Рецензия на «Окидывая взглядом прошлый век. 26 Трагическое» (Любовь Папкова-Заболотская)

Как и обещал,читаю. Дочитался до этой главы. Передохну и буду читать дальше. У Вас жанр семейной хроники и у меня - тоже. Кому-то может показаться: подумаешь, семейные предания и воспоминания! Вот тебе куча материала, садись и пиши в хронологическом порядке. Не так просто, как кажется на первый взгляд. Нет сюжета. Сюжет есть. Но это повествование о судьбе нескольких поколений на протяжении всего столетия.
Вот тут-то и возникают сложности. Калейдоскоп образов начинает нарастать лавиной, а точнее ветками. Во время ветвления генеалогии возникает соблазн дотянуться до каждой почки и сказать о ней два слова. А законы художественной прозы требуют: дай неизгладимый образ, чтобы Григорий Пантелеевич во всей своей красе отличался от своенравного и чем-то очень интересного отца Пантелея Прокопьевича. Их не спутаешь.
Я узнал, что вы собираетесь свой роман напечатать. Не торопитесь. Поверьте мне, я - не Белинский, но самый доброжелательный критик. В романе - свыше сотни имён, которые не воплотились в образы. Если я не помню их портретные зарисовки, речевые характеристики, черты характера, конфликтные ситуации, то мне, как постороннему читателю, приходится вспоминать: какая же это Маня? Ага! Пошли дальше. И так от имени и до имени.
Вы умеете делать пейзажные и портретные зарисовки,что очень важно в создании образа. Но их не хватает на такое обилие персонажей. Я хочу сослаться на свой опыт ( не сочтите, что я пытаюсь навязать Вам свой стиль). Пришлось отказаться от принципа: каждой сестре по серьге, на всех сестёр серёг не хватит. Такой отбор позволяет больше углубиться во внутренний мир главных героев, на описание бытовых картин безвозвратно ушедшего прошлого.
О стилистике. Вы способны писать художественную прозу - это бесспорно. Но никто из великих не застрахован от стилистических "ляпов". А они у вас есть. Порой у себя их трудно заметить, почитайте кому-нибудь вслух, или попросите коллегу-словесника посидеть с карандашом в руке. Первые строки романа заставляют читателя разрешать смысловую задачу: кого подразумевает автор под местоимением "он" корабль или нашего героя. А вообще-то лучше вначале употребить имя существительное, а потом уже пользоваться местоимением.
О диалогах. Они у вас характеризуют общение. Но хотелось бы через них больше узнавать о героях, их речевые особенности, их интеллектуальный уровень. Применение сибирского говора - этот приём украшает произведение, но два сибиряка будут разговаривать по-разному, потому что один - злой, другой - добрый, один - умный, с юмором, другой тупой и шуток не понимает и т.д.
Извините, если я невольно обидел своим разбором. Ведь авторы такие ранимые. Я не люблю комплиментарных отзывов. Все авторы самоеды. Надеюсь, что и Вы моё произведение не пощадите, если что не так. С уважением - Владимир Кочубей.


Владимир Кочубей   14.04.2012 11:38     Заявить о нарушении
Боже мой, Какие обиды! Уважаемый Владимир, впервые кто-то обратил внимание, и серьёзное притом, на мой, так называемый "роман". Всё, что вы написали, я смутно предполагала, но надеялась найти время, чтобы исправить, добавить. Вы правы, не надо всем сестрам по серьгам раздавать. Видите ли, вначале я самонадеянно собиралась роман для всеобщего чтения написать, но в ходе написания поняла, что никому, кроме родственников, он интересен не будет, вот и замельтешила.
Я с одним только не согласна. Приём употребления местоимения Он вместо личного имени существует для психологизации героя, но, видно, психологизма маловато.
Спасибо вам ещё раз. Будем читаться!!!

Любовь Папкова-Заболотская   15.04.2012 13:05   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Любовь Папкова-Заболотская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Кочубей
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.04.2012