Рецензия на «Зеленая Книга России. Путь к истинной модернизации» (Валентин Левин)

«Страховое государство»
По страницам Проекта «Зелёная книга России»
(на предмет сотрудничества и взаимодополнения Проектов)

Данный текст – попытка начальной деконструкции одного из действительных и настоящих Проектов, которые есть в России. Текст его можно найти в Библиотеке сайта и на исходном ресурсе: http://www.proza.ru/2012/01/27/1825, на котором есть и другие тексты автора – Валентина Левина – в том числе стихи (ссылка)…
Всё началось в 2005 году с выправления предбанкротного состояния предприятия связи, то есть из сервисно-производственной сферы. Принудительное же завершение реального экономического эксперимента в 2008 послужило уже началом осмысления не только раскрывшейся сути экономики, но и истории государства, и функций/структуры государства, и философско-культурных аспектов. Всё это – в обратном порядке – и сформировало книгу, как стройный, последовательный Проект.
Так оформился Проект. Но его содержание, его зёрна Валентин носил в себе за 20 лет до этого; а видимо и до того. Ещё в 1990 году он написал небольшой текст «Антирыночная суть прибыли», где выразилась оригинальная социо-экономическая система координат, понятий, и абзацы из которого вошли в том числе в Проект «Зелёная книга России». В нём же обозначился перехлёст; и этот же теоретический перехлёст не помешал практике 2005-2008 годов; макро-обобщения чаще всего не мешает разумному в микро-экономике, если не становятся самоцелью, то есть применяются контекстно.
Здесь далее в подглавках будут приведены самые характерные, яркие, показательные цитаты Проекта. А пока, вначале мы сориентируем в смыслах Валентина Левина, по пунктам.
Вообще, любой проект можно назвать в виде перечня характерных пунктов. Любую систему можно описать набором позиций, смыслов. Описывая, как текст, такое описание будет последовательное, умное и большое. Но в глубине всё будет держаться на простых посылах. Прежде всего – на понимании человека и будущего. А, во-вторых, на неких установленных механизмах формирования социальности во власти и/или экономике. Эти простые системные точки (опорные камни) в развёрнутом тексте найти трудно. А вот в живой речи комментов – легко… И среди них выделим следующее – об организации социальности.
Итак, цитата коммента.
«Я думаю о торжестве отношений общественной собственности, как более эффективных отношений. Ее торжеству мешают частнособственнические монополии, среди которых самая неэффективная – государственная частная собственность, господствовавшая в СССР. Я против культа частной собственности – главной ошибки (или диверсии, - как хотите) либеральных реформаторов России. …<В будущем> не будет ни прибыли, ни зарплаты, - вся выручка будет распределяться между участниками производства, включая рабочих.»
Здесь 2 важнейших мировоззренческих и системообразующих момента. Начнём с последнего. Перечитайте последнее предложение.
(1)
Распределение всей произведённой стоимости на потребление системно (не идеологически!) означает, что нужен отдельный источник инвестиционных средств (думаю, что оборотные средства всё же не проедаются). Это – сторонние, заёмные средства. Эмитируемые подо что-то! Это – важное и интересное; с чем (кем) связана эмиссия? Вариантов два. (1), Государство и государственный контроль; потом – план, и так по цепочке... (2), Человек (хозяин, община, коллектив) и некие механизмы учёта/контроля (не обязательно гарантий возврата, как по кредиту!).
В любой нормальной системе «концы должны сходится с концами». Мы видим жёсткую причинно-следственную связь, жёстко сбитые звенья цепи: «бесприбыльная нецентрализованная экономика» + «эмиссия под частные инвестиционные потребности». Из первого следует второе. Закономерная логика; очевидно, логика построений В.Левина – исходя из первой установки по выводам памятного эксперимента, распространённой на всю экономику. В текстах автора эта логика не простроена так открыто и жёстко, но, очевидно, что так и двигалась проектная мысль. Названы же были эти 2 стороны одного «системного феномена, построения», как 2 отдельных момента…
Далее мы приведём полноценные цитаты на этот счёт, и оценим этот ключевой экономический механизм. Сейчас же вернёмся к началу коммента В.Левина, где находится исходный дискурс и императив. Он связан с пониманием «Частности» и «Общественности». И это – то самое, исходное, с которым спорят его оппоненты. Но с чем мы совсем не хотим спорить; настолько это содержательно, глубоко, уходит в метафизику…
(2)
Вообще категориальная сетка В.Левина следует представлениям анархического, общинного социализма, социализма трудовых ассоциаций, а из современных понятий – джамахирии («народоправства»). И здесь можно порекомендовать, например, анализ идей нашего современника А.Каспара. Особенность же понятийной сетки В.Левина можно представить в естественности понятий общественное и частное. Первое – непосредственно управляемое народом (без передачи полномочий решения любым посредникам), второе – любое отчуждённое от выражения интересов всего общества непосредственно; не важно – посредством денег или администраций (И здесь вспоминается рис.50 из старого текста «Четыре момента».) В этом есть соответствие системе КОБ. Но сам аппарат В.Левина – последователен и оригинален. В этой логике рынок является проявлением именно общественности…
«Административность – есть прямое проявление частности; администратор – это частник, капиталист (не путать с предпринимателем).» Это камни, на которых стоит система В.Левина, это – главные лозунги. Они Вас перевернули вверх ногами? – есть такое ощущение… А если всмотреться… А если вспомнить, что обманщики-обменщики, частичники – первое, что делают – как раз наводят тень на плетень, переворачивают наоборот; «наоборотники»… Может так-то – по Левину – всё более неразделённо, то есть целостно, по сути?... Левин идёт от человека, как именно неразделённого феномена «homo-socie», и то есть не нуждающегося в неких администраторах для своих проявлений, для своей четверной субъектности – как познающий, правовой, экономический и онтологический… И то есть человек становится отчуждённым – администрируемым – когда над ним появляется «Частник»… А!?...
По В.Левину уничтожение человечности (цело-вечности) идёт по двум каналам: денежному и административному. Отсюда – сопротивленческая позиция Валентина им обоим. Отсюда и придание им признака «частности» в противовес настоящей человечности – общинности. Так эти понятия обретают у него своё фундаментальное содержание, сутевое содержание. Он не формулирует этого, но понятно, что для него человек целостен и дееспособен именно в обществе свободных и кооперированных товарищей. Когда экономическая или властная система отвечает этой «Середине», она – общественная. Когда система сваливает в крайности: административную (псевдо-социалистическую) или частно-собственническую (либеральную), - она является в обоих случаях частной. Такова логика вещей у Валентина Левина…
Остаётся только сказать, люди, к сожалению, хотят спорить, но не хотят понимать. А чтобы понять (не обязательно – принять) другого человека, надо весь его смысловой мир, его причинно-смысловые связи взять целиком; а не навязывать любую другую систему категорий. И если его мир оригинален, не тавтологичен, не компилирован, целостен – вы найдёте опорные камни, и они могут быть по-своему красивы, стройны, крепки, самодостаточны, многосвязны…
И как итоговое, уже в самом начале.
(3)
Валентин решился распространить страховую технологию с микро-экономики, с предприятий, с организации труда, на макро-экономику, на балансирование отношений между разными социальными институтами, сталкивая их в общей борьбе за контроль общего будущего. Обычно распространение технологий с уровня на уровень даёт сбои. Но посмотрим. Интересно то, что социальные структуры, конечно, работают по событиям, то есть поддерживают нормальное состояние социальной жизни. Также и сервисно-производственные предприятия, например, связи. Даже отрасли, создающие долговременные объекты, например, строительство. Но вот остальные товаропроизводители, конечно, имеют для себя событийность лишь в рамках предоставляемой гарантии… Что ж, это здесь не принципиально; потому что главный вопрос – это как раз организация отношений человека (общества) и государства.
Конечно, страховые методы организации некоторых (не всех!) социальных институтов – не новость, и эмиссия денег под человека звучала в отдельных предложениях (самих по себе). Но Валентин решился эту основу сделать основой всей социальной системы – в подробностях, в механизмах. И конечно, опорой в этом ему стала практика ливийской джамахирии (М.Каддафи) с их социальными стандартами… Может быть это и есть главное – открытая совместная позиция общества и государства по событиям в жизни человека; что и является отражением жизни любой общины! Может быть это и есть главная социальная технология, по иному выстраивающая отношения в современном сложном обществе… Эта технология ещё требует научного обеспечения: критериев, нормативов, расчётов, процедур… При этом Валентин отрицает бюджетный процесс и соответственно налоги; заменяя их страховыми взносами в единую Общенациональную Страховую Компанию (ОСК), распределяющую собранные суммы по «государственным отраслям»… Конечно, чаще всего не важно – как назвать сборы; но важны процедуры и вызываемые ими отношения.
Далее.
Такое ощущение, что понимание человека будущего, социального назначения человека очень близко нашему (см. далее); как и полностью совпадает понимание творческих основ человека – на определённых культурности, воспитанности, позитивности…
О важен, интересен стиль, дискурс, словарный аппарат В.Левина. Читая Проект, мы старались пропустить неважное, не мешающее общему, мелочи в наших расхождениях. И наоборот, выделить и привести ниже то принципиальное, в чём сходимся.
Ещё раз. Прежде чем спорить о терминах, необходимо видеть всю мировоззренческую картину. Понимая её связи и акценты, можно находить соответствие (или лакуну) со своей системой координат; дополняя и дополняясь…
Не о терминах наша забота. По плодам будем судить. Через них и объединяться.
Последующее – формат тезисов (меньше четверти от 100-страничного «А4» труда) и реакции на них.
...

Продолжение на адресе:

Сергей Алфёров 2   16.04.2013 22:37     Заявить о нарушении
Сергей, здравствуйте!
Обрадовали Вашим вдумчивым подходом к рассмотрению содержания Проекта,
спасибо!
Вы правы, - в основе повествования лежат простые, но фундаментальные истины, которые можно было бы дать коротким перечнем тезисов.
К сожалению, сознание людей так устроено, что истины, лежащие на поверхности, осознаются людьми с большим трудом и в последнюю очередь.
А те, кто указывает на эти истины, рискуют навлечь на себя град насмешек за поверхностность мысли и лозунговый характер утверждений.
Люди как бы не понимают простых истин, - и чем проще истина, тем труднее она дается человеку...
Сергей, прежде чем вступить с Вами в дискуссию, я хочу познакомиться с
1) продолжением текста Вашей рецензии (ссылка в конце обещана, но не приведена)
2) с текстами Вашего Проекта.

С уважением, Валентин.

Валентин Левин   17.04.2013 05:56   Заявить о нарушении
Что касается изложения понятийного аппарата, то очень большое внимание к нему я уделил в статье "Евгению Ясину о сути либерализма и развитии России": http://www.proza.ru/2013/03/26/347
Кроме того, надеюсь в ближайший месяц дать концентрированное конструктивное изложение Проекта...

Валентин Левин   17.04.2013 09:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валентин Левин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Алфёров 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.04.2013