психология юмора - 2

«Смешное есть конкретный случай комического. Комическое — это как бы формула смешного. Эстетическая теория как часть философии рассматривает “общезначимое”, общедоступное, смешное. Это типичные случаи смешного, они представлены прежде всего в конкретной социальной жизни. а в более устойчивом, рафинированном виде — в искусстве» (Философская энциклопедия).

"Начиная с Аристотеля существует огромная лит-pa о К., его сущности и источнике; трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена, во-первых, универсальностью К.(всё на свете можно рассматривать «серьёзно» и «комически»), а во-вторых, его необычайной динамичностью, его «природой Протея» (Жан Поль Рихтер), игровой способностью скрываться под любой личиной".

В чем выражается комическое, и каково в общем содержание юмора?

Проанализируем, к примеру, пару  простых шуток.

«Тормоза придумали трусы!» - несомненно, что здесь острота пародирует «правдоподобную» логику и версию. То есть данная "версия" есть просто остроумная шутка. Шутка - это игра.

Но это не только острота. Острота всегда в своем содержании таит или «провоцирует» ассоциацию комического образа.

Обычно, с самого сначала мы слышим не шутку, а воспринимаем форму некоего сообщения, в котором речь идет (в нашем случае) КАК БЫ ОБ ОБЫЧНОМ предмете: технической конструкции, предназначении и о разработчиках данной конструкции.
НЕСКОЛЬКО НЕОБЫЧНО в сообщении то, что разработка этой конструкции осуществлялась не столько в соответствии с её целесообразностью, сколько в обусловленности так называемого "человеческого фактора". 
Это НЕ РЕДКОСТЬ в обществе, и при незначительной вредности МОЖЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ С ЮМОРОМ или иронией (то есть, юмор, как поведенческий рефлекс). Но в данном конкретном случае этот факт остаётся во внутреннем контексте.

То есть в смысловой форме шутки мы не всегда сразу сталкиваемся с необычным. И даже то, что мы улавливаем здесь действия, подлежащие традиции критики, иронии – всё это нас НЕ УДИВЛЯЕТ. НО УЖЕ РАСПОЛАГАЕТ, напоминает о иронии - ПРИВОДИТ В СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

ДАЛЕЕ, ДОХОДИТ, что трусость явилась инициатором и даже создателем столь серьёзного изобретения, и выглядит это ВЕСЬМА ЭКЗОТИЧНО И ФАНТАСТИЧНО. ЭТО УДИВЛЯЕТ на фоне той "логики" - версии смыслового контекста высказанной шутки.
ТАКЖЕ, ЭТО УЖЕ ФАЗА НЕОЖИДАННОСТИ И ОБМАН, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАННЫМ АТРИБУТОМ ШУТКИ.

На фоне этого, ШУТНИК – ОН ЖЕ ВООБРАЖАЕМЫЙ ПЕРСОНАЖ (ГЕРОЙ, ПРЯМОЙ КОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ и ПРЕДМЕТ самого СЕНТИМЕНТАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ) претендует на проницательность и обоснованность своего утверждения (в сообщении) и подчеркивает это в некой браваде, пафосе. Здесь ОПЯТЬ ДВОЙСТВЕННОСТЬ – образ этого «удалого» героя, который «изобличает» общественное несовершенство, в реальности выглядит чудаковато (комично) - создается некий ГРОТЕСК.

Но может здесь процесс восприятия ограничиться рефлекторным пониманием шутки, что это шутка - антураж социального поведения. Возможная реакция: "Очень приятно, но смеяться не хочется".

С самого начала шутка обычно представляет собою просто информацию:  некую высказанную мысль в форме «афоризма» или какой-то сюжет, байку, анекдот, историю. Это уже вызывает интерес у слушателя. Чем  более определен контекст, как принятая обобщенная в культуре форма инфомации, а также, ярче художественная форма – тем совершеннее в результате воспринимается шутка. То есть, для шутки очень важен муляж. Эстетический фактор в юморе невозможно переоценить. Это всё вызывает важные эстетические резервы (чувства) и  работает на интеллектуальное удивление. Тем более, это делает «обман» более эффективным.

Более совершенна острота (юмор), когда остроумие осознанно  находит комический образ в психологическом портрете, литературных и исторических персонажах. Это более  выразительно, по-своему эстетично и эффектно, но главное, персонаж – это самый большой повод для сентимента. А сентиментальное чувство – один из главных факторов в чувстве комического.
А в общем, так или иначе, остроумие лишь создаёт или находит комический образ, который является самым специфичным компонентом и наиболее сильным источником смешного, и, часто, уже есть  «знакомый герой» для общества.

В связи с первой  шуткой вспоминается одна история, как два солдата (срочники из авиации) проникли в помещение, где был спирт. Но следующий раз спирта уже не было, а стояла бочка неизвестно с чем. Один говорит: «Наливай»! Другой – Нельзя, видишь, на бочке скелет нарисован!»
- Да не бойся, они специально нарисовали, чтобы мы не трогали.

Прежде, когда появляется рассказчик, мы расположены к некой заранее нас интересующей истории.
И вот речь идет о какой-то проделке, интриге, сообщается о противодействии,  где "сторожа" применили народную смекалку.  Воображение может это всё представить в конкретном случае и уловить много смешных моментов  в данном мероприятии борьбы с пьянством.
Уайер и Коллинз указали, что помимо чисто интеллектуального понимания содержания шутки (процессов интерпретации-реинтерпретации), восприятие юмора определяется также контекстуальными переменными, т.е. спонтанно возникающими ассоциациями, мыслями о прошлых или будущих событиях, связанных с полученной информацией; представления о человеке, рассказывающем шутку, и т.п. (Wyer R. S., Collins J. E., 1992). Все эти побочные ассоциации, существенным образом влияют на восприятие юмора.
Несмотря на все «старания», наш герой разоблачает этот «хитрый трюк».

Похожий диалог из жизни. На производстве.
- Ты хочешь этим спиртом похмелиться? Но откуда ты знаешь, обычный ли это технический или которым можно отравиться?
- Да обычный технарь! Другого не дадут... ибо знают...

И в том и другом  случае в этих смешных «находчивых и сообразительных»  ответах нам предстаёт в живом образе легкомыслие, беспечность и глупость. И здесь снова являются противоречия, обман и несколько гротеск.
И этот образ не есть отдельное олицетворение и высмеивание лишь легкомыслия (и прочих недостатков). Но это чаще репродукция образа цельной личности (в памяти индивидуального  опыта, или как минимум в коллективном бессознательном, если по К.Юнгу - фигура трикстера, шута). Также, Белинский писал, что герои Гоголя «не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И потому всякое лицо говорит и действует у него в среде своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится».

Или такой пример:

ya_frosia: Связка ломов, как правило, тонет.
alexei: ya_frosia: Но в ртути прекрасно плавает.
zoogenic: alexei: Но если ломы урановые, то и во ртути тонут.
alexei: zoogenic: сам топи урановые ломы в ртути.

Здесь в самом первом утверждении уже представлен «комический образ». Связка ломов вообще уникальный случай даже при складировании и транспортировке. А тут ещё и «умное» утверждение о свойствах сего предмета в «весьма значительном» деле.
Здесь готовые комические гротескные образы запускают эмоцию, при которой усиливается  память и воображение - включается игровое поведение. Уже в готовом действии комической установки воображение найдёт много новых оттенков и ассоциаций комического, а также, окрасит существующие.
Очень остроумно и эстетично поддерживается начатая тема, авторы диалога находят невероятные возможности «эксперимента» - 1."Но в ртути прекрасно плавает" 2."Но если ломы урановые, то и во ртути тонут" - помимо всего, создающие зрелище и экзотику - гротеск.
Но вот досада - «топить урановые ломы в ртути» наверное вредно для здоровья: "Сам топи урановые ломы в ртути"!
Этот неожиданный поворот дела, по сути своей, ещё одна реализованная остроумная шутка в контексте темы и игрового поведения.

В данной шутке есть также элемент, когда народ с юмором относится к своей нелёгкой жизни. «Урановые ломы в ртути» - намёк, среди чего мы живём и можем оказаться рядом.
Шутки о невзгодах и опасностях рождаются для поднятия духа.
"Величайшие разочарования и великие опасения — вот почва для лучших шуток"(К. Воннегут)

Ещё один пример:

<Throyanec> долго думали - чего котенку в организме не хватает, если он ест полиэтилен.
<Throyanec> решили, что мозгов…

Здесь курьёз - когда действие (намерение) встречает неожиданный финал, и в данной ситуации не определяется как глупость, а как ирония случая в шутливом контексте.
Но ещё здесь с самого начала неординарное поведение котёнка выглядит комично. Тем более – это не «искусственный юмор», а как из жизни – что, тоже, оживляет юмор.
Ситуация красиво разрешается простым и, значит, гениальным ответом на «кризисный» вопрос.
Здесь и эффект, демонстрирующий разнообразие и уникальность юмора в каждом частном случае: в данном случае, завершающая осторОта смогла столь банальную фразу («нет мозгов») применить очень оригинально и ёмко - в прямом (с буквализацией метафоры) и переносном смысле.
А у кого «нет или не хватает мозгов», тот выглядит комично.

Если присмотреться ко многим различным шуткам, басням, анекдотам, сатире и комедии, в их состав всегда входит два главных компонента: остроумие, которое осмысливает, строит и передаёт комическое; и сам комический образ (пусть даже уловимый где-то в ассоциациях, но он есть, и в этом некий феномен самого чувства юмора).

а) Интеллектуальный фактор усиливается при вскрытии самого комического образа. Комический образ в своей структуре имеет элементы, воздействующие на интеллект. Вместе с целостным, синтетическим опознанием образа, продолжается его анализ: различение «несоответствий» в па-родии и эталона (совершенное – не совершенное, настоящее – мнимое, значимое – ничтожное, красивое – вычурное, цель – средство, утрировка величины, гротеск). Интеллект фиксирует различные детали и нюансы, отражаясь в своей эмоциональной специфике от «любо-пытства» до «удивления и признательности», которые, несомненно, возникают, например, при «внезапности» и «парадоксе» - интеллектуальных «авторитетах». Кроме «столкновения двух контекстов» (семантическая трактовка), когнитивный диссонанс имеет место во всем процессе интеллектуальной переработки комического «продукта» и внутри самих контекстов.

б) Здесь же, в интеллектуальной составляющей и  далее, в моральной, нравственной, культурной, коммуникативной функциях комического явления – эстетическое и сентиментальное переживание предмета (и свой восторг и харизма).

в) В переживание комического чувства включается социальная коммуникативная потребность, биологическая (психическое, физиологическое здоровье), психологическая (активная позиция, поднятие духа, самообладание).

В «Психологии юмора» (http://www.proza.ru/2009/12/27/735) у меня рассматривается эволюционный аспект образования чувства юмора.
Эволюционная роль юмора – культурно-коммуникативная роль, психическая разрядка и психологическое вдохновение, поддержка жизненного тонуса. Это не дополнительные возможности, а необходимые человеческому виду, в-связи с измененной эмоциональной конституцией - "разумно-эмоциональной".
Также, юмор способствует интеллектуальному развитию.
Обратимся по этому вопросу к комментариям известных исследователей (по материалам Константина Глинки)
Василий Вельков сообщает нам о том, “что половой отбор на усиление интеллекта обеспечивается за счёт того, что мужские особи с высоким интеллектом имеют преимущество при передаче своих генов потомству из-за того, что, занимая лидирующее положение в иерархии.
И эволюционный смысл таких высоких человеческих качеств, как остроумие, красноречие, музыкальность, изобретательность, как полагается, в том, чтобы быть привлекательными поведенческими признаками для передачи их генов следующим поколениям. Существенно, что в X-хромосомах рядом с генами интеллектуальности расположены гены, ответственные за важные репродуктивные функции и, как недавно показано, нарушения в первых изменяют функции вторых. Действительно, среди людей с низким IQ (ниже 70 единиц) более 30% не оставляют потомства, с IQ от 101 до 110 бездетны 10%, а среди тех, у кого IQ выше 131, лишь 3-4% не имеют детей. Эволюционная роль такого устройства половых X-хромосом очевидна”.
Если данные генетики верны, то чувство юмора действительно относится к основным инстинктам.

Локализация.

1. Комический образ. Чувство комического.
Файлы памяти правополушарного симультанного восприятия и наследственная база в «коллективных бессознательных архетипах».

2. Острота ума в осознании,  формулировке и передачи комического образа (острОта, остроумие).
Абстракция, анализ и синтез осознаваемых образов восприятия на базе приобретенного опыта с участием левополушарного дискретного восприятия.
«Остроумие, предполагая высокое развитие интеллекта и личности, стремится обнаружить неочевидные связи, скрытые соотношения, нарушить схемы и стереотипы мышления. Согласно Вольтеру, “...это искусство либо соединять два далеко отстоящих понятия, либо, напротив, разделить понятия, кажущиеся слитными, противопоставить их друг другу; подчас это умение высказать свою мысль лишь наполовину, позволив о ней догадываться” (Вольтер. Эстетика. М., 1974, с. 242). Остроумие заключается в мгновенном переворачивании смысла, которое доставляет удовольствие или самой игрой со смыслом, искусностью этой игры, или, чаще всего, самой формой неожиданного смыслового перепада. Ирония же состоит не в открытом переворачивании смысла, а в сохранении двойственности, когда явный смысл противоположен скрытому, но все же доступен воспринимающему. Античная ирония, ирония Сократа, — способ привести собеседника к противоречию с самим собой, выведение его из состояния “ложного знания”.

3. Чувства, выражающие отношение к высмеиваемому объекту.
Как известно, чувства и отношение человека охватывают весь диапазон «добра и зла» (позитив и негатив).
Любовь, снисхождение, равнодушие, неуважение…

а) Любовь, снисхождение = совершенствующий, культурный, эстетический, коммуникативный, биологический мотив.
Это чистый и богатый Юмор.

б) Равнодушие = «коммуникативный» (конформизм), эстетический, биологический мотив.
Это, обычно, острОта.

в) неуважение = биологический мотив (психическое, физиологическое здоровье)? - возможно здесь биологическая функция положительного влияния смеха на общее здоровье организма реализуется в процессе погружения в комическое. Но выход в подсознание и в мотивацию данной потребности, как установки желания "просто по хохмить", при наличии малейшего негатива здесь затруднён. 
Психологический мотив (активная позиция, обличение, поднятие духа, самообладание).
Психологическая защита (активная позиция, бичевание, обличение, протест, унижение).
Это пародия, карикатура, унижающий комический образ в сатире, бичевание через насмешку или сарказм.


Рецензии
Засмеявшись над котёнком, проанализировала свои ощущения...
Котёнка, который зачем-то ест полиэтилен, очень жалко.
Узнав вывод, который сделал хозяин, становится смешно. Почему?
- Моё сознание: Ответ очень многосмысловой и лично мне нравится настолько, что я испытываю счастье))) Вообще люблю красивые решения.
- Моё подсознание, которое всё понимает буквально, счастливо:"я умное - я не ем полиэтилен")))
- моё тело радуется, что у меня полиэтилен не вязнет на зубах)))))))))))

Елеана Антонова   01.09.2013 11:43     Заявить о нарушении
Елеана, вы наверное хотели зайти на страницу "психология смеха - 2", на которое я ссылался? Там анализ анекдотов от двух комментаторов, А.Редозубова и мой. Можете, также, оставить свой.

Насчет котенка, то, что он ест полиэтилен, обычно говорят "и смех, и грех".
Кстати, очень важный нюанс, что бывают ситуации, о которых так говорится. Здесь сознание жалеет, а рефлекс на комизм реагирует быстрее и не всегда тормозится сознанием.
Однако, это достаточно комично, что котенок ест полиэтилен. А если он начнет есть полипропилен, то придется жалеть хозяев. Но не об этом.
Хозяева были всё же озадачены этой проблемой и смысл повествования вовлекает нас в этот вопрос. Но когда ответ был предоставлен, то это оказалась шутка с переносом смысла (обман, розыгрыш) и одновременно, это остроумный ответ. И здесь сознание схватывает сразу несколько поводов для смеха. Здесь, также, шутка вызывает эмоциональный ресурс игрового поведения, а остроумие рождает эстетическое переживание ("люблю красивые решения").

А насчет того, что ваше подсознание понимает, что вы умная и не едите полиэтилен, это не закон, как пытается это трактовать психоанализ. Здесь индивидуально - у кого то может вообще нет такой привычки, всё зеркально переносить на свой счет или радоваться по всяким мелочам. И сознательно, и подсознательно... а у кого-то может уже и нет всякого подсознательного... И уж точно, что сознание на то и Сознание, чтобы какое-то подсознание рядом с ним молчало, и слухи о его влиянии сильно преувеличены сверхпрозорливыми психоаналитиками.

Михаил Пушкарский   01.09.2013 16:34   Заявить о нарушении
Да, и для смеха всё же мало иметь счастье или эстетическое чувство. Здесь нужны неожиданность и удивление.

Михаил Пушкарский   01.09.2013 17:06   Заявить о нарушении
А как насчёт: покажи счастливому пальчик - он и засмеётся...?

Елеана Антонова   01.09.2013 17:25   Заявить о нарушении
Я не слышал такой версии, что покажи счастливому пальчик, и он засмеётся. У нас в школе учительница говорила: "покажи дураку пальчик, и он засмеётся". А у Гоголя есть герой, который просто всегда смеётся и приводится такой же пример, что он даже с пальца будет смеяться.
Поскольку в самой демонстрации пальца нет ни остроумия, ни других, генерирующих смех, факторов, это, конечно не смешно. Насчет счастья или просто радостного фона, я сомневаюсь, что это сделает палец смешным. Но если войти в игровое поведение, то показ пальца станет смешным, потому что, это будет интерпретироваться, как "шутка" (создание гротеска). Но если это ещё и вызовет воспоминание о герое Гоголя, то это уже будет более совершенная шутка.

Михаил Пушкарский   01.09.2013 18:58   Заявить о нарушении
Почему дурак смеётся? - Потому что он беспечен.
В игре мы тоже все беспечны, забываем обо всех проблемах...и смеёмся)))

Елеана Антонова   04.09.2013 11:42   Заявить о нарушении
Случай с дураком не подходит для здорового смеха. Вы пытаетесь здесь найти какую-то связь к игровому поведению, и находите "беспечность". Но это не подходит. Дело другое - раскованность. Наблюдения за крысами и хомячками показали, что те особи, которые были лишены в молодом возрасте игрового поведения, в дальнейшем отставали от других особей в решении задач и другом, были более боязливы, меньше ценились, как социальные партнеры... В общем, В общем, если даже и есть у дурака какая игра, то это не та игра.
Когда вы говорили о состоянии счастья, то это бесспорно. Я прошлый раз задался вопросом, почему возникает такое отношение, где и смех и грех. И пришел к выводу, что наше бодрое настроение и положительный эмоциональный фон откликаются всегда игровым отношением. Происходит опережающая реакция. Или иногда срабатывает, как рефлекс, когда сочувствие ослаблено или в момент отвлечения. А особенно тогда, когда опасность или горе миновали, тогда даже и не обходится без игры и юмора.

Михаил Пушкарский   04.09.2013 22:16   Заявить о нарушении
Например, тот же случай с котенком, которого как бы и жалко и в тоже время ничего же с ним не случается. Но он чудит,когда есть полиэтилен.

Михаил Пушкарский   05.09.2013 12:38   Заявить о нарушении
Это с НАШЕЙ точки зрения он чудит, а котёнок вполне серьёзен...)))
Вообще, игровое поведение у детей, взрослых, животных имеет разную подоплёку. Животные серьёзно отрабатывают рефлексы, просто для нас они выглядят мило. Дети создают в игре свою реальность, тоже очень серьёзно.
А взрослые играют, чтобы "иметь право" отключить мозги и ощутить эмоции))), ощутить себя живым)))

Елеана Антонова   05.09.2013 22:27   Заявить о нарушении
Подоплека в игровом поведении у всех одна - эмоции и рефлексы, навыки. Только разные рефлексы и навыки у животных и человека.

Михаил Пушкарский   08.09.2013 03:27   Заявить о нарушении
Вчера в поезде наблюдал, как играли дети. Оказывается, любое чудачество соблюдает определенное семантическое пространство.
Так, хлопая друг друга, они осторожно (брат и сестра, 6 и 4 года) перешли на тычки ногами. В результате, брат вырвал с головы у сестры несколько волос, показывая ей и нечто демонстрируя. Та изумленно смотрела на это. Потом мальчик как бы прилепил волосы снова к её голове, и они расхохотались.
То есть, вначале они нечто там импровизировали с острыми ощущениями. А завершилось всё социальным аспектом игры - совместным весельем.

Михаил Пушкарский   08.09.2013 15:36   Заявить о нарушении
Михаил, мне кажется, в последней строке Вы отделили веселье, смех от процесса, моделирования действительности. У детей смех является "логическим" продолжением какого-то действия. Какого? -Мы не узнаем... Надо было расспросить детей, что они делали, и почему рассмеялись)))
Конечно, удобнее всего анализировать СВОИ ощущения, но тогда выводы будут субъективными((( Ведь мы, хоть и похожи, но разные)))

Елеана Антонова   09.09.2013 17:40   Заявить о нарушении
О чем вы, Елеана? Я вам говорю, что дети ИГРАЛИ ВЕСЕЛЯСЬ. Это было ЧУДАЧЕСТВО. Семантика или смысловое поле данной игры - моделирование шутливых неординарных действий, символизирующих запрещенные приемы, нечто вроде того и что найдется нового.
Чудачеству вообще достаточно гримасы. И это тоже может быть очень смешно, если войти 'в игру' - в определеную стадию веселья и с соответствующей семантикой.
Мы говорим не о действительности, а о игре; и не просто игре, а о веселой игре.

Михаил Пушкарский   09.09.2013 21:45   Заявить о нарушении
Я говорю о том, что дети играют иначе, чем взрослые.
Мы играем, основываясь на чудачестве, как Вы сказали, то есть на эмоциях, или на игре слов, смысла, используя логику.
У детей игра - это МОДЕЛИРОВАНИЕ действий, отношений, иногда они находят это смешным, но причину их смеха понять бывает трудно, если не учитывать, что они - ДРУГИЕ. Поверьте, детскую психологию я знаю неплохо, - вырастила четверых.

Елеана Антонова   10.09.2013 09:25   Заявить о нарушении
В моем конкретном примере я обьяснил, какие действия моделировали дети. А что предлагаете вы - это, скорее всего, подражание. Иначе, вы изъясняетесь замысловато.
А чудачество - игра, которая зиждется на эмоциях и социальном аспекте игры, где интеллектуальный юмор приветствуется, но не очень важен. Это присуще в основном детям, а вы это приписываете взрослым, а детям приписываете нечто таинственное...
Игровое поведение в аспекте развития навыков присуще и детям, и взрослым. Но мы говорили о комизме и чудачестве. А теперь... то у котенка свои причины - то у детей свои... то мы другие... Всё это, мягко говоря, к делу не относится.
Но я пытаюсь и из такого диалога вынести пользу. Если вам интересно, в данный момент, я считаю следующим шагом в понимании комизма - это до конца истолковать природу и смысл чудачества. Что-то здесь недосказано. Кроме, социальной игры, шутки и гротеска.
А именно, почему при чудачестве смешна всякая хрень, пусть даже 'гротескная хрень'?

Михаил Пушкарский   10.09.2013 15:20   Заявить о нарушении
А если точнее, то избыток веселья сам по себе здесь не при чем. И игры чувств здесь нет - здесь уже семантика смеха и иронии. Нужно истолковать 'причудливое'. Возможно это то, о чем я писал раньше: игривое любопытство'. Но чего то здесь не хватает.

Михаил Пушкарский   10.09.2013 15:57   Заявить о нарушении
==почему при чудачестве смешна всякая хрень, пусть даже 'гротескная хрень'? ==
Мы смеёмся, когда испытываем удовольствие от чего-либо(счастливы, по моей версии)))
А вот от чего именно удовольствие? это у каждого своё...
На одну и ту же "хрень" один пожмёт плечами:"ну и что?"
другой разозлится:"придурки!"
третий засмеётся, потому что понравилась просто игра слов,- ему это доставило удовольствие,
четвёртый засмеётся, потому что смеётся третий, - он авторитетный друг,
пятый смеётся, потому что ему только что позвонила любимая девушка, он счастлив и это повод выплеснуть эмоции,
шестой смеётся потому, что эта ситуация напомнила ему о чём-то столь же забавном,
седьмой...просто потому что смеются все...и тд
Вас интересует реакция только третьего? Почему?

Елеана Антонова   10.09.2013 21:24   Заявить о нарушении
Я уже вам писал, что всё это лишь более или менее способствует смеху. Сильные предпосылки - это 'счастье' , коллектив... А сейчас я говорю о том, что даже игровой инстинкт (рефлекс) и состояние счастья в обычном чудачестве имеет свою семантику, что означает 'смысловой фактор', который, безусловно, социален по своему значению и нечто ещё...
То, что для смеха необходима шутка, её действие на физиологию - об этом я тоже писал. Но где эта шутка в чудачестве, в котором уже всякое смешное не требуя психофизиологии шутки. Или это 'специфическая шутка'.
Вы бы лучше ответили на мой вопрос. Сейчас меня конкретно интересует подробное, во всех нюансах и аспектах, истолкование 'причудливого' и 'иронии' (да, именно 'иронии). Это то, что есть везде, где смех, и даже в чудачестве.

Михаил Пушкарский   11.09.2013 06:21   Заявить о нарушении
Даже не знаю, как можно ответить на Ваш вопрос с материалистической точки зрения...Может быть, хотя бы с точки зрения психолога, который говорит, что мы бываем в позиции то взрослого, то ребёнка, то родителя...На любую шутку мы реагируем то с одной позиции, то с другой. "Родитель" реагирует на иронию, а на "хрень" - "ребёнок", на игру слов - "взрослый".

Елеана Антонова   11.09.2013 21:08   Заявить о нарушении
Какая "Хрень" является смешной, а какая -нет?
Смешно, когда есть скачок, "точка бифуркации", неожиданное продолжение..., не приводящее к "летальному" исходу, иначе это не смешной ужастик.

Елеана Антонова   11.09.2013 21:52   Заявить о нарушении
Да я уже нашел, что искал. С точки зрения объективных законов художественного творчества и комизма.
Я собственно об этом уже писал немного. Но это было умозрительное познание, а сейчас я всё это прочувствовал.

Михаил Пушкарский   11.09.2013 22:38   Заявить о нарушении
Напишите же Ваш вывод, мне же любопытно...

Елеана Антонова   12.09.2013 10:19   Заявить о нарушении
Об этом в 'Онтологии комизма'.

Михаил Пушкарский   23.09.2013 07:32   Заявить о нарушении
== Смешно, когда есть скачок, "точка бифуркации", неожиданное продолжение..., не приводящее к "летальному" исходу, иначе это не смешной ужастик. ==

Не сразу обратил внимание на эту фразу... Но лучше позже, чем никогда.
Вы здесь говорите о том, в чем я вижу принцип и психофизиологию "шутки".
А Мирослав Войнаровский это называет "аниксом".
Ещё раз, спасибо за общение и поддержку темы. ...К которой уже пропадал интерес.
У меня тут приходили дополнительные мысли "юмор и чувство меры", другие - помню примерно о чем... именно сейчас ясно увидел, что фаза "приступа смеха" - это физиологическая иррадиация и эмоционально-физиологическая причина, в какой-то степени "зависимость" (стремление к радости, положительным эмоциям, релаксации). Но всё, хорош о юморе...

Михаил Пушкарский   19.10.2013 13:55   Заявить о нарушении
А последнее о юморе у меня здесь "психология юмора - 3".

Михаил Пушкарский   19.10.2013 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.