Рецензия на «Прилепин, Познер, Высоцкий и синтетическое искусст» (Владимир Байков)

РГ: На вашем сайте перечислены музыкальные пристрастия. Среди них есть Александр Дольский, но нет Владимира Высоцкого. Он вам не близок?

Прилепин: Ну, трудно не любить Высоцкого - это уже составляющая генетического кода русского человека. Впрочем, я совершенно искренне убеждён, что Высоцкий, конечно, никакой не великий поэт - и сам он это очень хорошо понимал. Элементарное сравнение его стихов со стихами, скажем, Юрия Кузнецова или Бориса Рыжего - всё должно ставить на свои места. Я не говорю уже о Есенине, о Мандельштаме. Помню, в конце 80-х был страшный скандал: Станислав Куняев тогда выступил в печати против Высоцкого. Знаете, я и тогда был на стороне Куняева, и сейчас. Он ведь не с Высоцким боролся, он боролся с пошлостью. Малоумное, безоглядное почитание и возвеличивание Высоцкого-поэта привело - в числе прочего - к тому, что у нас сейчас на поэтических полках в магазинах продаётся какая-нибудь джигурда, а прекрасные поэты годами не могут издать своих книг… Да их и не читает никто. Люди вместо поэзии с куда большим удовольствием потребляют "надрыв", и прочее "актёрство". Вы верно заметили, Дольский всегда казался мне чуть по-иному близким, чем Высоцкий, и его музыку я слушал куда чаще. Причём, быть может, это даже не связано с масштабом дара. У Дольского есть совершенно волшебная пластинка "Государство синих глаз", она для меня как одно из чудес света. Как моё детство, как юность моего отца, как любовь моей матери - из этого вот пронзительного ряда. А Высоцкий… он гениальная личность, гениальный человек, - он огромный, он очень честный, очень родной многим. Но давайте не будем величиной личности подменять наличие или отсутствие высокого поэтического мастерства. У Высоцкого собственно поэтический дар очень умеренный - но он его "накрутил" за счёт своей жуткой и страшной биографии, за счёт громокипящей энергии своей. Я более всего люблю несколько его поздних песен: "Протопи ты мне баньку", "Две судьбы" и те, что пела Влади на французской пластинке. Это невыносимо хорошо, абсолютная песенная классика - безоговорочно признаю это. Но вообще сам Высоцкий надрыв, его явное шестидесятничество - это не всегда лично со мной совпадало. Меня уже в юности другие эмоции и другие эстетики волновали: ну, к примеру, футуристы мне были безусловно сто крат любопытнее, чем барды.

Вот цитата из интервью целиком. Здесь всё сказано предельно точно, тонко и аргументированно. Никакого покушения на славу высоцкого нет. Вы говорите: "синтетическое искусство"? Так, давайте, тогда вместо вместо "поэт" говорить: "бард". Мы же не называем - по Вашим же словам - Модеста Чайковского великим поэтом. И авторов текстом целого ряда прекрасных романсов не величаем великими поэтами. Кстати, то, что Высоцкого не хочется читать на бумаге - должно настораживать его поклонников. Вот Башлачева - можно читать, и Бачурина, и Новеллу Матвеева можно. Я уж не говорю про Галича или Окуджаву.
Что касается поэта Рыжего - дело вкуса. Я бы после Кузнецова (воистину крупного русского поэта) поставил бы Николая Тряпкина или Чухонцева.

Вадим Забабашкин   09.09.2012 12:17     Заявить о нарушении
Александр Сергеевич Пушкин был в восторге от цыганских романсов, заслушивался ими. То же самое можно сказать и о Льве Николаевиче Толстом. Но ни разу ни один из них не подвергал суровому анализу поэтические тексты романсов. Хотя в поэзии оба разбирались, я думаю, не меньше Прилепина. И уж надрыва-то у цыган было вполне достаточно.

Препарирование - не метод анализа любого вида искусства. Попробуйте смотреть танец Плисецкой, Барышникова, Нуриева, выключив звук, т.е. танец в чистом виде. Понравится? Вряд ли.

Классическую оперу вы никогда не слушали с певцами в концертных костюмах и без декораций? А светомузыку - только если смотреть ее на экране глазами, а музыку выключить или уши заткнуть?

Анализ хорош для точных наук - математики, физики, а для искусства он неприемлем.

Есть такой жанр: пение драматических актеров. Там ко всему прочему добавляется еще высокое искусство владения игрой голосом. Ни Окуджава, ни Галич, ни Градский, ни Дольский актерами не являются. А у Высоцкого его песни - это, как правило, миниспектакли. Он в расчете на это свои песни и писал. В расчете на игру.

Попробуйте провести такой эксперимент: прочтите сами вслух или про себя
А.П.Чехова "На чужбине".
А потом послушайте и посмотрите вот здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=WsZXz804i2w

Только именно в таком порядке: сперва сами прочтите,
а уже потом послушайте.
Вот тогда станет что, что АКТЕР может своей

Владимир Байков   09.09.2012 16:42   Заявить о нарушении
Вот тогда станет ясно, что АКТЕР может внести, вдохнуть своей игрой: голосом, интонацией, жестами.

Владимир Байков   09.09.2012 16:45   Заявить о нарушении
"Анализ хорош для точных наук - математики, физики, а для искусства он неприемлем".
Это я уже слышал в инете: критика - есть зло.
Хотя во все времена - было совсем наоборот. Увы...

Вадим Забабашкин   09.09.2012 21:13   Заявить о нарушении
Не надо мои слова трактовать на свой лад.
Я сказал только то, что сказал.
Анализ не есть критика.
Поверять алгеброй гармонию мало кому удавалось.

Владимир Байков   09.09.2012 22:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Байков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вадим Забабашкин
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.09.2012