Рецензия на «Что такое Интеллектуальная проза?» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Привет, Андрей! Интересный предмет для обсуждения эта интеллектуальная литература.

Сразу возник вопрос по статье: если ИЛ - "не проза интеллектуалов, для интеллектуалов или для развития интеллекта", то зачем плодить семантическую путаницу? Хватит уже туманного определения "женская литература", с которым тоже многие не согласны. Но чуть ниже ты говоришь, что все-таки ярлык ИЛ указывает на необходимость вдумчивого чтения, требующего напряжения интеллекта. Так ты оправдываешь термин ИЛ, словно стесняясь его прямого толкования, очевидно, неудобного ни с какого бока. А я не хочу делать вид, что тут корень "интеллект" слабо играет.

Лично я воспринимаю этот неудачный, с моей точки зрения, и некрасивый с морально-этической стороны термин именно в том значении, в каком его снобы и примкнувшие к ним псевдоинтеллектуалы навязывают остальной читающей публике, предпочитающей готовые формулировки, особенно если они приятны. Ровно так же, как потребитель не морщится от фразы: "это новый гель для настоящих мужчин", он проглатывает и новомодное определение ИЛ.

Я придерживаюсь мнения, что хорошим писателем может быть тот человек, который искренне и открыто говорит с читателем языком художественного произведения о том, что он знает, по-особому видит, что ему дорого, что его тревожит и волнует.

Толстому было достаточно его личного опыта, любви к жизни, внимательности ко всему и ясности мысли, и он сполна себя реализовал в литературе, потому что творчество являлось прямым продолжением его личности.

Фолкнер для общения с нами создавал целые миры, переполненные жизнью, запахами и красками. Но он ничего не выдумывал сверх того, что было в нем самом - потому мы ему верим и его понимаем (кстати, ты его не относишь к ИЛ?).

Кортасар обожал эксперименты со словами, литературные головоломки и ребусы, он это продолжает и в книгах - верим, нам это кажется неподдельным. И мне даже не важно, почему он сам считал Армстронга великим Хронопом, а не, скажем, Надейкой - он явно думал над созданными образами, они его явно увлекали - потому и вышло так интересно.

А любому притворству и плутовству, заигрываниям и переигрываниям, отношению к литературе как к игре со зрителями в цирке мы не верим.

Почему я должен разгадывать какие-то сомнительные загадки текстов, выдумывать глубину, если я не вижу этой самой глубины? Когда подходишь к океану, его объем ощущается сразу, без того, чтобы спускаться во все впадины. Так и с текстом, если он хорош. А если автору сказать нечего, а зато он такой хитроумный, то тут и появляется сомнительная интертекстуальность. У Кортасара она естественная, он был просто умным человеком, это ощущается, как с океаном, независимо от литературных выдумок и игры со словами.

А когда писатель предпочитает быть фокусником и клоуном, маскируя фокусы под интеллектуальные головоломки, то ему просто нечего сказать. Если я не чувствую, что интертекстуальность естественна для личности писателя, а вижу, что он пудрит мозги, предъявляя необоснованные требования к моему "культурному бэкграунду", я отбрасываю такую книгу, как вредную.

Так что если ИЛ - это ярлык, то я не хочу таких ярлыков на хороших книгах. Они оскорбительны и несправедливы.

И еще хочу добавить, что как бы Томасу Манну ни виделось, а за сто лет границы между наукой и искусством не стерлись. Да и зачем их стирать? Пусть существуют параллельно.

Александр Кайданский   09.05.2013 01:45     Заявить о нарушении
Саша, привет:)

Как я понял, у тебя два никак напрямую не связанных понятия, смешались в одно. С одной стороны, тебе не нравится термин "интеллектуальная литература", потому что некрасивый с морально-этической точски зрения и удобен только для социального позиционирования и саморепрезентации. С другой стороны, ты как бы подразумеваешь, что большинство авторов так называемой интеллектуальной прозы на самом деле просто играют в составление псевдоинтеллектуальных паззлов, потому что литература должна быть естественной, и интертекстуальность должна быть естественной... Я честно признаюсь, что не понимаю, как интертекстуальность может быть естественной. Если для человека характерна интертекстуальность, то это не человек, а ходячий сборник цитат. Я сам был таким в свое время: на любую фразу собеседника мог ответить цитатой из Стругацких, Достоевского или из культовых фильмов разных стран и народов. Сейчас мне это кажется немного страшным: говорить только чужими словами - это неправильно.

Я, конечно, понимаю, что литература мнится многими исключительно как высшая форма искусства рассказывать истории. Но сегодня это не так. Литература - это в том числе и искусство творить миры, а оно существует по несколько иным законам.

Ну, и Томас Манн, как мне кажется, все же прав: границы стераются. Очень многое в науку приходит из литературы. Например, концепции пространства-времени, виртуальности, реальности как текста:) У литературы более мощный визионерский потенциал.

Всего,

Беспощадный Критик   09.05.2013 09:36   Заявить о нарушении
Саша, Андрей, вы оба правы. Быть интеллектуалом и стараться казаться им - разные вещи. Иногда чьи-нить псевдоинтеллектуальные сентенции так зашкаливают, что ясно: автор просто выпендривается, а не делится своей (в хорошем смысле) заумью. Да и вообще, очень это тоскливое занятие - присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум.
:))))
Ко всем с уважением,

Мнемозина   09.05.2013 11:51   Заявить о нарушении
Очень согласен с Таней. Присущее очень отличается от демонстрируемого, а потому и фальшивого.

Андрей, интертекстуальность может быть естественной. Все мы являемся носителями культурного опыта, нам знакомы сотни и тысячи образцов искусства, так что никуда не деться от реминисценций. Но одно дело впитать, сродниться и забыть, после чего выплеснуть в случайном сочетании - а так происходит со всеми живущими не в лесу, и другое дело - демонстрировать свой культурный багаж, осведомленность, а где-то и превосходство над читателем, не помогая ему, а наоборот, затрудняя чтение десятками намеков, отсылок и цитат сомнительного характера. Мне всегда кажется, что обилие цитат говорит если не о собственном скудоумии, то о комплексах и неуверенности в себе. Если идея произведения - впечатление от количества втиснутой интертекстуальности, то я его не принимаю.

Если ты считаешь, что границы между искусством и наукой стерты, то подскажи, в каком из искусств главной целью является объективное знание, подтверждаемое эмпирически, и какие из научных методов или критериев, характерных для науки, являются общими для искусства.
Я совсем не думаю, что произведения фантастов принимаются всерьез современными учеными, и что они каким-то образом потом соотносят свои исследования с прочитанным или увиденным на полотне. Скорее, идеи фантастов витают в воздухе. Или составляют часть ноосферы.
Наука и искусство соприкасаются, на мой взгляд, только в плоскости взаимодействия истины с красотой.

Александр Кайданский   09.05.2013 14:38   Заявить о нарушении
Я в большой мере согласен с Сашей - интертекстуальность не красит литературу. Хотя, она имеет право на существование. Интертекстуальность говорит о том, что в данное время, в данном географическом пространстве имеется пространство культурное, которое предполагает некую понятную многим семиотику, ну ладно - символику, язык...Это выделяет данную литературу из ряда..., но в данное время и в данном месте. Как если бы я рассказал анекдот про Путина пять тыщ лет назад в шумерском царстве. Было ли бы это интеллектуальным трепом?

Черный Следопыт   09.05.2013 22:39   Заявить о нарушении
Оччень интересно! Прям, растешь над собой ))) Я серьезно.

Ирина Аллен   09.05.2013 23:47   Заявить о нарушении
Ирина, комментарий принят. Вступайте в дискуссию.Никого здесь не обидят.

Черный Следопыт   10.05.2013 00:11   Заявить о нарушении
Ты очень тонко употребил слово "назад" вместо слова "через". :)

Александр Кайданский   10.05.2013 11:10   Заявить о нарушении
(об анекдоте)

Александр Кайданский   10.05.2013 11:12   Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение))) Мне кажется, что уважаемые участники дискуссии создали-таки "семантическую путаницу" тем, что не ограничили параметры рассматриваемого явления. Если под "интеллектуальной прозой" понимать то, что талантливо и умнО написано, то это, по-моему, просто ХОРОШАЯ проза. (Есть читатели, для которых лучшая развлекательная литература - это как раз интеллектуальная в таком понимании).

Если же подходить к заявленному феномену)))) с точки зрения СЕМИОТИКИ, то я лучше процитирую Лотмана:
"Создание художественного произведения знаменует качественно новый этап в усложнении структуры текста... Обнаруживая способность конденсировать информацию, он... обнаруживает свойства интеллектуального устройства: он не только передает вложенную в него извне информацию, но и трансформирует сообщения и вырабатывает новые".

Я бы приняла термин "ИП" только в такой (специальной) трактовке, потому что в иной он мне не нравится)))))


Ирина Аллен   10.05.2013 23:18   Заявить о нарушении
Да, мы пытаемся поймать тот нюанс, который отличает прозу от прозы другой, чуть более сложной. Знаете-как в радиотехнике - есть сигналы, а есть сложные сигналы...

Хельги Нордкап   11.05.2013 01:36   Заявить о нарушении
И вот мне тоже не нравится название ИЛ. Я понимаю, что мы говорим о чем-то конкретном, но называем его неправильно. Ирина права - именно "семантическая путаница".Я бы сказал - семантический тупик. Предмет есть, но названия для него нет.
(Хельги Нордкап и Черный Следопыт - одно и то же, прошу прощения за путаницу)))

Черный Следопыт   11.05.2013 18:15   Заявить о нарушении
Да, Хельги, я понимаю, о чем дискуссия))) Нет названия для существующей литературы. А что если использовать терминологию, принятую в кинокритике: "массовое" кино и "серьезное" кино? И литература есть массовая, а есть серьезная.

P.S. Прошу прощения за то, что совсем не по делу потревожила Ю.М. Лотмана))), который писал о том, что происходит с текстом (посланием от адресанта к адресату), когда этот текст становится художественным.

Ирина Аллен   12.05.2013 02:28   Заявить о нарушении
Всем привет:)

Конечно, трудно убедить человека, которому не нравится термин "интеллектуальная литература", в том, что термин очень даже хороший и удачный, но я попробую еще раз. Я вижу проблему неприятия термина в типичной ошибке: термину приписываются неприсущие ему функции, из чего и возникает та самая семантическая путанница.

Тут суть вот в чем: с точки зрения противников термина (например, Саши), термин "интеллектуальная литература" используется литераторами и издателями, а это не верно: он используется литературоведами и читателями.

Я с самого начала пытался донести главную особенность этого термина: он скорее сродни понятию "классика", а вовсе не понятию "женскаяы проза", "детектив", "реализм". Автор может сесть и написать детектив или роман для домохозяек, но он не может написать "классику", птому что это наджанровое определение дается только по прошествии времени, когда складывается определенное общественное мнение на счет ценности текста. Точно так же автор не может написать "интеллектуальный роман" или "образец интеллектуальной литературы" - он может написать только текст в рамках определенной традиции, который может со временем быть признан "интеллектуальной прозой".

Вот вам пример: часто сравнивают два романа "Маятник Фуко" и "Код да Винчи". Базис у них один, и метод наполнения текста интеллектуальной информацией схож. Но если первый роман - бесспорный шедевр интеллектуальной литературы, то второй - образец качественного коммерческого чтива, не имеющего отношения к интеллектуальной литературе. И в данном случае термин "интеллектуальная литература" как нельзя лучше отражает разницу между двумя текстами (им литературными подходами) и выполняет свою функцию без всякой семантической путанницы: читатель среднего интеллекта возмется за "Код да Винчи" и даже не взглянет на "Маятник Фуко".

Безусловно, термин "интеллектуальная литература" является одним из узко-специальных синонимов таких еще более общих наджанровых понятий, как "элитарная литература" и "серьезная литература". поэтому нет ничего удивительного, что кому-то в этом термине видятся снобистские коннотации. Да, они есть. Потому что так или иначе мы делим литературу на хорошую и плохую, но нам этого мало: нам нужно еще и сравнивать: а насколько хорошая? а в каком смысле хорошая? а что лучше?

Всего,



Беспощадный Критик   13.05.2013 04:24   Заявить о нарушении
„в данном случае термин "интеллектуальная литература" как нельзя лучше отражает разницу между двумя текстами (им литературными подходами) и выполняет свою функцию без всякой семантической путанницы: читатель среднего интеллекта возмется за "Код да Винчи" и даже не взглянет на "Маятник Фуко".»

Вот-вот, о чём я и говорю, термин ИЛ создан исключительно для самопоглаживаний индивидуумов с замахом на «элитарность» и «интеллект выше среднего».

Андрей, вот скажи, «Анну Каренину» человек среднего интеллекта читать возьмётся? Возьмётся, ещё как, вон сколько людей её уже прочитали. Но правильно, ты так и утверждаешь, что классика – не ИЛ. То есть, она не для избранных интеллектуалов. Не для элиты.

Умнейший Мигель де Унамуно хотел говорить о философии языком, которым просят чашку шоколада, потому его романы, к сожалению, нельзя отнести к наджанру «элитарной литературы» - читаешь, и понятно. Ни ребусов тебе, ни замаха на публику с культурным бэкграундом (вот ещё одно слово, которое мне совершенно не понятно. Что конкретно, какая именно культура за ним скрывается?)

Лена Ковалёва   14.05.2013 01:29   Заявить о нарушении
Лена, извини, но у теба довлеет протестная установка: ну, не нравится тебе, что кто-то называет одни книги умными, а другие умными не называет. ПАоэтому ты не можешь принять термин "интеллектуальная литература". Я в курсе, что ты не математик, но если бы была, то врядли тебе пришло в голову делать вывод, что из существования "высшей математики" следует существование "низшей математики".

Это специфика языка: многие выражения закрепляются в языке без явных антонимов или инверсий. например, мы используем часто выражение "развитые страны" и "страны третьего мира", но никогда нам не приходит в голову сказать "недоразвитые страны", "страны второго мира", "страны первого мира". Нет таких выражений. Выражение "развитые страны" не делит мир на развитые и недоразвитые. Все намного сложнее. Это выражение обозначает (именно "обозначает") определенную группу стран с неким общим признаком. Точно так же "интеллектуальная литература" не делит все тексты на интеллектуальные и неинтеллектуальные, а обозначает категорию текстов с неким общим ароматом.

Более того, интеллектуальная проза - не единственная категория в круге чтения интеллектуалов. Как можно быть интеллектуалом и не читать классику? Как можно не читать просто хорошие книги? Одно другое не исключает!

Я очень мало читал Унамуно, но если в его текстах все разжеванно для шкльников, то это, безусловно, не интеллектуальная литература. Умная - возможно, но жанр - другой. Хотя, насколько я понимаю, у Унамуно много написано в жанре интеллектуальной прозы, он ведь чем-то близок к Борхесу, разве нет?

Да и разжевывать можно по разному. Вот, например, ричард Бах или Коэльо. У них абсолютно одинаковые задачи - разжевать экзистенциальный релятивизм, философию позитивного мышления и тому подобное, но сделали они это по-разному, и все равно оба остались в истории только как адоптаторы идей, опримитивившие серьезные философские концепции. это тоже кому-то нужно, но это не интеллектуальная литература - по форме и методам.

Всего,

Но тут есть тонкость:

Беспощадный Критик   14.05.2013 04:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Дискуссионный Клуб Прозы
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Кайданский
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.05.2013