишены таланта критика, скажу я".
Увы. Некоторое умение может быть, и присутствует, но не талант. Будь наоборот, мне не приходилось бы продираться сквозь дебри собственного косноязычия...)

"И всё же я бы попросил Вас быть слегка сдержаннее в плане похвал. ... меня покоробило..."
Покоробило - в смысле "обидело"? Или "оскорбило"?
В любом случае - прошу прощения, никак не хотела ни того, ни другого! Честно.
Сама не люблю слишком сладких слов, поэтому прекрасно вас поняла, и постараюсь избегать сильных и экспрессивных выражений этого рода. Хотите, я изменю или удалю эту фразу?..
Хотя в данном случае это была не похвала, а констатация факта. Перечитайте упомянутый абзац, и вы поймете, о чем я говорила...) Я думала, вы заметите. Или это тоже написано на подсознательном уровне?..
А еще - помните, как классик говорил? "Хвалу и клевету преемли равнодушно, и не оспаривай глупца".
Наверное, и похвалу нужно научиться принимать. Не все же только обмениваться боевыми сногсшибательными ударами, как вы частенько делаете с Торбейном?.. М-м?..)))

"Насчёт приантижиния, то, если это единственное упоминание термина, то я, ради сохранения пафоса, которым пропитана вся глава, и что теперь я не считаю чем-то постыдным, я напишу просто "сел".------Ёлки!.. А если сохранить? Мне, например, очень понравилось, а отметила, потому что очень уж забавно...

"Насчёт Бога и слабости..."------Вот теперь поняла! Вы правы, вспоминать о нем тогда, когда уже совсем приперло - действительно можно считать слабостью. Да фразу нужно как-то дополнить.

С теплом,

Елена Серебряная   12.01.2014 09:46   Заявить о нарушении
""И всё же я бы попросил Вас быть слегка сдержаннее в плане похвал. ... меня покоробило..." Покоробило - в смысле "обидело"? Или "оскорбило"?" - ни то ни другое. Просто, возникло ощущение, что раз здесь так хватили через край, возможно, Вы и раньше меня местами перехваливали, а я и не замечал. Я не говорю, что это так, но чувство это определенно было неприятным. Пусть остается, ведь, что напичано пером...

Ну да, темой сновидений во "Лжи" я вовсе не горжусь, считаю, что в том же Вашем "Симбионте" она использована удачнее. Нет, не помню, из классиков я только играл в те, что на асфальте, в детстве, и читал корифеев жанра научной фантастики) Торбейна по поглотил реал, так что мы давно уже ничем не обмениваемся. В любом случае, я ведь так понимаю, у Вас будет в конце мнение в целом по повести, так что я попрошу там не сдерживаться, указывая, где провисает сюжет, что не раскрыто, где слишком много драк и мало болтовни и т п.

У меня в самом начале "Лжи" есть и приплатформление и примарсарение... Так что без приантижения можно как-то обойтись)

Гуйван Богдан   12.01.2014 12:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Гуйван Богдан
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Серебряная
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.01.2014