Рецензия на «О критике» (Николай Серый)
Критика критике - рознь. К примеру к критике своего тренера, которому я доверяю, потому что вижу результат его наставлений, я отношусь более чем серьезно и никогда не спорю (ну, или почти никогда), к критике праздного читателя в интернет-пространстве я, скорее всего не стану относиться серьезно, пока не получу повода доверять ему. Однако, критика, если это критика, а не критиканство - серьезный труд, требующий внимания к предмету критики, знаний в области этого предмета и склонность к аналитической работе. По этому, в интернет-пространстве, тем более на порталах, где каждый стремиться получить отзывы о своих творениях, (и, непременно, положительные), конструктивная критика, скорее исключение, чем правило. Светлана Соловей 17.02.2011 10:54 Заявить о нарушении
Есть учитель, и есть критик! Тренер - это учитель, который помогает обрести мастерство или познания. А критик высказывает своё мнение о чужом творчестве. И не все критики - Белинские или Писаревы. Настоящих критиков в России можно пересчитать на пальцах.
Вот есть у Пушкина такая поэма, как "Анжело", о которой Белинский написал, что её вообще не нужно было писать. А поэма очень длинная. Как ты думаешь, обрадовался ли Пушкин такому отзыву! Вряд ли! А ведь Пушкин - умница! Любят дифирамбы, а не критику! Но при этом изрядно лицемерят. И к тому отрицательное отношение к ругательной критике - это здоровое и нормальное человеческое чувство, заложенное в нас природой для того, чтобы мы не гнобили сами себя бесконечными сомненьями и рефлексией. Представьте себя весь ужас бытия, если бы мир населяли одни Гамлеты. Цитата по памяти из Шварца: Генерал: Я честный старик! Я прямой старик! Я всегда говорю одну только чистую правду! Вы - гений, ваше величество! Король: Обними меня, честный старец! И знай, что я приказываю тебе всегда говорить мне одну только чистую правду! Я не склонен очень уж сильно осуждать этих персонажей. Николай Серый 17.02.2011 12:34 Заявить о нарушении
Для того, чтобы удалить гнойник иногда нужно сделать надрез, это тоже неприятно, временами больно. Но, ежели его ласково гладить, то он не рассосется и грозит более тяжелой болезнью. Так и похвальные речи приятны, но заглаживают гнойники на произведениях автора, что в свою очередь может привести к творческой гангрене. Другое дело, что вмешательство горе-хирурга, с немытыми руками или просто не умелого, может привести к еще более плачевным последствиям. Для этого и важно понимание, кто излечит, а кто нанесет вред. И критик, в некотором роде тоже учитель, если он лицо вызывающие доверие. И, отчасти, пустой звук (не важно, ругательная его рецензия или одобрительная), если его мнение не заслуживает доверия по каким-либо причинам.
Светлана Соловей 17.02.2011 22:06 Заявить о нарушении
Я написал рецензий не очень много, и только о тех вещах, которые мне действительно понравились. О том, что не нравится, я не пишу.
Одна умная учительница в седьмом классе сказала: "Девочки, посмотрите на ваших мальчиков! Лучше они уже не будут! Они могут стать только хуже!" Люди меняются крайне редко. О хирургии ты всё верно написала, но критика - не медицина... Особенно бесполены попытки чему-либо научить поэта... Великие критики пишут для широкой публики, помогая читателям лучше понять произведение! Но они не пишут для того, чтобы наставлять писателя. Критики знают писучую публику и понимают, что попытки её учить абсолютно непродуктивны... С искренним уважением... Николай Серый 18.02.2011 08:40 Заявить о нарушении
Если честно, я не всегда понимаю, как можно, нужно (да и нужно ли) оценивать творчество.
Дочь моей подруги училась в художественном училище Штиглица (в советские времена знаменитая "Муха"). Как-то во время обхода (так называется процесс оценки работ студентов преподавательской комиссией), студенты спрятались в шкаф, чтобы послушать критические размышления преподавателей. Обсуждение произведений проходило примерно так: - Это чья работа? Синичкиной? Да, я помню, хорошая девочка, прилежная и всегда ходит на лекции. Ей можно отлично поставить. - А это? Пупкин? Это какой Пупкин? Тот самый который уборщице нахамил недавно? Только троечка. Тоже, своего рода критика... Я с трудом представляю себе Белинского, который ставит "неуд" Пушкину, лишь оттого, что у Александра Сергеевича вспыльчивый нрав, однако, даже великие критики, они ведь тоже просто люди. Когда-то, классе в девятом, я позволила себе не согласиться с Добролюбовым. За изложение крамольной мысли, что Катерина вовсе не луч света в темном царстве я получила пару. А потом, еще одну - за Анну Каренину, уже в выпускном. И тройку по литературе в аттестат. С тех пор стараюсь излагать свои критические замечания только при тех людях, которые примут и поймут любое моё мнение, даже, если оно отлично от мнения не только великих критиков, но и их собственного. *улыбаюсь* Да, ты прав, каждый пишет, как он дышит и едва ли изменится под влиянием критики. Однако, я всё-таки надеюсь, что полезно иногда выслушивать даже неприятную критику, для творчества полезно. Ну или, хотя бы, чтобы наконец-то перестать хамить уборщице. Светлана Соловей 18.02.2011 09:37 Заявить о нарушении
Добролюбов писал, как разночинец! А мы Фрейда читали...
На "Стихире" есть прекрасный автор: Гена Воловойй. Я написал ему рецензии сначала о Лермонтове, в споре о котором он меня сделал так, что любо-дорого, а споре о Татьяне Лариной он, как мне кажется, не нашёл аргументов против моего утверждения, что Татьяна - стерва. Будет время - прочти... Там короткие тексты... Николай Серый 18.02.2011 10:48 Заявить о нарушении
Уже. В смысле, прочитала вашу с Геннадием дискуссию еще пару дней назад. Я уже писала про то, что мои отношения со школьной программой и критическими статьями не сложились. Но, сегодня, после твоей рекомендации прочла не только дискуссию, но и сам текст статьи. Если быть до конца честной, мне рассуждения Геннадия показались школьным сочинением на тему "Итак, она звалась Татьяной". Хотя, не могу не признать, что во многом я с ним согласна.
Теперь о твоих мыслях по этому поводу... Сегодня, по дороге с работы у меня в голове крутилась дурацкая песенка "все мы бабы стервы..." и я размышляла, как бы потактичнее с тобой не согласиться. Однако, прочитав "Но ты со мной редко соглашаешься, и это мне нравится..." решила не особо подбирать слова. *улыбаюсь* Итак, если я правильно поняла, ты делаешь вывод, что Татьяна умная стерва и желает смерти постылого мужа на основании того, что в доме отосланы слуги и Татьяна не одета? Давай ничего не станем придумывать, а просто будем читать Пушкина: Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше: никого. Дверь отворил он. Что ж его С такою силой поражает? Княгиня перед ним, одна, Сидит, не убрана, бледна, Письмо какое-то читает И тихо слезы льет рекой, Опершись на руку щекой. Мне не у кого нынче спросить достоверно, но,по моему разумению, княжий столичный дом это не провинциальная помещичья усадьба и девки не сидят в прихожей по лавкам и не грызут семечек. В столичных дворянских домах слуги не бродили без надобности в хозяйских покоях, для них существовали задние комнаты, коридоры и лестницы. И оборот "Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше: никого..." , в моём понимании Пушкина, говорит лишь о том, что его не встречают хозяева. Отчего же не встречаю? Потому что Татьяна в растрепанных чувствах, нет у нее сил встречать гостя. Что же, бывает так с чувствительными барышнями. Далее мы читаем: "Княгиня... сидит не убрана, бледна...", "не убрана" и "полуодета" это суть разные вещи. Она без лоска, приличествующего приёму гостей: не набелена, не нарумянена, не начернены бровки, не напомажена и не надушена. Так встречать гостя неприлично, об этом и пишет Пушкин, что она "не убрана", хотя должна бы знать приличия, не может в силу опять же накативших чувств привести себя в порядок. Полагаю, что ты никогда не пробовал наносить макияж на заплаканное лицо. Поверь мне! Я, в этом смысле несколько ближе к Татьяне, нежели ты. Так, из чего же в итоге ты заподозрил "бедную Таню" в стервозности? Просто из принадлежности её к тому слою общества, в котором это качество более всего развито? Что же касается Пушкина, то на мой взгляд, женская супружеская верность нелюбимому мужу, по всей вероятности, для него была некоторым "пунктиком". Вспомни Дубровского: Поздно - я обвенчана, я жена князя Верейского. - Что вы говорите, - закричал с отчаяния Дубровский, - нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться... - Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твердостию, - князь мой муж, прикажите освободить его, и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас. Что тут? Тоже стерва? Так вот ведь и оружие есть и свидетелей нет... Но, "теперь поздно... Пустите нас." Разве не созвучно с Татьяниным: "я другому отдана..."? У каждого автора есть некоторые "пунктики" которые они переносят из сюжета в сюжет. Можно бы было привести и другие примеры, но это отдельный разговор и уж точно не о "милой Тане". Светлана Соловей 18.02.2011 21:24 Заявить о нарушении
Наверное, истина о Татьяне где-то посредине. А в "Дубровском" дама - скорее всего - просто одумалась. Ну, не выходить же замуж за разбойника?!
Николай Серый 21.02.2011 08:23 Заявить о нарушении
Маша Троекурова могла бы одуматься, если бы она была не литературным персонажем, а реальной дамой. В данном случае за нее подумал Александр Сергеевич. И подумал именно так. Как и за Татьяну, тоже подумал остаться при муже, пусть и не любимом, но венчанном ей. На мой взгляд, это какая-то проблема самого Пушкина, мастерски перенесенная в его произведения.
Светлана Соловей 21.02.2011 08:52 Заявить о нарушении
Хорошие авторы не управляют своими героями. Наоборот, герои правят ими.
Ведь Пушкин сам говорил: "Вы знаете, что сотворила моя Татьяна? Замуж вышла!" Если автор может сотворить пресонажами всё то, что ему заблагорассудится, то - это плохой автор... Нужно починятся своему произведению, а не подчинять его себе... Николай Серый 21.02.2011 09:05 Заявить о нарушении
Я согласна с тобой. Но, что-то, что живет внутри автора и гложет его, всегда выйдет наружу и будет присутствовать в его произведениях, помимо воли автора и, если угодно, воли его героев. Это есть в нежно любимом мною Экзюпери, в Пушкине... можно продолжать и продолжать список. К слову, есть это и в тебе.
Светлана Соловей 21.02.2011 09:15 Заявить о нарушении
В "Каникулах..." я перестал понимать, откуда у меня берётся то, о чём я пишу. Кстати, и другие уже спрашивали: как тебе всё это могло прийти в голову? И сам не знаю...
Николай Серый 21.02.2011 11:06 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |