Рецензия на «Другие и Воланд Часть 1» (Наташа Александрова)

Добрый день!
У вас где-нибудь в статье упомянуть, что прототипом Рюхину послужил Маяковский?

Сергей Шаповалов 2   15.03.2013 11:28     Заявить о нарушении
Об этом сохранились воспоминания друга Булгакова, драматурга С. А. Ермолинского (1900 - 1984): "Если в бильярдной находился в это время Маяковский и Булгаков направлялся туда, за ними устремлялись любопытные. Ещё бы - Булгаков и Маяковский! Того гляди разразится скандал.
Играли сосредоточенно и деловито, каждый старался блеснуть ударом. Маяковский, насколько помню, играл лучше.
- От двух бортов в середину, - говорил Булгаков.
Промах.
- Бывает, - сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбираю удобную позицию. - Разбогатеете окончательно на своих тётях манях и дядях ванях, выстроите загородный дом, и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.
- Благодарствую. Какой уж там дом!
- А почему бы?
- О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин.
Маяковский выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой:
- Абсолютно согласен.
Независимо от результата игры прощались дружески. И все расходились разочарованные".

Сергей Шаповалов 2   15.03.2013 11:29   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за рецензию!
Отвечаю на Ваш вопрос. Нигде в статье я не пишу о том, что Маяковский послужил прототипом Рюхина. Соколов в своей книге о «МиМ» писал о Маяковском как о прототипе Рюхина ( как раз он и приводит в книге отрывок из воспоминаний Ермолинского, который Вы процитировали). Белобровцева в комментариях утверждает, что прототипов было несколько – Маяковский, Жаров. Интересны её размышления о соотношении образов Рюхина и Пушкина. Кузнецов в статье «Кто такой Александр Рюхин?» ищет доказательства того, что прототипом был все-таки Жаров. Этой же версии придерживается и Фима Жиганец (Александр Сидоров). Маяковского он считает прототипом Воланда. А мне кажется, что прототипом Воланда был сам Булгаков. Внешность - в воспоминаниях почти все отмечают особую элегантность Булгакова, который не был похож на советских граждан - иностранец Воланд.
Поселился Воланд в том самом доме по Большой Садовой, в котором жил одно время Булгаков.
В воспоминаниях описывается поведение Булгакова на диспуте с критиком Орлинским. В конце своего выступления Булгаков сказал, что, собственно говоря, пришел просто посмотреть на Орлинского, и при оглушительной тишине вышел из зала. Это напоминает Воланда, который явился в Варьете посмотреть на москвичей.
Родственники пишут об особой прозорливости Булгакова, многие отмечают его скептицизм, язвительность, что весьма характерно для Воланда.
Это я написала навскидку, но думаю, можно накопать еще много различных фактов.
Но главное здесь, мне кажется, вопрос художника и власти. Трагедия большого художника в том, что при полноте знания он лишен рычагов реальной власти. В мире книги писатель - высшая власть, и он, моделируя действительность, создает идеальную ситуацию, когда знание и воплощение сливаются воедино. Всесилие это, правда, не совсем однозначно, ибо невозможно выйти за рамки неизбежного.

Я лично разделяю точку зрения Лотмана: « Прототип - это реальный человек ( а иногда и несколько человек), который служит отправной точкой для создания литературного образа, только отправной точкой, а уж далее автор "переплавляет, сдвигает, перекраивает жизненные впечатления" и создает совершенно новый образ, а не копию реального человека». Поэтому говорить об одном человеке, который якобы послужил прототипом, мне кажется не совсем верным.

Еще раз благодарю за рецензию.

С уважением и признательностью

Наташа Александрова   16.03.2013 01:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наташа Александрова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Шаповалов 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.03.2013