Рецензии на произведение «Бамбуковая флейта»

Рецензия на «Бамбуковая флейта» (Борис Кривошеев)

Борис, у Вас прекрасный язык и стиль, а главное - о трансцендентных вещах написано на хорошем литературном уровне.

Кришна любил играть на флейте. Я тоже люблю звуки флейты.

Есть флейта Яна Андерсона и его рок-группа Jethro Tull - кельтский фольк-рок. Моя любимая музыка на протяжении второго десятилетия. Правда, слушаю, когда домашних дома нет: не всякий выдержит эти вибрации. Похожий случай: говорят, претендующим на ирландское гражданство дают послушать на час звуки волынки.)))
Из классической музыки - Гендель, Альбинони, Ален.

"наша жизнь на самом деле – абсолютное ничто? Нет, не просто ничто, а именно абсолютное? " - конечно, если это не путь к Господу.

Меня часто называют почему-то Людмилой.
Заходите в гости!)))
С теплом,
Любовь

Любовь Царькова   08.04.2013 08:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Любовь:)

Спасибо, что откликнулись на мою просьбу. Если у вас будут комментарии по поводу моего диалога с Лекарем, оставлейте их здесь, я обязательно отвечу.

Jethro Tull, конечно, не кельтский, и не совсем фолк рок:) Одна из моих любимых групп. Кстати, если интересно, есть несколько продолжателей и подражателей: группа Корника Wild Turkey, немецкие Rufus Zuphall и другие.

Всего,

Борис Кривошеев   08.04.2013 08:26   Заявить о нарушении
Ну, это как понимать: я чувствую у Андерсона народные кельтские мелодии. Другое дело - произведения Jethro Tull, естественно, выходят за рамки только фольк-рока)))
Посмотрю подражателей, спасибо.
о Едином Боге -
http://www.proza.ru/2012/04/01/881

Любовь Царькова   08.04.2013 08:47   Заявить о нарушении
При всем моем уважении к концепции Единого Бога, я имею немного иное мнение по этому поводу. Но вдаваться в подробности не хотел бы: это слишком сложная и неполиткорректная тема:)

А насчет флейты, я недавно глубоко исследовал вопрос флейты в джазе. Это очень интересно:)

Всего,

Борис Кривошеев   08.04.2013 09:35   Заявить о нарушении
Спокойно отношусь к джазу, но сочетание флейты и саксофона может создавать удивительные по силе воздействия звуки.

Любовь Царькова   08.04.2013 09:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бамбуковая флейта» (Борис Кривошеев)

По рождению я принадлежу к православной культуре, даже к наиболее догматичному её толку - старообрядцам. По жизни, в силу сложившихся её обстоятельств - упертый юдофил, точнее: ярый противнивник антисемитизма, расизма, разного рода ксенофобий. По итогу духовных исканий, по убеждениям - буддист. Точнее, буддизм мне ближе всего в онтологическом плане.
Поэтому меня всегда интересовали общие черты (общие общечеловеческие, краеугольные принципы) и различия (то, что обеспечивает идентичность и несмешиваемость) культур.

С моей точки зрения, Вы тут навалили кучу малу. Переход от воспоминаний про папу-еврея и маму- потомственную эссесовку к экзестенциально-мистическому видению Будды - ИМХО - необоснован и нелогичен.
Коан про хлопок одной ладонью уже порядком поднадоел, затертое место.
В прои много общих поверхностных безличных недообусловленных мест (в рассуждениях героев).

Но в целом Ваше желание писать сюжетную вдумчивую содержательную современную прозу мне по душе.

В целом - понравилось.

С уважением и пожеланием успехов

Ерин Игорь Геннадьевич   21.03.2012 16:32     Заявить о нарушении
Уважаемый уже давно Игерин! Рад, что вы, наконец, обратили внимание на мое скромное творчество.

Но ваши претензии к нелогичности мне представляются странными: мистический опыт обычно как раз предельно нелогичен. А дзен-буддизм вообще построен на абсурдизации восприятия реальности. Поэтому, без ложной скромности, ситуация в рассказе описана предельно реалистично: все в ней развивается по закону ассоциаций - как в жизни.

То, что у героя родители израильского гражданства, ничего не меняет: это ведь современная история, а у израильтян с нами общая культурная сфера, и ассоциации могут развиваться по любому руслу. Но вы не совсем внимательно читали: переход в рассуждениях героя был обратным тому, что вы написали. Ассоциации шли довольно прямолинейно: от звука японской флейты к видению Будды, дальше к страху греха идолопоклонничества, и уже от него к воспоминаниям о родителях в качестве объяснения нерелигиозности героя. Мне кажется, и про остальные недообусловленности вы поторопились.

С неизменным,

Борис Кривошеев   21.03.2012 18:25   Заявить о нарушении
Я обязан признаться в формальной неправоте, но только в формальной.

По порядку.
Вы участвовали в конкурсе сказок Копирайте. А я в начале заявил организаторам, что идея - дохлая. Придумать новую сказку - это значит, придумать то, чего не было никогда и чего быть никогда не может. Задача для гения, что рождаются раз в столетие.
У вас будет не конкурс сказок, а конкурс "по мотивам"; изложения вместо сочинений. В изложении - грана творчества нет. Следующий раз будете соревноваться в орфографии?

Итак - того, чего не было и не может быть = это сказка.

А то, что было - это публицистика, журналистика, репортаж.

А литература - это то, чего никогда не было, но может быть.
Чего только в жизни не бывает, скажете Вы. Однако эксклюзив - опять-таки удел журналистики. Желтой.
Литература - это то, что может быть, ибо обусловлено человеческой природой.

Итак, свою рецу я начал с того, что путь от старообрядческого мировозрения до буддизма у меня занял много лет и перерождение было обусловлено многими событиями и знаниями жизни.
У Вас переворот мировозрения происходит "вдруг", что касательно "мировозрения" невозможно. То есть, Вы описываете некий факт, противоречащий человеческой природе...

PS. 1) Будда (в том числе Шакья Муни)- не бог и буддизм - не религия...
2) Коаны дзен-буддизма алогичны, но не абсурдны:
Так европейская логика требует, чтобы 2х2х3=12; а дзен-буддисты лишние по их мнению и только уводящие в сторону от сути промежуточные действия опускают. Вот и получается 2=12. Нелогично, но не абсурдно!
3) Ваш герой избавился от страха ЧЕГО? Если ввобще от страха - то он у него поражена центральная нервная система.
Ваш герой обрел свободу ОТ ЧЕГО? Человек не может быть свободен сам по себе; считать, что стал свободным, очутившись на необитаемом острове - абсурд.

4) Ваш рассказ на конкурсе мне больше всего понравился. Вы выжали максимум возможного из абсолютно бесперспективных начальных условий.
И здесь идея: флейта (или музыка) осуществляют трансформацию... тут возможен ход: характера; или внешности; или возраста... - все принимается без напряга. В современной постмодернисткой литературе реальность - не то, что дается нам в ощущениях, а то, какой её себе представляешь. Привиделся тебе Будда - значит оно так и было.
Итак, годится все.
Почти, что все.
Но - кроме того, что противоречит природе человека!

Читатель всегда прав!

Успехов!

Ерин Игорь Геннадьевич   21.03.2012 21:58   Заявить о нарушении
Игерин, прочитайте внимательно регламент. Условия конкурса не требовали создания новой сказки. Автор всегда прав!

Эдуард Тубакин   22.03.2012 03:46   Заявить о нарушении
Как только Вы, Игерин, решитесь написать опус и начнете просчитывать свою предположительную аудиторию, подстраиваться под ее языки, миропонимание, ваша попытка написать что-либо обречена на неудачу. Все великие и интересные книги были написаны для себя. Ну, или почти все.

Эдуард Тубакин   22.03.2012 03:56   Заявить о нарушении
Игерин, по порядку:

Конкурс Сказки мне тоже был не сильно по нраву, и прежде всего именно тем, что сюжетная схема задана слишком жестко. На первом конкурсе она была настолько общей, типологической, что под нее можно с ходу назвать сотню-другую шедевров мировой литературы, а уж написать новый рассказ - легко: широчайший простор для творчества. В случае же сказки по регламенту требовалось натужно адаптировать текст. К сожалению, это не так интересно - хочется все же писать что-то свое. Поэтому в этом я с вами согласен: конкурс сказки был не самой лучшей идеей. И все же, нужно признать, интересно было. И работы любопытные были. А если вспомнить, что самый революционный (в смысле литературного метода) и самый плодотворный (в смысле гениальных работ) период литературы - это модернизм, а весь модернизм построен на переосмыслении и переигрывании мифологических сюжетов, то адаптация сказок - это совсем даже не плохое упражнеине. Жалко только, что слишком мнего работ пришло на очень слабом уровне.

Теперь о человеческой природе. Игерин, вы странным образом обобщаете свой сугубо личный опыт на все человечество:) Не нужно:) По поводу "у Вас переворот мировозрения происходит "вдруг"" - давайте просто вспомним один прекрасный пример: Савл. Есть сотни других примеров, но и этого, я надеюсь, достаточно.

О постскриптумах:

1) Буддизм - религия. "Не религия" - только Хинаяна, и то с натяжкой. Весь современный буддизм - и махаяна, и враджаяна, - являются религиозными культами с почитанием богов и прочих высших существ.
Можно сказать, что будда Гаутама - не Бог, но само понятие будда - это и состояние ума (равно как и высшее состояние высшего существа, следующее за состоянием "бодхисаттва"), и персонификация высшего абсолюта, которого мы называем привычным словом Бог.

2) Коаны дзен-буддизма, вполне допускаю, для вас алогичны, для меня - парадоксальны и даже абсурдны. Но вы опять невнимательно читаете. Я про коаны и не говорил, я говорил об абсурдизации восприятия реальности. Чтобы воспринимать реальность естественно, дзен предлагает отказаться от логики, от интеллекта, а это и есть абсурдизация, то есть, постижение реальности через нелепость, через устранение каких бы то ни было связей между объектом восприятия и самим восприятием.

3) Мой герой (любой из двух:)) избавился от страха и обрел свободу в полном соответствии с учением Кьеркегора. У Давида был страх социальной обусловленности, одиночества перед лицом Бога, из чего следовала его внутренняя несвобода. У Натана был страх обыкновенности, неизбранности, страх одиночества ординарного человека.

4) Рад, что вам мой конкурсный рассказ понравился. Это приятно:)

С неизменным,

Борис Кривошеев   22.03.2012 05:04   Заявить о нарушении
Эдуар, доброе утро:)

а мне было бы интересно, если бы Игерин написал на конкурс. Кстати, вас это тоже касается:) Я, конечно, понимаю, что большие художники не умеют писать на заказ, но - тем не менее.

Борис Кривошеев   22.03.2012 05:06   Заявить о нарушении
Борис, Вы ошибаетесь. Я не большой художник. Ну, если только от слова "худо"))))) На заказ писать умею, но плохо, без вдохновения. Видимо, сказываются мои прошлые ипостаси журналиста и копирайтера. Целый день на работе. Потом заходишь на прозу.ру и тут пахать надо)))) Предпочитаю писать от души и для души, хотя и тут вкладываешь все свои тощие силенки, осуществляешь мозговой штурм, но приятно, приятно работать, вдохновенно, летуче и благостно, когда тебя, словно колоколом накрывает и нашептывает то ли ангел, то ли бес.

Эдуард Тубакин   22.03.2012 06:12   Заявить о нарушении
Потом, мне последнее время интереснее соревнваться с самим собой. Ставлю себе цель, к примеру, выдвигаю какой-нибудь тезис и доказываю его, или пытаюсь подражать какому-нибудь известному писателю. Это тоже своеобразный конкурс, но интересный лишь мне одному. Если читатель присоединяется к моим исканиям, тихо, искренне радуюсь. В последнем опусе я пытался не упустить кончики разрозненного повествования, не потерять ни одного героя по пути, привести их в конце в одно место, собрать в теплую, дружескую компанию.

Эдуард Тубакин   22.03.2012 06:26   Заявить о нарушении
Борису Кривошееву. Эдуард на конкурс написал. Его стиль легко узнаваем. Равно как и Смирновский (он же Оболенский, он же Прянишников).

В остальном: пререкаться не будем. Хотя если читатель не просек идеи прои из текста, то задним числом...
Творите, ищите свои нехоженные пути. Возможно, обрящете.

Ерин Игорь Геннадьевич   22.03.2012 07:14   Заявить о нарушении
Борису Кривошееву, в догонку. Я тоже хотел привести в качестве аргумента историю с перерождением ап. Павла. Чтобы на его примере показать, что смена мировозрения (а мировозрения он, кстати, и не поменял; Павел поменял сферу приложения своей деятельности) подготавливается долгой работой разума и души...

Ерин Игорь Геннадьевич   22.03.2012 07:18   Заявить о нарушении
Игерин, Вы жестоко шутите. Не писал я, равно, как и не судил, не присуждал, не модерировал. Я был сторонним наблюдателем. Когда погнали порожняк, мне стало скучно. Честно, не понял, зачем допустили произведения, никоим образом, на мой взгляд, не относящихся к конкурсу. Но жираф большой, ему видней.

Эдуард Тубакин   22.03.2012 07:23   Заявить о нарушении
Борису Кривошееву, в догонку. Кстати, Кьеркегор утверждал, что объективизация мира невозможна и все философии врут. Так что поосторожнее с ним. Ведь писатель, ступая на стезю клянется говорить только правду (с улыбкой, ибо экзенстециолизм - как метод - практически обязателен для постмодернист. прои)

Ерин Игорь Геннадьевич   22.03.2012 07:29   Заявить о нарушении
Эдуарду: а мне жаль, что вы не принимали участия. Это подтверждает слова тех, кто говорит, что хорошие авторы отказываются от участия в проектах Ганчара, потому что в них принимают участие и не очень хорошие авторы.

Игерину: можно говорить, что ап. Петр не поминял убеждений, потому что он как был иудеем, так им и остался. А Павел резко повернул к вселенскому христианству. Собственно, он его и сделал. Его мировоззрение до и после видения - это абсолютно разные, непримиримые ми ровозренческие концепции.

А что до Кьеркегора, то он прав: все философии врут. Вообще, все, кто говорит, врут. Не врут только рыбы.

Борис Кривошеев   22.03.2012 08:06   Заявить о нарушении
Борис, я ничего не имею против проектов Виктора и лично него. Мне не нравится окружение. Зачастую вокруг проекта кучкуются случайные, пустые люди, которые желают погреться в лучах сомнительной славы, а заодно удовлетворить свои мелкие страстишки и амбиции. Нельзя быть для всех хорошим и заигрывать со всеми, проскользнуть между е...х. Надо выбирать, в том числе и команду, быть принципиальнее и честнее. Я понимаю, что в рамках прозы.ру это несуществимо. Хочется, чтобы проект набрал популярность. Для этого и набираются люди из лит.притонов, закрывают глаза на откровенно слабые тексты, чтобы авторы не потеряли интерес и не разбежались в следующий раз, но попустительства ведут, в конечном счете к краху самого проекта, начатого из лучших побуждений.

Эдуард Тубакин   22.03.2012 08:21   Заявить о нарушении
Борису Кривошееву. Практически профессиональные авторы участие в конкурсе приняли-таки. В одном случае это господин Соловьев, во втором - госпожа Ковалева...

Еврей Савл верил в единого Бога, верил в Мессию, верил в Моисеев завет, верил в Воскресение, и наконец, если не он, то родители его слушали в Храме проповеди Гамеля (автора краугольного: не делай другим то, что не хотел бы себе).
Чтобы стать Павлом ему досточно было опознать Бога в Христе...
А в качестве Павла он с неменьшей энергией и яростью... и т.д.

Все, зарекаюсь дальше спорить. Однако мой Вам совет: по возможности избегайте этой пустой демагогической терминологии: свобода, внутренняя свобода... Че это такое - никто не ведает

Ерин Игорь Геннадьевич   22.03.2012 08:30   Заявить о нарушении
Игерин, вы не обижайтесь, но мне ваши советы не кажутся ни мудрыми, ни полезными, потому что они касаются непрактичных вещей. Если не трогать философские категории, которые заведомо каждый определяет отлично от других, то останется писать только очерки о природе, детях и животных. Мне это категорически не интересно. А философские умствования, хоть и увеличивают риск подскользнуться, но - как ни крути - составляют квинтэссенцию. если не смысл литературы.

Я вам советов давать не буду, но предложу: давайте лучше смело говорить о том, чего никто не знает, чем о том, чего не знаем только мы с вами:)

С неизменным,

Борис Кривошеев   22.03.2012 08:38   Заявить о нарушении
Да, и Марина Гареева. В свое время эта вещь http://www.proza.ru/2010/06/04/638 ну очень-очень-очень

Ерин Игорь Геннадьевич   22.03.2012 08:41   Заявить о нарушении
И напоследок я скажу. Я читаю философов, как детективы. Знаком с определениями свободы от Шопенгауэра до Веллера (через Бердяева, Сартра...).

Вопрос. Мне приснилось во сне, что я убил человека (зарезал, как свинью). Я проснулся в жутком состоянии, но не из страха наказания за содеянное, а мучимый совестью. О чем говорит этот сон? О высокой степени внутренней свободы? Раз уж посмел мысленно переступить чрез. Или, напротив, о жесткой внутренней рамочности и зажатости? Раз уж жестоко мучимый совестью.
Вопрос риторический, отвечать на него не надо.

Ерин Игорь Геннадьевич   22.03.2012 09:05   Заявить о нарушении
Как хотите:) (Это я по поводу "отвечать не надо").
А вообще, вы, Игерин, молодец:) Такой весь кругом все знающий и правильно все оценивающий. Правильно все оценивающий. Правильно все оценивающий. Правильно все оценивающий.

Доброго дня,

Борис Кривошеев   22.03.2012 09:14   Заявить о нарушении
Упс!
"...У меня нет ни прошлого, ни настоящего..." - меня подмывало посмеяться над этой пафосной фразой, но немного поразмыслив, родил следующий силлогизм:

1) То, что будущего - нет, следует из определения будущего: Будущее есть то, чего пока нет; что грядет, но никогда не наступит. Наступившее будущее становится настоящим.
2) То, что прошлого - нет; явствует из следующего:
а) то прошлое, которое мы не помним - его для нас нет, как бы никогда и не существовало;
б) то прошлое, которое мы помним - оно с нами в нашем настоящем и является частью нашего настоящего.
Отсюда вытекает: ни прошлого, ни будущего - нет, не было никогда и никогда не случится. Есть только вечное настоящее, в котором причины называем для удобства "прошлым", а их следствие - "будущим"

Следовательно, Ваш герой, Борис, должен был сказать: "у меня нет ни прошлого, ни будущего!" Как, впрочем, и каждый человек на земле.

Вот к каким сурьезным выводам Вы меня подвигли...

Однако!

Ерин Игорь Геннадьевич   23.03.2012 22:16   Заявить о нарушении
Игерин, вы такой буквальный, право:( При чем тут рассуждения о природе будущего и прошлого?

Нет, ну я понимаю, что вы пришли к своему нынешнему мировоззрению сложной дорогой длинной в пару десятков лет. И то, что вы не испытывали ни мистического опыта, ни озарений, ни душевных переворотов, - я тоже понял. Но вами мир не исчерпывается. Есть и другие модели жизни, как есть и опыт других людей. В этом рассказе описан момен мистического опыта, за которым человек полностью перерождается, пыоэтому у него нет прошлого (как у новорожденного) и нет настоящего (потому что настоящее еще неактуализировано новой личностью). Это так просто, хоть и пафосно:)

С неизменным,

Борис Кривошеев   24.03.2012 13:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бамбуковая флейта» (Борис Кривошеев)

Захотелось, чтобы Он тоже услышал, как и Псалмопевца?

Ив Олендр   28.02.2012 03:24     Заявить о нарушении
В Библии есть повторяющийся мотив, который не дает мне покоя. Все сводится к тому, что чтобы Господь услышал тебя, нужно уничтожить самое дорогое, что у тебя есть. Начиная с Авраама и до Иисуса: Бог нисходит, только услышав криг с самого дна души.

Возможно, в измененном состоянии, кто-то может принят это как руководство к действию. Впрочем, рассказ не только об этом:)

Борис Кривошеев   28.02.2012 13:43   Заявить о нарушении
Это тоже точка моего неуспокоения в Библии. Особенно, когда касается детей и замены их на новых, после подтверждения истинности веры.
Но сейчас прихожу уже к другому слою восприятия. Это - либо об обыденности смерти физических тел, к которым не нужно привязываться. Либо
о перерождении всего в истинной вере, когда старое исчезает и становится новым.

Ив Олендр   28.02.2012 16:54   Заявить о нарушении
"В Библии есть повторяющийся мотив, который не дает мне покоя. Все сводится к тому, что чтобы Господь услышал тебя, нужно уничтожить самое дорогое, что у тебя есть. Начиная с Авраама и до Иисуса: Бог нисходит, только услышав криг с самого дна души"

Так как Библию (Книгу) тоже писали люди (того, кто считает иначе, просьба дальше не читать) и люди в определённый исторический период, когда человеческие жертвоприношения были ещё чуть ли не нормой (вспомните дочь Иеффая), то это не воспринималось такой дикостью, как сегодня. Но, видимо, они пытались переступить черту, сделать "шаг Авраама" к ягнёнку вместо сына...

У вашего покорного слуги был однажды духовный опыт в тяжелейшей ситуации, когда сошлось несколько бед и нужно было спасать близких. Пришлось просить перенести всё на меня, если виновен в чём-то. Они-то нет... Ответ я почувствовал и появилась уверенность, что всё образуется. Так и вышло. Подробности опускаю.

Что хотел этим сказать: не обязательно обетовать Высшему своих близких. Лучше попробовать пожертвовать собой. Как уже бывало в истории и что, на мой взгляд, является уже следующим шагом в нашем восхождении.

Ааабэлла   02.10.2013 12:25   Заявить о нарушении
Не всегда Высший готов принять тебя в качестве жертвы для искупления болезни или грозящей смерти близкого человека. Видимо, у Мироздания есть или собственные планы, или хаотичность, когда даже самые искренние молитвы не работают так, как нам самим того бы хотелось.

Ив Олендр   02.10.2013 12:50   Заявить о нарушении
Добрый день.

Да, все верно: хотелось бы жертвовать собой. Но, кажется, такая жертва не устраивает тех, кто свыше.
Вообще, единого правила или внятного закона нет. Но мы все пытаемся его как-то нащупать.

Всего,

Борис Кривошеев   02.10.2013 12:54   Заявить о нарушении
Привет, Ив:)

Мы с тобой ответили в унисон:) Рад, что ты здесь:)

Всего,

Борис Кривошеев   02.10.2013 12:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бамбуковая флейта» (Борис Кривошеев)

Очень любопытно... Я слушала эту флейту в консерватории - в Москве устраивался фестиваль этнических инструментов Мира. Рождалось ощущение странствия - одинокого и печального - из эпохи в эпоху по узкой едва приметной тропинке в пустыне духовного голода, где человеческие лица по сторонам невидимой для них тропы толпились сумрачными пятнами, лишенными даже звериного благородства. Флейта действительно захватывает целиком, звучание проникает в кровь примерно так же как волчий вой, но несёт по сосудам не страх, а некое сосредоточие компаса на тропе. У меня не рождалось никаких национальных или религиозных рефлексий, а вот состояние пограничности движения - было, такое, что терялось ощущение человеческого, биологического бытия, проскальзывало нечто - растворяющее сознание по капле в бесконечность пространства...В Вашем варианте герой действует будто бы зомбированно - ведая или не ведая - исполняя некую неодолимую им волю заклятия, которое Вы и называете - увидел Будду - убей его, только так он получает право самому стать Освобожденным и Просветленным Буддой. Таким образом это заклятие уничтожает двойной религиозный опыт - иудаизма и христианства в его наиболее модифицированной конфессии, а Ваш герой двумя ударами флейты - убивая БРАТА - переходит на ступень демонического вИдения судьбы.
Предложила бы вам убрать "Я" в начале, мне видится оно лишним как сужающее личностное повествование до частного случая.
Есть ещё такие шероховатости, которые лично я отнесла бы к литературщине, необязательные краски, как то - безумно, необыкновенно и так далее. Есть такая, например фраза: любили иметь.
Слишком по одесски неуклюже - тогда как может быть просто - носили...
Спасибо.

Тина Шанаева   28.02.2011 22:13     Заявить о нарушении
Тина, спасибо за такую поэтичную рецензию))) Мне был очень интересен ваш взгляд и трактовка рассказа. Вам показалось, это похоже на зомбирование? Не знаю, я себе это не совсем в подобном ключе представлял. Наверно, если вы хоть раз переживали мистический опыт, вы можете себе представить это странное состояние, когда "сейчас" затмевает все - и собственную жизнь, и всю историю человечества. В таком состоянии мистического транса человек способен переступить черту, и зомбирование ни при чем, просто сознание само по себе смещается в сферу иррационального выбора. Ситуация в рассказе, конечно же, довольно утрированная модель подобной инициации.

Еще раз спасибо.
Б.Кривошеев.

Борис Кривошеев   01.03.2011 03:08   Заявить о нарушении
Борис, забыла - у Вас два первых абзаца - в настоящем времени - не согласуются с последующим прошедшим. Посмотрите. Это легко отредактировать.
Ваш чистый и образный русский наводит на мысль о хорошей культурной традиции,способной отыскивать точные и энергичные глаголы. Вы потрясающе держите внимание - чутким слухом Вашего героя на движение смыслов. Возникает ощущение красивой ситуации, будто намоленной свыше ради заявленного финала: как у Чехова, только в Вашем случае выстрел производит флейта. И вот - метаморфоза сознания, случившаяся с Давидом - просится в зеркало. В этом зеркале Вы (Ваш лирический герой) с изумлением рассматриваете душу, под магическим воздействием неодолимой силы чужого инструмента покидающую родные святыни ради некоего высшего образа Свободного Духа, который, как он полагает, дарует ему абсолютную свободу выбора, параллельно избавляя от традиционного иудейского страха. При этом Вы описываете феномен некоего третьего, который уже обрёл искомую свободу на той горе, которая возносит к Богу другой народ и другое эхо молитв через инструмент, освоенный Давидом.
Тоннель он и есть тоннель - тот отрезок пути в послесмертии, который даётся каждому на выходе из земного бытия. Внимание - вопрос: Вы действительно видите в этом частный мистический опыт, а не кармический след каиновой тени?

Тина Шанаева   01.03.2011 23:15   Заявить о нарушении
Тина, спасибо за внимание к моему рассказу и столь лестные комплименты)))

Настоящее время в начале рассказа вполне уместно, поскольку подобные нарративные конструкции не требуют согласования времен. Рассуждения о Давиде (в настоящем времени) - это несобственная прямая речь (Натана), поэтому она дается в том же времени, в котором герой рассуждает: в настоящем. Вообще говоря, в русском языке общие рассуждения, прямо или косвенно обращенные к читателю, а так же носящие характер констатации общеизвестных истин или фактов, не потерявших актуальность по нынешний момент повествования, почти всегда даются в настоящем времени. В первых двух абзацах настоящее время использовано для описания состояний и действий, наличие которых предполагается и в будущем: слышится, играет, не чувствую, предпочитает, дарят - все это не свершившиеся факты, а повторяющиеся из раза в раз и предполагаемые в дальнйшем события, использовать для них прошедшее время было бы ошибкой.

Внимание, ответ))) Конечно же, я не считаю ситуацию в тоннеле частным мистическим опытом. На мой взгляд, это мифологема (ситуация двойной инициации), в которой грех Каина (тут вы совершенно правы) переосмысляется в ключе обретения истинной человечности, свободы от Бога и его суггестивных проявлений через общественные нормы, религию, коллективное бессознательное и индуцированные индивидуальные комплексы. С моей точки зрения, убийство в тоннеле не стоит трактовать как защитную реакцию отрицания. Натан убивает Давида не для того, чтобы избавится от него или остановить (в метафизическом смысле), нет, он убивает только потому, что именно Давид оказывается в роли иницирующей жертвы. Я думаю, что если бы в рассказе фигурировал третий персонаж, то он бы тоже присоединился к убийству - либо сам бы стал жертвой двух других.

Вообще, ситуация в финале довольно неоднозначная, и верить во всем Натану, по меньшей мере, неосмотрительно)))

Борис Кривошеев   02.03.2011 03:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бамбуковая флейта» (Борис Кривошеев)

Чудесно. Стилистически безупречно. Композиция почти соответствует всем канонам. Глубокое понимание музыки и музыканта в их неразрываемой связи, как рождение нового, более высокого совершенства. Не хочется копаться в загадках, хочется наслаждаться чтением. Ведь так тоже можно, да?
Спасибо, Борис. Написать про Ваш рассказ что-нибудь более внятное я не в силах, поскольку проза очаровывает.
С уважением - Сергей Смирнов

Сергей Сергеевич Смирнов 2   27.02.2011 01:09     Заявить о нарушении
Сергей Сергеевич, памятуя о вашей язвительности, даже не знаю, что и подумать))) После вашего хода ферзем, я теряюсь...

Но если вы серьезно, то спасибо за лестную оценку))) А если несерьезно, то все равно спасибо. Просто так)))

Борис Кривошеев   27.02.2011 17:19   Заявить о нарушении
Борис, не считайте себя фигурой, равной Вове Осипову. Он-титан!
А я, на самом деле. искренне, хотя не подробно и не вполне внятно написал о своем впечатлении.
Моя язвительность тут не причем.
Еще раз благодарю Вас за интересную прозу.
С уважением - Сергей Смирнов

Сергей Сергеевич Смирнов 2   27.02.2011 18:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бамбуковая флейта» (Борис Кривошеев)

В недрах нигредо
Песня вселенной звучит
Ветром в тоннеле

Эхо: http://www.proza.ru/2011/02/20/723

Аманда Глумская   20.02.2011 11:25     Заявить о нарушении
Пошел слушать эхо)))

И спасибо за хокку! А вообще, я мастер двусловий. Вот думаю, а не поделиться ли этим жанром с человечеством? )))

Б.Кривошеев.

Борис Кривошеев   21.02.2011 16:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бамбуковая флейта» (Борис Кривошеев)

ЗдОрово, Борис! Только вот это, начиная со слов "Возможно..." и до слов "Я поднялся..." мне показалось лишним:)
С уважением,
Людмила

Душкина Людмила   03.02.2011 07:41     Заявить о нарушении
Не знаю, Людмила, не знаю))) Композиция и замысел иногда диктуют такие вот штуки, которые кажутся лишними. Но без них нельзя, должно быть если не объяснение, то хотя бы смысловой аккорд, разрешение, иначе получится просто история. Стукнул палкой - и все((( А хочется, чтобы мелодия была доиграна до конца. В рассказе я прятал и мелодию, и контрапункт, а между "Возможно..." и "Я поднялся..." - всего лишь кода)))

Спасибо за отзыв.
Кривошеев Борис.

Борис Кривошеев   04.02.2011 06:56   Заявить о нарушении
Борис, доброе утро! В том то и дело, что этот кусочек (на мой взгляд),выбивается из общей мелодии. Этакий "контрольнй выстрел" в голову для туповатого читателя:) И потом, опять же на мой взгляд, Ваше уточнение мгновенно заузило и упростило рассказ: лично у меня при чтении было гораздо больше ассоциаций. Извините, если задела авторское самолюбие:)
С уважением,

Душкина Людмила   04.02.2011 07:38   Заявить о нарушении
Ни в коем случае, Людмила! Если вы думаете, что я не понимаю буквализма этого фрагмента, то поверьте - понимаю))) Но концовки - это такая сложная штука, никогда не знаешь, как сделать лучше. Промолчишь - получится бессмысленно, скажешь - почти всегда лишнее. Но в этом конкретном случае у концовки есть определенная функция... Э, не хотел бы вдаваться в подробности до обсуждения на ОТ))) Ну, вы понимаете)))

Борис Кривошеев   04.02.2011 08:22   Заявить о нарушении
Да, Борис, я-то как раз понимаю:) Многослойность, она вещь такая: не разжуёшь - не поймут, разжуёшь - обидятся:))) Успехов!

Душкина Людмила   04.02.2011 08:41   Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила))) Вам тоже успехов! Надеюсь, поговоорим еще в Открытом Тексте)))

Борис Кривошеев   04.02.2011 08:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бамбуковая флейта» (Борис Кривошеев)

Ваш рассказ, Борис, как волшебная шкатулка с секретом.
В той шкатулке хитрый клубочек, который мотать, неразмотать.
А уж связать из него можно всё что угодно, либо точнее сказать,
кто во что горазд, тот то и сваяет.
Интересно будет почитать отклики и критические "разборы" в ОТ.
С нетерпением и преогромным интересом буду ждать сессии!
Не сотвори себе кумира!
Рассказ заинтересовал не столько содержанием, сколько кодировками.
В ОТ есть достойные шифровальщики.
Всего доброго, Б(орис)К(ривошеев)!

Зоя Чепрасова   26.01.2011 14:37     Заявить о нарушении
Кодировками, говорите? Мне больше нравится считать это скрытыми смыслами. Кодировки это когда совсем ничего не понятно. А у меня шарады или загадки.
Оценил ваш намек на БК))) Да, ему будет где развернуться! Но мне интересно не только его мнение, тут много вдумчивых читателей)))
Спасибо за обнадеживающую рецензию))) Кривошеев Борис (КБ, так сказать))).

Борис Кривошеев   28.01.2011 09:11   Заявить о нарушении
К разгадыванию ребусов уже приступила. Мне интересно!
В моём возрасте познание не переходит в знание, которым можно вдохновенно поделиться своими, а не заёмными словами.
Довольствуюсь тем, что способна принять к сведению, чтобы быть
в теме и понимать других.

Зоя Чепрасова   28.01.2011 10:08   Заявить о нарушении
Надеюсь, что мои ребусы вас не разочаруют))) Обещаю потом все рассказать и во всем признаться)))

Кривошеев Борис.

Борис Кривошеев   28.01.2011 10:28   Заявить о нарушении