Рецензия на «Дикая дивизия» (Анатолий Гончарук)

Спасибо, что посетили мою страничку: Теперь я знаю ещё одного интересного собеседника.
Прежде всего меня беспокоят темы первой Мировой войны и затем второй, они мало изучены, а многие же страницы Отечественной не только полны «белых пятен», но и с самого начала фальшивы и загажены. Хуже: её коварно назвали оболганной, будто её историю только сейчас искажают. А всё, что наврали раньше – якобы «святая правда».
Вообще попытки писать честную историю напоминают, пользуясь спортивной терминологией, бег с препятствиями или бег по пересечённой местности. Причина в том, что реальная история жёстко определяет наше настоящее лицо. Но каждому хочется выглядеть получше и, зачастую, обмануть других.
Поэтому пишут её каждый под себя. Получается, вольная или невольная ложь, которая заводит иной раз ею обманутых, совсем не в ту степь. А в данном случае, особенно в советской, крайне идеологизированной истории, сразу видно, что ноги часто растут совсем с другой стороны.
Ваша информация огорошила: подобного в таком объёме давно не читал. Дело в том, что о «Дикой дивизии» я слышал только краем уха и нигде не встречал о ней упоминаний. Материал, который представлен Вами, для меня крайне интересен.
Однако, разговор я хочу начать не с истории, пусть и впечатляющей, а с фразы в Вашем резюме: «Все мои произведения художественные». Эта фраза меня насторожила.

На мой взгляд художественного в предложенном материале не много. Заметна попытка создать образ, но он оказался не уместным и потому не удачным. Выстрел был направлен не в ту сторону, и пуля просвистела в никуда. Простите, может мои слова не все гладки и даже не литературны, но случай совершенно не терпит благодушия, ибо планка «художественности» находится несколько выше. Я не предлагаю вставать на цыпочки, чтобы попытаться до неё дотянуться, но есть литературные приёмы, которые, благодаря трудам классиков, должны быть теперь известны каждому, кто пытается заняться литературным творчеством. Их нельзя терять из виду.
Понимаю: сначала Вы хотели сразу показать образ около казака. Но почти сразу увлеклись словами другого старлея. И тут же допустили ошибку за ошибкой. Во-первых, претендент на главную роль сразу выпал из поля зрения, хотя Вы этому сопротивлялись: повисла в пустоте картинка парня «набекрень» с кнутом за голенищем. Ничтожество стало не интересно, а вот другой офицер, сразу привлёк всё внимание необычайно интересным рассказом (правда сильно растянутым), но остался совершенно безликим, хотя стоял недалеко. Только имя его, Виталь, потом услышали, да ещё узнал, что он уже «пиджак» и потому ничего не боится. Даже особиста. До чего же мы остаёмся «совками»: синдром страха и рабства сидит в нас пока очень прочно!
Меня всегда интересовали секреты творчества.
Первейший элемент художественного произведения – это образ. Как картины живописца, особенно его портреты, которые могут выразить то, о чём никакие документы не сумеют рассказать больше и лучше – бумаги не хватит. Странный получается парадокс: чтобы лучше понять и показать правду, надо сначала придумать героев и сюжет (что Вы уже сделали). И тогда подлинная реальность вывалится, как младенец из утробы матери.
Может быть именно в домысле скрыта глубинная лаборатория художественной правды, которая раскрывает людям глаза? Художественное произведение, в частности, образ - более высокая ступень познания мира, более совершенный способ извлечения правды из самых сложных хитросплетений действительности. И, если не ответить на поставленный вопрос, то, хотя бы, подсказать пути его решения.
Есть немало признаков, что Вы на верном пути. И у Вас есть в частности, чувство языка, без которого нечего и пробовать что-то писать. Очень интересен ряд заметных языковых находок: «около казак», «подводник», весь набекрень…

Вы затронули архи сложную тему. Я боюсь даже касаться. Сам я часто ездил к родственникам в Краснодар, многое видел и понимаю, сколько надо приобрести знаний, чтобы не поднять дилетантский трезвон. А моя мать, родом из станицы Кореновская, рассказывала, что творилось на Кубани, когда шло расказачивание, как измывались над их порядками, ссылали с клеймом кулаков.
Мне пытаться что-то писать дельное о казаках – труд тяжёлый и долгий. Жизни не хватит.

Решил «закруглиться», но, всё-таки, не смог удержаться. Не путайте фанатизм туземцев с мужеством русских. Особенно, если взять сибиряков. Да ещё во встречном бою – лицом к лицу. Невелика отвага в погоне за убегающим в панике пешим солдатом и схлестать его шашкой по затылку. Отвага таких мусульман подобна серной головке на спичке: вспыхнула и сгорела. И потом дай бог поскорее в укрытие! Я полжизни прожил в Закавказье и знаю: есть среди них смелые из-за угла, из-за горы всадить нож в спину. Потому и остались такими маленькими в истории.

Ещё хочу добавить кое-что о роли личности в истории и о случайности и закономерности. Как я заметил, все события, казалось бы, происходят как бы случайно. Но не стоит обманываться. Мы часто не замечаем, что альтернатива иногда выскакивает вперёд ожидаемого, потому что уже была заложена закономерность. Допустим, уцелеть царю после покушения или нет. Или, например, сколько было не удавшихся покушений на Гитлера и Сталина, а эти изверги оставались живы. Но тут уже разворачивается философия – наука. О ней лучше отдельно, как-нибудь, потом. Если доведётся.

С уважением, Анатолий.

.

Анатолий Смышляев   26.06.2011 00:32     Заявить о нарушении
Добрый день, Анатолий! Вы даже не представляете, как же я рад получить такой развернутый отзыв! На Прозе.ру стоит находиться, в частности, и из-за того, что есть возможность получать такие отзывы (критику, рецензии).

Плохо одно - я уезжаю сегодня на отдых, поэтому очень стеснен во времени и не смогу ответить вам подробно.

О книгах написал, что они художественные потому, что несколько раз меня спрашивали о том - мемуары это или публицистика.

Многие мои читатели предлагали мне еще неготовые книги выкладывать отдельными главами, вот "Дикая дивизия" это первый и единственный опыт. Не очень удачный, так как глава вырвана из книги и читателям многое не понятно. Образы героев (во всяком случае, Тропинина) раскрыты в предшествующих главах.

Действие, кстати, происходит в августе 1989 года.

В данном рассказе речь идет не о мужестве, а верности присяге.

За неимением времени пока все, уж извините. До встречи, после возвращения. Еще раз спасибо за чудесный отзыв.

Анатолий Гончарук   26.06.2011 13:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анатолий Гончарук
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анатолий Смышляев
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.06.2011