Рецензия на «Психология юмора - 2» (Михаил Пушкарский)
Засмеявшись над котёнком, проанализировала свои ощущения... Котёнка, который зачем-то ест полиэтилен, очень жалко. Узнав вывод, который сделал хозяин, становится смешно. Почему? - Моё сознание: Ответ очень многосмысловой и лично мне нравится настолько, что я испытываю счастье))) Вообще люблю красивые решения. - Моё подсознание, которое всё понимает буквально, счастливо:"я умное - я не ем полиэтилен"))) - моё тело радуется, что у меня полиэтилен не вязнет на зубах))))))))))) Елеана Антонова 01.09.2013 11:43 Заявить о нарушении
Елеана, вы наверное хотели зайти на страницу "психология смеха - 2", на которое я ссылался? Там анализ анекдотов от двух комментаторов, А.Редозубова и мой. Можете, также, оставить свой.
Насчет котенка, то, что он ест полиэтилен, обычно говорят "и смех, и грех". Кстати, очень важный нюанс, что бывают ситуации, о которых так говорится. Здесь сознание жалеет, а рефлекс на комизм реагирует быстрее и не всегда тормозится сознанием. Однако, это достаточно комично, что котенок ест полиэтилен. А если он начнет есть полипропилен, то придется жалеть хозяев. Но не об этом. Хозяева были всё же озадачены этой проблемой и смысл повествования вовлекает нас в этот вопрос. Но когда ответ был предоставлен, то это оказалась шутка с переносом смысла (обман, розыгрыш) и одновременно, это остроумный ответ. И здесь сознание схватывает сразу несколько поводов для смеха. Здесь, также, шутка вызывает эмоциональный ресурс игрового поведения, а остроумие рождает эстетическое переживание ("люблю красивые решения"). А насчет того, что ваше подсознание понимает, что вы умная и не едите полиэтилен, это не закон, как пытается это трактовать психоанализ. Здесь индивидуально - у кого то может вообще нет такой привычки, всё зеркально переносить на свой счет или радоваться по всяким мелочам. И сознательно, и подсознательно... а у кого-то может уже и нет всякого подсознательного... И уж точно, что сознание на то и Сознание, чтобы какое-то подсознание рядом с ним молчало, и слухи о его влиянии сильно преувеличены сверхпрозорливыми психоаналитиками. Михаил Пушкарский 01.09.2013 16:34 Заявить о нарушении
Да, и для смеха всё же мало иметь счастье или эстетическое чувство. Здесь нужны неожиданность и удивление.
Михаил Пушкарский 01.09.2013 17:06 Заявить о нарушении
А как насчёт: покажи счастливому пальчик - он и засмеётся...?
Елеана Антонова 01.09.2013 17:25 Заявить о нарушении
Я не слышал такой версии, что покажи счастливому пальчик, и он засмеётся. У нас в школе учительница говорила: "покажи дураку пальчик, и он засмеётся". А у Гоголя есть герой, который просто всегда смеётся и приводится такой же пример, что он даже с пальца будет смеяться.
Поскольку в самой демонстрации пальца нет ни остроумия, ни других, генерирующих смех, факторов, это, конечно не смешно. Насчет счастья или просто радостного фона, я сомневаюсь, что это сделает палец смешным. Но если войти в игровое поведение, то показ пальца станет смешным, потому что, это будет интерпретироваться, как "шутка" (создание гротеска). Но если это ещё и вызовет воспоминание о герое Гоголя, то это уже будет более совершенная шутка. Михаил Пушкарский 01.09.2013 18:58 Заявить о нарушении
Почему дурак смеётся? - Потому что он беспечен.
В игре мы тоже все беспечны, забываем обо всех проблемах...и смеёмся))) Елеана Антонова 04.09.2013 11:42 Заявить о нарушении
Случай с дураком не подходит для здорового смеха. Вы пытаетесь здесь найти какую-то связь к игровому поведению, и находите "беспечность". Но это не подходит. Дело другое - раскованность. Наблюдения за крысами и хомячками показали, что те особи, которые были лишены в молодом возрасте игрового поведения, в дальнейшем отставали от других особей в решении задач и другом, были более боязливы, меньше ценились, как социальные партнеры... В общем, В общем, если даже и есть у дурака какая игра, то это не та игра.
Когда вы говорили о состоянии счастья, то это бесспорно. Я прошлый раз задался вопросом, почему возникает такое отношение, где и смех и грех. И пришел к выводу, что наше бодрое настроение и положительный эмоциональный фон откликаются всегда игровым отношением. Происходит опережающая реакция. Или иногда срабатывает, как рефлекс, когда сочувствие ослаблено или в момент отвлечения. А особенно тогда, когда опасность или горе миновали, тогда даже и не обходится без игры и юмора. Михаил Пушкарский 04.09.2013 22:16 Заявить о нарушении
Например, тот же случай с котенком, которого как бы и жалко и в тоже время ничего же с ним не случается. Но он чудит,когда есть полиэтилен.
Михаил Пушкарский 05.09.2013 12:38 Заявить о нарушении
Это с НАШЕЙ точки зрения он чудит, а котёнок вполне серьёзен...)))
Вообще, игровое поведение у детей, взрослых, животных имеет разную подоплёку. Животные серьёзно отрабатывают рефлексы, просто для нас они выглядят мило. Дети создают в игре свою реальность, тоже очень серьёзно. А взрослые играют, чтобы "иметь право" отключить мозги и ощутить эмоции))), ощутить себя живым))) Елеана Антонова 05.09.2013 22:27 Заявить о нарушении
Подоплека в игровом поведении у всех одна - эмоции и рефлексы, навыки. Только разные рефлексы и навыки у животных и человека.
Михаил Пушкарский 08.09.2013 03:27 Заявить о нарушении
Вчера в поезде наблюдал, как играли дети. Оказывается, любое чудачество соблюдает определенное семантическое пространство.
Так, хлопая друг друга, они осторожно (брат и сестра, 6 и 4 года) перешли на тычки ногами. В результате, брат вырвал с головы у сестры несколько волос, показывая ей и нечто демонстрируя. Та изумленно смотрела на это. Потом мальчик как бы прилепил волосы снова к её голове, и они расхохотались. То есть, вначале они нечто там импровизировали с острыми ощущениями. А завершилось всё социальным аспектом игры - совместным весельем. Михаил Пушкарский 08.09.2013 15:36 Заявить о нарушении
Михаил, мне кажется, в последней строке Вы отделили веселье, смех от процесса, моделирования действительности. У детей смех является "логическим" продолжением какого-то действия. Какого? -Мы не узнаем... Надо было расспросить детей, что они делали, и почему рассмеялись)))
Конечно, удобнее всего анализировать СВОИ ощущения, но тогда выводы будут субъективными((( Ведь мы, хоть и похожи, но разные))) Елеана Антонова 09.09.2013 17:40 Заявить о нарушении
О чем вы, Елеана? Я вам говорю, что дети ИГРАЛИ ВЕСЕЛЯСЬ. Это было ЧУДАЧЕСТВО. Семантика или смысловое поле данной игры - моделирование шутливых неординарных действий, символизирующих запрещенные приемы, нечто вроде того и что найдется нового.
Чудачеству вообще достаточно гримасы. И это тоже может быть очень смешно, если войти 'в игру' - в определеную стадию веселья и с соответствующей семантикой. Мы говорим не о действительности, а о игре; и не просто игре, а о веселой игре. Михаил Пушкарский 09.09.2013 21:45 Заявить о нарушении
Я говорю о том, что дети играют иначе, чем взрослые.
Мы играем, основываясь на чудачестве, как Вы сказали, то есть на эмоциях, или на игре слов, смысла, используя логику. У детей игра - это МОДЕЛИРОВАНИЕ действий, отношений, иногда они находят это смешным, но причину их смеха понять бывает трудно, если не учитывать, что они - ДРУГИЕ. Поверьте, детскую психологию я знаю неплохо, - вырастила четверых. Елеана Антонова 10.09.2013 09:25 Заявить о нарушении
В моем конкретном примере я обьяснил, какие действия моделировали дети. А что предлагаете вы - это, скорее всего, подражание. Иначе, вы изъясняетесь замысловато.
А чудачество - игра, которая зиждется на эмоциях и социальном аспекте игры, где интеллектуальный юмор приветствуется, но не очень важен. Это присуще в основном детям, а вы это приписываете взрослым, а детям приписываете нечто таинственное... Игровое поведение в аспекте развития навыков присуще и детям, и взрослым. Но мы говорили о комизме и чудачестве. А теперь... то у котенка свои причины - то у детей свои... то мы другие... Всё это, мягко говоря, к делу не относится. Но я пытаюсь и из такого диалога вынести пользу. Если вам интересно, в данный момент, я считаю следующим шагом в понимании комизма - это до конца истолковать природу и смысл чудачества. Что-то здесь недосказано. Кроме, социальной игры, шутки и гротеска. А именно, почему при чудачестве смешна всякая хрень, пусть даже 'гротескная хрень'? Михаил Пушкарский 10.09.2013 15:20 Заявить о нарушении
А если точнее, то избыток веселья сам по себе здесь не при чем. И игры чувств здесь нет - здесь уже семантика смеха и иронии. Нужно истолковать 'причудливое'. Возможно это то, о чем я писал раньше: игривое любопытство'. Но чего то здесь не хватает.
Михаил Пушкарский 10.09.2013 15:57 Заявить о нарушении
==почему при чудачестве смешна всякая хрень, пусть даже 'гротескная хрень'? ==
Мы смеёмся, когда испытываем удовольствие от чего-либо(счастливы, по моей версии))) А вот от чего именно удовольствие? это у каждого своё... На одну и ту же "хрень" один пожмёт плечами:"ну и что?" другой разозлится:"придурки!" третий засмеётся, потому что понравилась просто игра слов,- ему это доставило удовольствие, четвёртый засмеётся, потому что смеётся третий, - он авторитетный друг, пятый смеётся, потому что ему только что позвонила любимая девушка, он счастлив и это повод выплеснуть эмоции, шестой смеётся потому, что эта ситуация напомнила ему о чём-то столь же забавном, седьмой...просто потому что смеются все...и тд Вас интересует реакция только третьего? Почему? Елеана Антонова 10.09.2013 21:24 Заявить о нарушении
Я уже вам писал, что всё это лишь более или менее способствует смеху. Сильные предпосылки - это 'счастье' , коллектив... А сейчас я говорю о том, что даже игровой инстинкт (рефлекс) и состояние счастья в обычном чудачестве имеет свою семантику, что означает 'смысловой фактор', который, безусловно, социален по своему значению и нечто ещё...
То, что для смеха необходима шутка, её действие на физиологию - об этом я тоже писал. Но где эта шутка в чудачестве, в котором уже всякое смешное не требуя психофизиологии шутки. Или это 'специфическая шутка'. Вы бы лучше ответили на мой вопрос. Сейчас меня конкретно интересует подробное, во всех нюансах и аспектах, истолкование 'причудливого' и 'иронии' (да, именно 'иронии). Это то, что есть везде, где смех, и даже в чудачестве. Михаил Пушкарский 11.09.2013 06:21 Заявить о нарушении
Даже не знаю, как можно ответить на Ваш вопрос с материалистической точки зрения...Может быть, хотя бы с точки зрения психолога, который говорит, что мы бываем в позиции то взрослого, то ребёнка, то родителя...На любую шутку мы реагируем то с одной позиции, то с другой. "Родитель" реагирует на иронию, а на "хрень" - "ребёнок", на игру слов - "взрослый".
Елеана Антонова 11.09.2013 21:08 Заявить о нарушении
Какая "Хрень" является смешной, а какая -нет?
Смешно, когда есть скачок, "точка бифуркации", неожиданное продолжение..., не приводящее к "летальному" исходу, иначе это не смешной ужастик. Елеана Антонова 11.09.2013 21:52 Заявить о нарушении
Да я уже нашел, что искал. С точки зрения объективных законов художественного творчества и комизма.
Я собственно об этом уже писал немного. Но это было умозрительное познание, а сейчас я всё это прочувствовал. Михаил Пушкарский 11.09.2013 22:38 Заявить о нарушении
== Смешно, когда есть скачок, "точка бифуркации", неожиданное продолжение..., не приводящее к "летальному" исходу, иначе это не смешной ужастик. ==
Не сразу обратил внимание на эту фразу... Но лучше позже, чем никогда. Вы здесь говорите о том, в чем я вижу принцип и психофизиологию "шутки". А Мирослав Войнаровский это называет "аниксом". Ещё раз, спасибо за общение и поддержку темы. ...К которой уже пропадал интерес. У меня тут приходили дополнительные мысли "юмор и чувство меры", другие - помню примерно о чем... именно сейчас ясно увидел, что фаза "приступа смеха" - это физиологическая иррадиация и эмоционально-физиологическая причина, в какой-то степени "зависимость" (стремление к радости, положительным эмоциям, релаксации). Но всё, хорош о юморе... Михаил Пушкарский 19.10.2013 13:55 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |