Рецензия на «Бамбуковая флейта» (Борис Кривошеев)

Очень любопытно... Я слушала эту флейту в консерватории - в Москве устраивался фестиваль этнических инструментов Мира. Рождалось ощущение странствия - одинокого и печального - из эпохи в эпоху по узкой едва приметной тропинке в пустыне духовного голода, где человеческие лица по сторонам невидимой для них тропы толпились сумрачными пятнами, лишенными даже звериного благородства. Флейта действительно захватывает целиком, звучание проникает в кровь примерно так же как волчий вой, но несёт по сосудам не страх, а некое сосредоточие компаса на тропе. У меня не рождалось никаких национальных или религиозных рефлексий, а вот состояние пограничности движения - было, такое, что терялось ощущение человеческого, биологического бытия, проскальзывало нечто - растворяющее сознание по капле в бесконечность пространства...В Вашем варианте герой действует будто бы зомбированно - ведая или не ведая - исполняя некую неодолимую им волю заклятия, которое Вы и называете - увидел Будду - убей его, только так он получает право самому стать Освобожденным и Просветленным Буддой. Таким образом это заклятие уничтожает двойной религиозный опыт - иудаизма и христианства в его наиболее модифицированной конфессии, а Ваш герой двумя ударами флейты - убивая БРАТА - переходит на ступень демонического вИдения судьбы.
Предложила бы вам убрать "Я" в начале, мне видится оно лишним как сужающее личностное повествование до частного случая.
Есть ещё такие шероховатости, которые лично я отнесла бы к литературщине, необязательные краски, как то - безумно, необыкновенно и так далее. Есть такая, например фраза: любили иметь.
Слишком по одесски неуклюже - тогда как может быть просто - носили...
Спасибо.

Тина Шанаева   28.02.2011 22:13     Заявить о нарушении
Тина, спасибо за такую поэтичную рецензию))) Мне был очень интересен ваш взгляд и трактовка рассказа. Вам показалось, это похоже на зомбирование? Не знаю, я себе это не совсем в подобном ключе представлял. Наверно, если вы хоть раз переживали мистический опыт, вы можете себе представить это странное состояние, когда "сейчас" затмевает все - и собственную жизнь, и всю историю человечества. В таком состоянии мистического транса человек способен переступить черту, и зомбирование ни при чем, просто сознание само по себе смещается в сферу иррационального выбора. Ситуация в рассказе, конечно же, довольно утрированная модель подобной инициации.

Еще раз спасибо.
Б.Кривошеев.

Борис Кривошеев   01.03.2011 03:08   Заявить о нарушении
Борис, забыла - у Вас два первых абзаца - в настоящем времени - не согласуются с последующим прошедшим. Посмотрите. Это легко отредактировать.
Ваш чистый и образный русский наводит на мысль о хорошей культурной традиции,способной отыскивать точные и энергичные глаголы. Вы потрясающе держите внимание - чутким слухом Вашего героя на движение смыслов. Возникает ощущение красивой ситуации, будто намоленной свыше ради заявленного финала: как у Чехова, только в Вашем случае выстрел производит флейта. И вот - метаморфоза сознания, случившаяся с Давидом - просится в зеркало. В этом зеркале Вы (Ваш лирический герой) с изумлением рассматриваете душу, под магическим воздействием неодолимой силы чужого инструмента покидающую родные святыни ради некоего высшего образа Свободного Духа, который, как он полагает, дарует ему абсолютную свободу выбора, параллельно избавляя от традиционного иудейского страха. При этом Вы описываете феномен некоего третьего, который уже обрёл искомую свободу на той горе, которая возносит к Богу другой народ и другое эхо молитв через инструмент, освоенный Давидом.
Тоннель он и есть тоннель - тот отрезок пути в послесмертии, который даётся каждому на выходе из земного бытия. Внимание - вопрос: Вы действительно видите в этом частный мистический опыт, а не кармический след каиновой тени?

Тина Шанаева   01.03.2011 23:15   Заявить о нарушении
Тина, спасибо за внимание к моему рассказу и столь лестные комплименты)))

Настоящее время в начале рассказа вполне уместно, поскольку подобные нарративные конструкции не требуют согласования времен. Рассуждения о Давиде (в настоящем времени) - это несобственная прямая речь (Натана), поэтому она дается в том же времени, в котором герой рассуждает: в настоящем. Вообще говоря, в русском языке общие рассуждения, прямо или косвенно обращенные к читателю, а так же носящие характер констатации общеизвестных истин или фактов, не потерявших актуальность по нынешний момент повествования, почти всегда даются в настоящем времени. В первых двух абзацах настоящее время использовано для описания состояний и действий, наличие которых предполагается и в будущем: слышится, играет, не чувствую, предпочитает, дарят - все это не свершившиеся факты, а повторяющиеся из раза в раз и предполагаемые в дальнйшем события, использовать для них прошедшее время было бы ошибкой.

Внимание, ответ))) Конечно же, я не считаю ситуацию в тоннеле частным мистическим опытом. На мой взгляд, это мифологема (ситуация двойной инициации), в которой грех Каина (тут вы совершенно правы) переосмысляется в ключе обретения истинной человечности, свободы от Бога и его суггестивных проявлений через общественные нормы, религию, коллективное бессознательное и индуцированные индивидуальные комплексы. С моей точки зрения, убийство в тоннеле не стоит трактовать как защитную реакцию отрицания. Натан убивает Давида не для того, чтобы избавится от него или остановить (в метафизическом смысле), нет, он убивает только потому, что именно Давид оказывается в роли иницирующей жертвы. Я думаю, что если бы в рассказе фигурировал третий персонаж, то он бы тоже присоединился к убийству - либо сам бы стал жертвой двух других.

Вообще, ситуация в финале довольно неоднозначная, и верить во всем Натану, по меньшей мере, неосмотрительно)))

Борис Кривошеев   02.03.2011 03:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Кривошеев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Тина Шанаева
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.02.2011