Рецензия на «Хлеб» (Александр Васильевич Стародубцев)

Александр!
«Липовый хлеб», на мой взгляд, по писательскому мастерству уступает воспоминаниям о деде Гаврииле. Но, всё-таки, здесь мастерство тоже достаточно высокое. А, главное, трудно признаться, но глаза почему-то повлажнели, и именно после этого рассказа о послевоенном детстве, я готов принять предложение перейти на «ты».
Только после этого рассказа, я понял, почему мой отец выбрал после демобилизации место жительство в Сибири, а не в Европейской части России.
Лишь однажды я помню, как мама пекла хлеб из овсяной муки. Овсяной хлеб не поднимался, булка растекалась в лепёшку, вкус очень уступал пшеничному. Но, думаю, в вашей семье овсяная мука была бы благом. А по всей России послевоенной дети «всегда хотели есть. Даже после обеда».
Правда, рациональный разум невольно задаётся вопросами:
*) как в такой нужде вырастали достойнейшие и честные люди?
*) какая сила живёт в траве крапиве, том же клевере, в черемше…?
*) неужели нужда способствует естественному проявлению праведных человеческих качеств и у личности и в целом народе? А излишества и лень – пагубны для души?
Правда, и в нужде росли такие, как «борьки ксенины». Но ведь и спорынья растёт среди хлебных колосьев! Исключения подтверждают правило!

Фотографии того времени имеют особую силу, поэтому правильное решение опубликовать их!

Замечания.
1..«Дай бог, чтобы не было хуже вчерашнего». Правильно: Дай Бог,…
2.. «Боги строго и отрешенно смотрели с двух икон, устроенных в красном углу горницы».
В православии нет богов. Есть Бог. Один. Поэтому правильнее написать:
«Святые лики строго и отрешенно смотрели с двух икон»…
3.. «Как же мама на его именины снова скопит гостинцы?» Наверно, имелся в виду день рождения? Он – один раз в году. А именины – это другое. Их может быть несколько в году.
4.. Есть и другие огрехи. Но они – мелкие.

Общая оценка: «Липовый хлеб» задел многие струны души. Спасибо!!
Пока прервусь. Есть дела.

Юрий Анников 2   12.08.2013 09:46     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Юрий.

А еще большее спасибо за анализ и правильные замечания. С благодарностью исправлю.
Перевспоминая текст:" Повести о кузнеце", меня не покидает гнетущее ощущение, что в страницах второй половины текст написан слабо. Наверное, как говорят, исписался? Не хватило творческого потенциала, или дала знать элементарная безграмотность. Но не о том речь.
В 1958 году, вспомнил о лакомстве послевоенных лет, когда мама после уговоров детей решалась потратить горсть чистой муки и заливала ее в блюде молоком. Как же бойко и весело пели тогда ложки, с каким сожалением смотрели детские глаза на убывающее в посудинке лакомство. А в более благополучное время, я размешал в стакане молока ложку первосортной белой муки и... выплеснул мешанку в пойло корове.
Теперь, вспоминая тот случай, поражаюсь страшной силе голода, какая перестраивает восприятие даже ребенка на способность улавливать в пище полезные организму продукты и окрашивать их в положительные вкусовые качества.
Несколько лет назад я пришел (может быть к ошибочному) предположению, что в массовых лишениях людей прослеживаются закономерности стадных инстинктов выживания. Чем серьезнее и массовее угроза, тем выше в людях иммунитет выживания. Например, я последние двадцать лет ищу фронтовика, который бы на войне болел простудой. Лежал в госпитале. А солдаты по нескольку лет ночевали в землянках или сутками мерзли в окопах, в сугробах. Не встретились мне упоминания и в скудном обзоре мною прочитанных книг.
В деревне, в условиях голода, я не слышал о таскунах. Не вспоминали о них родители и в последующие годы. Мне думается, такой бы человек сгорел со стыда под карающими взорами соседей. Подробнее это явление объяснить не могу. Может быть срабатывают инстинкты стадности первобытных людей? В деревне крестьяне фамилией не пользовались. Что толку, у всех она одна. Может быть родовые корни удерживали? Подтверждения и отрицания у меня нет.
В растениях - органические вещества расщепляясь в желудке насыщают организм всеядных особей всеми питательными элементами, как растения получают из земли нужные им химические элементы. Но эта скелетная схема, чувствую не дает ответа на твой (ладно ли?) второй вопрос. Видимо речь о какой-то другой, неведомой мне, силе.
Третий вопрос можно братать с первым. Вот бы сегодня в праведность тех людей да обратить бы всех чиновников...
Излишества - пагубны для всего. Мне думается, что движущие силы мирового сообщества людей выбрали не верный путь развития. В большинстве развитых стран мира доминирует доктрина накопления капитала или предметов роскоши. Чем у кого больше, тем этот человек заметнее и влиятельнее, не важно, каким способом он это обрел. Население этих стран делает вид или забыло о принципах разумной достаточности. И только мусульманский мир старается следовать этой заповеди предков. Но, посмотрите, что с ним вытворяют уже несколько лет... Да и славяне на Балканах не под этой ли дубиной рассыпались?
Я слышал, что Римская империя пала из-за стремления к запредельному уровню роскоши. И распалась. Не случится ли это с Россией, которая ступает на этот путь? Или ее умышленно толкают?

С уважением и благодарностью,

Александр Васильевич Стародубцев   12.08.2013 11:07   Заявить о нарушении
В общем, мы с тобой, Александр, от души поговорили! Уверен, и в будущем мы будем находить понимание. Желаю решить вопрос надёжности с Интернетом. А как будет время, читай мою последнюю работу: "Как выбрать родителей?"
Я заострён на теме воспитания, считая её самым главным Делом любого человека. И общества!
С пожеланием многогранных радостей жизни,

Юрий Анников 2   12.08.2013 20:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий.

Всегда открыт к диалогу.

С уважением,

Александр Васильевич Стародубцев   12.08.2013 20:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Васильевич Стародубцев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Анников 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.08.2013