Рецензия на «О Боге. Эпилог» (Фелиз Унца)

Прав был человек, сказавший, что самые религиозные люди - это атеисты. Это же какую веру нужно иметь, чтобы отказаться от нее!

Я не атеист, скорее эпикуреец ("Прежде всего верь, что бог есть существо бессмертное и блаженное... не приписывай ему ничего, что чуждо бессмертию и несвойственно блаженству... Да, боги существуют, ибо знание о них – очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа, ибо толпа не сохраняет их [в представлении] такими, какими полагает. Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах, – ибо высказывания толпы о богах – это не предвосхищения, а домыслы, и притом ложные." - Эпикур "Письмо к Менекею", пер. Гаспарова)

Смысл "кары божьей" - это догмат Христианства, его не пробить ни философским клином, ни хрячьим рылом. Однако догмат этот был утвеждем Институтом Религии, а не самой религией. Современные Церкви (даже разрешенная Церковь Сатаны Антона Шандора ЛаВэя), конфессии - это Институты Религии. Бога там нет, просто страх позволяет управлять людьми: "Позволь надеятся обятому страхом" (Лукан). Суть религии - запугать, цель - управлять людьми (а ими нужно управлять, это не подлежит сомнению. "Величайшая из наук - наука повиноваться и повелевать" Агесилай).

А закончу я словами самого одного из самых религиозных авторов конца 19-го - первой половины 20 века - Д.С. Мережковского из публицистике "Не мир, но меч": "Есть Бог или нет? Вот, кажется, самый нелюбопытный вопрос в наши дни. Кто-то недавно хотел “убить Бога”. Жалкое безумие — убивать мертвого.

Впрочем, жив Бог или умер, какое дело людям до Бога? Они наги — Бог не одел их; голодны — Бог не накормил; в рабстве — Бог не освободил. У зверей нет Бога, а люди живут хуже зверей. Сначала сделайте людей людьми, а потом говорите им о Боге.

Чем на это возразить? Словами — стыдно; а делами — где же собственно религиозные дела наших дней? Как не доказать, а показать, что религия — самое нужное из всех человеческих дел? Если что-либо в религиозных переживаниях потеряно окончательно и как будто невозвратно, то это именно ощущение религиозного действия. Пока говоришь о религии, как об идеале, все соглашаются или, по крайней мере, никто не спорит — кажется, впрочем, потому, что всем наплевать; но только что пытаешься связать религию с реальной действительностью, оказываешься или в дураках, или в подлецах, ибо за память современного человечества единственная религиозно-общественная реальность — глупость обманутых, подлость обманщиков.

Умер Бог в человечестве, но не в человеке; в обществе, но не в личности; во всех, но не в каждом. Потребность религиозная свойственна человеку в такой же мере, как и все естественные потребности. Религиозное чувство есть высший метафизический предел физического чувства самосохранения, предел, который достигается из всех животных одним человеком, сознающим смерть. Я знаю, что умру; но хочу жить и после смерти — вот начало религии. Религия и есть именно то, что отличает вид животного — человека от всех прочих животных: человек — религиозное животное."

Денис Требушников   30.01.2010 02:46     Заявить о нарушении
К тому же... вспоминаем историю воскрешения Иисуса и Пифагора с Эмпедоклом.

"Известно, что Пифагор привлек к себе внимание греков не столько своим философским учением о цифровой гармонии мира, сколько ловким трюком с личным воскресением. Сам Пифагор говорил, что все разумные живые существа делятся на три вида: бог, человек и существо, подобное Пифагору. Чтобы подтвердить правильность своих взглядов, он воспользовался следующей уловкой, о которой вспоминает Диоген Лаэртский: «Приехав в Италию, он соорудил себе комнату под землей и наказал матери записывать на дощечке все происходящее, отмечая при этом время [событий], а затем спускать ему [эти заметки], доколе он не вернется [на землю]. Мать сделала, как он сказал. А Пифагор некоторое время спустя вернулся наверх тощий как скелет, пришел в народное собрание и объявил, что прибыл из Аида, причем зачитал им все, что произошло [за время его отсутствия]. Те были так взволнованы сказанным, что заплакали, зарыдали и уверовали, что Пифагор прямо-таки божественное существо. (…) Благодаря этому он создал о себе мнение, будто до Троянской войны он был Эталидом, сыном Гермеса, потом Эвфобром, потом Гермотимом, потом Пирром из Делоса, а потом – после всех [перечисленных выше реинкарнаций] – Пифагором»

Мордовцева "Идеи смерти в культур-философской ретроспективе"
http://anthropology.ru/ru/texts/mordov/idea_12.html

Денис Требушников   30.01.2010 03:48   Заявить о нарушении
Спасибо. Ваше мнение было весьма познавательным и интересным. Есть только одна маленькая ремарка.
"Потребность религиозная свойственна человеку в такой же мере, как и все естественные потребности." К сожалению, а может к счастью, я таковой потребности не имел и не имею, ибо прекрасно понимаю, что из себя представляет религиозная потребность. Это ни что иное, как психологическая зависимость, сравнимая с алкогольной и наркотической.
С такой зависимостью необходимо бороться, но не погружаться в нее с головой. Потому что она как водка, сначала ты пьешь ее, а потом она выпьет тебя.

Фелиз Унца   30.01.2010 12:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Фелиз Унца
Перейти к списку рецензий, написанных автором Денис Требушников
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.01.2010