Сергей Шаповалов 2 - написанные рецензии

Рецензия на «Русский город Севастополь. Книга Первая» (Сергей Шаповалов 2)

Александр Руднев
“Твердыня, избранная славой”
Так назвал Н.А. Некрасов, современник Крымской войны, в стихотворении “Тишина”, Севастополь - город русской славы.
Казалось бы, на эту тему - героической обороны Севастополя 1855 года - написано бесконечно много, как научно-исторических трудов и исследований, так и художественных произведений, среди которых одно из наиболее заметных мест принадлежит роману-эпопее замечательного русского писателя С.Н.Сергеева-Ценского “Севастопольская страда”, создававшемуся в 1930-х годах.
По всей видимости, эта тема, казалось бы изученная вдоль и поперек, все-таки не может быть исчерпана до конца и, несмотря на прошествии столь длительного времени, не потеряла в известном смысле своей актуальности. Многое, что происходит на наших глазах теперь, не может не вызывать определенных исторических ассоциаций, так же как и очень непростая историческая судьба Крыма.
И вот петербургский писатель Сергей Шаповалов, автор исторических романов о Павле 1 (Император), где убедительно показывается позитивные стороны кратковременного правления этого русского царя, его тяжелая судьба и трагический конец, о 1812 годе под заглавием “ И умереть мы обещали” и другие, взялся за эту тему. Перед нами огромный 800 страничный роман “Русский город Севастополь” , посвященный событиям Крымской войны, где действуют как и всем известные исторические персонажи, прежде всего военные деятели - главнокомандующий армии Меньшиков, адмирал Нахимов, Корнилов, Тотлебен, Остен-Сакен, знаменитый хирург Пирогов, матрос Кошка и многие другие, а также и вымышленные герои - братья Кречены, выходцы из родовитой петербургской дворянской семьи с военными традициями. Через их частные судьбы показана одна из важнейших страниц нашей истории. И те, и другие герои, заметим, органически дополняют друг друга. Кроме того, в романе изображены не только русские герои, но и персонажи из вражеских станов - англичане, французы и т.д. И во всем автор находит свои инсинуации и обертоны.
Следует сразу отметить, что в романе С. Шаповалова на первый план выдвигаются судьбы простых, обыкновенных людей, волею обстоятельств попавших в эту кровавую мясорубку, на одну из самых страшных войн в истории человечества, на которой погибло около полумиллиона человек. Все это, как справедливо указывается в предисловии, самые обычные люди, в том числе из простонародья, на которых всегда очень много держится, с их неосуществленными, погибшими мечтами, благородными стремлениями, личным счастьем - все это превратила в прах война.
И как мы уже сказали, при чтении этого романа неотступно возникают ассоциации с некоторыми литературными прецедентами, ставшими классическими - прежде всего, с уже упомянутым нами романом С.Н. Сергеева- Ценского, где также последовательно, исторически достоверно и художественно описана героическая оборона Севастополя в середине 19 столетия.
“Ну, мне до Сергеева-Ценского далеко!”- сказал однажды в частном разговоре со мной Сергей Анатольевич Шаповалов. Однако нам представляется, что роман “Русский город Севастополь”, безусловно, не только в определенном смысле не уступает эпопее Сергеева-Ценского, но в известной мере даже превосходит его своей красочностью и сюжетной занимательностью - думается, что мы не впалаем в преувеличение, утверждая этот тезис.
В романе очень объемна с выразительными реалистическими деталями изображены прежде всего, события первой обороны Севастополя - высадка десанта на побережье Крыма, битва на реке Альма, захват Балаклавы, а в последних частях - сражения на Кавказе, штум крепости Карс, оборона Свеаборга - это также тесно связано со “Севастопольской страдой”.
Это была во многом судьбоносная для России война, которая хоть по сути дела, была русскими проиграна, как это хорошо известно, и чего не смог пережить император Николай 1.
Сам автор делает в предисловии очень важное признание в том, что ему прищлось проработать огромное количество исторических источников, мемуарных свидетельств участников тех событий, которые часто, как он замечает противоречат друг другу = Тотбелена, Зайончковского, Ногосского, Гюббенета, Берга и многих других, без которых написание этой книги было бы не возможно. И автор приходит к несколько парадоксальному выводу, что книга эта “не совсем его”, несмотря на проделанную им гигантскую колоссальную работу. “Я всего лишь собрал, - пишет С.А. Шаповалов, - словно лоскутное одеяло, сотканое из из воспоминаний участников тех огненных лет, подобрав наиболее правдивые, на мой взгляд, гипотезы, выводы, основанные на исторических фактах”. Поэтому роман “Русский город Севастополь”, по мнению автора, “художественный образ событий”, связанных с русской воинской доблестью и славой. Но автор владеет даром исторического романиста настолько, что события, люди, батальные эпизоды, обстановка иногда жестокая - натуралистические сцены, пейзаж - всё это оказывается очень живым и убедительным. Мы, читатели, скорбим вместе с героями, скорбим по поводу гибели кого-то из них, например Л.С. Нахимова, тех тяжелейших испытаний, которые выпали на их долю, радуемся их удачам и победам.
И прежде всего, автору удалось показать беспримерный и жертвенный героизм русских людей - от именитых генералов - полководцев до простых солдат. Поэтому Севастополь останется навсегда городом именно русской славы - даже в самых тяжких поражениях и самых жутких условиях русские люди не теряли присутствия духа, почти всегда оставались на высоте положения.
С. Шаповалову удалось выстроить очень увлекательное повествование, и он держит читателя в напряженным внимании от первой страницы до последней, несмотря всё-таки на известную растянутость романа. Но идеального на свете, наверное, ничего не бывает.
Но надо сказать, что среди известных исторических персонажей, которых мы встречаем на этих страницах, явно, например, не достаёт артиллерийского подпоручика графа Льва Николаевича Толстого, воевавшего на знаменитом 4-ом севастопольском бастионе, наиболее опасном, показавшего себя храбрым и мужественным офицером. А в начале первой части романа почему-то все молодые офицеры - “с пробивающимися усами” или “щелочкой усов”, что повторяется несколько раз, а это и производит иногда даже и комическое впечатление. Эти мелкие достаточно недочеты, но на которые мы сочли нужным обратить внимание.
В целом же мы не сомневаемся, что роман вполне состоялся, получился удачным и “читабельным” и от души пожелаем автору дальнейших творческих успехов на трудном поприще исторического романиста. У него есть все основания для этого.
Читатель, таким образом, получает очень “своевременную”, - как сказал бы Горький, - книгу, казалось бы, о давних о давних и всем известных событиях, которые благодаря талантливому перу Шаповалова воспринимаются как достаточно актуальные и сегодня. Поэтому историческое повествование о о русской доблести 1850-х годов может быть только полезным, поднимающим дух и чувство патриотизма, которым проникнута вся эта книга.

Сергей Шаповалов 2   30.10.2022 21:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «Карина Азаревич 15 лет О Петербурге, обо мне и о л» (Литературный Клуб Дерзание)

Интересно написано. Мысли и чувства сливаются в единый поток. Получается водопад из эмоций и переживаний.

Сергей Шаповалов 2   28.04.2018 11:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «Введение в демиургию. Пелевин и его роман Т» (Никита Марьянов)

Общее впечатление о книге – бред обкурившегося торчка. Неужели это наша современная литература? Пытаюсь сдержаться, чтобы не высказаться матом. Пытался найти в романе хоть одну трезвую свежую мысль – ничего не нашел; все какие-то старые анекдоты и тупые рассуждения о сути бытия. Конечно же, любители Пелевина скажут: Надо читать между строк. Эта книга не для средних умов. Там есть скрытая глубокая философия… и так далее. Ни хрена там нет! У меня сосед, бывший учитель русского языка и литературы, а нынче кассир в платном туалете. Так, вот, если ему залить в пятницу вечером пару стаканов водки, он вам такой философии за ночь томов десять надиктует. Так что ж, его теперь на Нобелевскую премию выдвигать?

Сергей Шаповалов 2   07.07.2014 11:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь, или невыдуманная история» (Михаил Самарский)

Это мое личное видиние произведения. Я бы начал главу с абзаца: Школьные прозвища просто так не прилипают. Назови завтра кого-нибудь ни с того ни с сего, например, «табуреткой»,

Сергей Шаповалов 2   30.05.2014 10:10     Заявить о нарушении
Спасибо за совет.

Михаил Самарский   31.05.2014 20:35   Заявить о нарушении
ОКАЗЫВАЕТся, я последняя узнала о таком замечательном человеке, как Миша Самарский? Стыдно мне... Я серьезно!

Мария Кутузова Наклейщикова   11.02.2015 00:10   Заявить о нарушении
Язык очень хороший, это важно и очень радует. И интригует!

Мария Кутузова Наклейщикова   11.02.2015 00:14   Заявить о нарушении
Мария, спасибо. )))

Михаил Самарский   11.02.2015 12:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Личные впечатления о ХIV съезде Союза писателей» (Екатерина Кирилова)

Добрый день. Статья интересная, только вы зря "Литературную газету" обозвали желтой прессой. До желтизны ей очень далеко. Так я и не понял из вашего доклада, что же все-таки решил съезд? Выдвинул очередные лозунги на очередную пятилетку? Много воды про молодую кровь. А где она? Тех писатели, которые приходят в союз уже с выпущенными книгами, боятся, и стараются от них избавиться. Принимают тех, кто может заплатить за издание редакции союза. Вы разве об этом не слышали? Вот поэтому все извечстные писатели состаят в других союзах. А наш, Российский профукал все, что мог. Посмотрите средний возраст наших писателей, уж явно - не выше 50. А плодотворно работают авторы с 25 до 50. Именно в этот период они учатся и выдают яркие произведения. Но учиться, извиняюсь, не у кого. И не хотят наши старички видеть в союзе молодых. талантливых авторов. А бравурные речи коммуничтического толка слушать никому не интересно.

Сергей Шаповалов 2   12.11.2013 11:24     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, здравствуйте!

"Жёлтой" я назвала вообще прессу (не в частности "Литературную..."). О статье в ней я далее написала, когда мне показали.

Как Вы прочли, мы в своём отделении принимаем молодых, стараемся (по крайней мере при мне это так), я сама себя к "стареньким" не отнесла бы... И на съезде были довольно молодые писатели (не много, конечно).
Также на съезде познакомилась с некоторыми известными и интересными писателями, в том числе классиками. А тех, кто состоит в Союзе давно и стареет "естественно", не убивать же их... Многие из них уважаемые (не все, конечно).

Кстати, о принятии тех, кто может заплатить за издании редакции союза, я впервые слышу. У нас в отделении такой практики нет. Может, с нами что-то не так?

Извините, Сергей, за мою излишнюю эмоциональность, но пишу о том, что видела и как сама думаю.

Во многом я соглашусь, ведь проблемы есть (что о союзе говорить, когда в России и в других государствах столько проблем, которые также трудно решить... Люди не верят, не идут на выборы и т.д., а ведь от нашего гражданского долга всё зависит, начинается всё с нас самих). Задайте вопросы Вашему председателю, которого Вы выбрали и, наверное, послали на съезд, донёс ли он Ваши проблемы и пожелания?

Спасибо за Ваши вопросы, Сергей!

С уважением,
Екатерина

Екатерина Кирилова   12.11.2013 13:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Легендарный одесский язык» (Лев Израилевич)

Лев Израильевич, разрешите ваш опус опубликовать в журнали Ленинград №з
С уважением! Шаповалов С.

Сергей Шаповалов 2   16.05.2013 11:34     Заявить о нарушении
Не возражаю. Только Израилевич - моя фамилия, а не отчество.

Лев Израилевич   16.05.2013 13:57   Заявить о нарушении
А как вас полностью, чтобы поставить в журнале, и если возможно - хорошую фотографию на хорошем фоне.

Сергей Шаповалов 2   16.05.2013 17:42   Заявить о нарушении
Израилевич Лев Самуилович. Фото могу выслать на Ваш e-mail

Лев Израилевич   17.05.2013 11:02   Заявить о нарушении
Отлично! shs@litopiter.ru

Сергей Шаповалов 2   17.05.2013 11:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Другие и Воланд Часть 1» (Наташа Александрова)

Добрый день!
У вас где-нибудь в статье упомянуть, что прототипом Рюхину послужил Маяковский?

Сергей Шаповалов 2   15.03.2013 11:28     Заявить о нарушении
Об этом сохранились воспоминания друга Булгакова, драматурга С. А. Ермолинского (1900 - 1984): "Если в бильярдной находился в это время Маяковский и Булгаков направлялся туда, за ними устремлялись любопытные. Ещё бы - Булгаков и Маяковский! Того гляди разразится скандал.
Играли сосредоточенно и деловито, каждый старался блеснуть ударом. Маяковский, насколько помню, играл лучше.
- От двух бортов в середину, - говорил Булгаков.
Промах.
- Бывает, - сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбираю удобную позицию. - Разбогатеете окончательно на своих тётях манях и дядях ванях, выстроите загородный дом, и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.
- Благодарствую. Какой уж там дом!
- А почему бы?
- О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин.
Маяковский выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой:
- Абсолютно согласен.
Независимо от результата игры прощались дружески. И все расходились разочарованные".

Сергей Шаповалов 2   15.03.2013 11:29   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за рецензию!
Отвечаю на Ваш вопрос. Нигде в статье я не пишу о том, что Маяковский послужил прототипом Рюхина. Соколов в своей книге о «МиМ» писал о Маяковском как о прототипе Рюхина ( как раз он и приводит в книге отрывок из воспоминаний Ермолинского, который Вы процитировали). Белобровцева в комментариях утверждает, что прототипов было несколько – Маяковский, Жаров. Интересны её размышления о соотношении образов Рюхина и Пушкина. Кузнецов в статье «Кто такой Александр Рюхин?» ищет доказательства того, что прототипом был все-таки Жаров. Этой же версии придерживается и Фима Жиганец (Александр Сидоров). Маяковского он считает прототипом Воланда. А мне кажется, что прототипом Воланда был сам Булгаков. Внешность - в воспоминаниях почти все отмечают особую элегантность Булгакова, который не был похож на советских граждан - иностранец Воланд.
Поселился Воланд в том самом доме по Большой Садовой, в котором жил одно время Булгаков.
В воспоминаниях описывается поведение Булгакова на диспуте с критиком Орлинским. В конце своего выступления Булгаков сказал, что, собственно говоря, пришел просто посмотреть на Орлинского, и при оглушительной тишине вышел из зала. Это напоминает Воланда, который явился в Варьете посмотреть на москвичей.
Родственники пишут об особой прозорливости Булгакова, многие отмечают его скептицизм, язвительность, что весьма характерно для Воланда.
Это я написала навскидку, но думаю, можно накопать еще много различных фактов.
Но главное здесь, мне кажется, вопрос художника и власти. Трагедия большого художника в том, что при полноте знания он лишен рычагов реальной власти. В мире книги писатель - высшая власть, и он, моделируя действительность, создает идеальную ситуацию, когда знание и воплощение сливаются воедино. Всесилие это, правда, не совсем однозначно, ибо невозможно выйти за рамки неизбежного.

Я лично разделяю точку зрения Лотмана: « Прототип - это реальный человек ( а иногда и несколько человек), который служит отправной точкой для создания литературного образа, только отправной точкой, а уж далее автор "переплавляет, сдвигает, перекраивает жизненные впечатления" и создает совершенно новый образ, а не копию реального человека». Поэтому говорить об одном человеке, который якобы послужил прототипом, мне кажется не совсем верным.

Еще раз благодарю за рецензию.

С уважением и признательностью

Наташа Александрова   16.03.2013 01:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Русская литература и маленький человек 1» (Наташа Александрова)

Добрый день!
Разрешите взять одну из ваших статей для публикации в журнале "Ленинград"
С уважением!
Шаповалов С.

Сергей Шаповалов 2   12.03.2013 16:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за рецензию.

Конечно, берите, если что-то приглянулось. Буду только рада.

С уважением и признательностью

Наташа Александрова   13.03.2013 00:08   Заявить о нарушении
Ваша статья выходит в журнале "Лентнград" №2 за 2013 год. Статья выходит целиком. Редактор не убрил ни единой буквы.

Сергей Шаповалов 2   08.04.2013 20:54   Заявить о нарушении
Платить ничего ненадо. Как вы хотите, чтобы опубликовали статью, под каким именем?

Сергей Шаповалов 2   08.04.2013 22:49   Заявить о нарушении
Под настоящим.

Наташа Александрова   08.04.2013 23:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Журнал Ленинград. Возрождение, или?» (Владимир Митюк)

http://litopiter.ru/L/index.htm
Для ознакомления, что же он на самом деле из себя представлял

Сергей Шаповалов 2   24.02.2013 12:57     Заявить о нарушении
Спасибо, обязательно схожу, и дам ссылку. Но, вообще-то, пару номеров видел... Почти чудом сохранились.
Но это, как говорят, другая история...
A журнал нужный... Вот, соберу отзывы...

Владимир Митюк   24.02.2013 16:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моя Масяния» (Выходец Из Арройо)

Первый абзац я бы убрал напрочь

Сергей Шаповалов 2   24.06.2012 19:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Потом я попрошу подробности. Ладно?
У Роси есть проблемы. Нужна правка. Если это тот текст, кот. быть на бумаге, то правка обязательно нужна. Даже ачипятки нашлись.

Выходец Из Арройо   25.06.2012 01:05   Заявить о нарушении
Тупокайф! - умный журнал
Манипулирование людьми. 6 способов.

1. Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики. «Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн») .

2. Данный метод также называется «проблема-реакция-решение».

Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы. Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.
3. Способ постепенного применения

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века. Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

4. Отсрочка исполнения

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

5. Обращаться к народу как к малым детям

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…

Выходец Из Арройо   23.07.2012 17:28   Заявить о нарушении