Рецензия на «Тень рождения» (Ирина Бениаминовна Медведева)

Дуализм Матери: с одной стороны боязнь всколыхнуть и вновь пережить невыносимый ужас потери не просто близкого человека - единствен-ного сына, с которым связаны были все надежды и чаяния; с другой стороны - пиетет перед уже проявившимся талантом сына, явленным им уже в юности, серьезностью его устремлений и понимания мира. Вместе с сильнейшим внутренним посылом: сохранить живую память о нем и донести значимость сыновнего таланта и его не воплощенных, за жестокой краткостью отведенного ему Судьбой времени, идей для нас – живущих в этом, в большой степени утратившем и утрачивающим духовность, обществе.
Абсолютно верно звучат слова Марины Кудимовой: «Главное отличие в том, что это единственный проект, создавший не тусовку, а живое содружество. Личностей, Поколений, "Павших и живых". Еще одно - в том, что за десятилетие создана панорама русской поэзии в ее продолжающемся развитии и
движении.» *)
И как же здорово, что в реале идеи Ильи Тюрина смогли получить столь широкий отклик у сограждан. Пометим для себя: без практической поддержки всякой властей, в том числе и в первую очередь, литературных.
Читаю сцену в ресторане. Уже до нее уже заметно, что для «как бы Ильи» по версии Матери – а мы-то знаем, Сергея, - что-то изменилось. Рядом с цинизмом и отвязностью появляется понимание необходимости - не вынужденности, принять предложенный образ и в нем отстраниться от своей прежней личины. Что-то уже сдвинулось в его сознании, увы, пока не в сознании его подружки. Эта - приземлена и цинична, воспринимает ситуацию в типичной для себя манере. Просто появилась некриминальная возможность «хапнуть», урвать кусок, идущий в рот без усилий – только откуси и проглатывай не жуя. И конечно же альтер эго Матери - Клоунесса, рациональная как бы сторона, безжалостно реанимирующая внутренние мотивы Матери в ее «тогдашнем» поиске Е.С. Ох уж эта рациональность и беспощадность нашего второго «я».
Но и Ленкин цинизм имеет ограничения, и ограничивается он простодушием и доброжелательностью Матери – вполне себе пример «как у ребенка конфету отнять – стыдно просто». Но это пока стыдно, - изживет благополучно для себя, «за для живота своего», причем, живота в прямом смысле, а не в смысле жизни. Потому что понятия эти у нее сливаются и сольются в одно, увы.
Не очень верится в первый вариант концовки, во всяком случае, он логично не проистекает из динамики пьесы, - во мне живет надежда, что начавшийся в Сергее внутренний процесс не остановится на половине пути и не вернет его в круг жрущего только человеческого скота.
Вот второй же - точно вписывается. И жалко Павлика – с такой «ведущей» он точно потеряет моральные ориентиры и станет хапать-хапать-хапать. Только, боюсь, «ведущая» не вполне понимает какого монстра она может вырастить.
Пьеса, без всяких скидок, талантлива и достойна высочайшей оценки. И как же замечательно (это для тех, кто не любит читать пьесы, а любит их видеть в режиссерском варианте), что по своему стилю она, практически не дает простора режиссерским фантазиям в стиле «я так вижу». Спасибо, насмотрелись уже и Чехова, и Шекспира, поставленных «по-режиссерски», а не как Авторы написали. В несуразных и никак не связанных со сценическим действом декорациях и костюмах, с избыточным надрывом и изувеченной психологией героев и прочими элементами «виденья».
*) Журнал «ИЛЬЯ» (альманах) вып.9, 2010г
**) Для читавших журнальный вариант пьеса эта в какой-то степени антитеза к статье «Бесконечное уравнение. Сны» Николая Тюрина, опубликованной в той же книжке журнала.

Григорий Юрист   15.02.2013 00:43     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ирина Бениаминовна Медведева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Григорий Юрист
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.02.2013