Рецензия на «Выблевать все, что Лунгин сумел занести в нас, буд» (Валерий Суриков)

Спасибо за статью. Свое мнение по поводу фильма "Царь" я уже высказала и повторяться не буду. Благодарна автору за ссылку на работу В.Семенко. Не думаю, что В.Семенко "пересерьезничал" в своих оценках. Ведь интерес к деятельности Лунгина базируется прежде всего на интересе общества к православию, поэтому глубоко аргументированная оценка В.Семенко двух его нашумевших фильмов, как неправославных, представляется весьма своевременной и важной. Благодарна также Н.Пинчуку за ссылку на житие св.Филиппа. Это житие - взвешенный и серьезный документ, где Иван Грозный характеризуется как "один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России", что не имеет ничего общего с карикатурой на него в фильме "Царь"

Нина Изюмова   21.01.2010 13:14     Заявить о нарушении
Интерес к деятельности Лунгина базируется прежде всего на том, что он талантливый художник. Ещё до "Острова" у него был ряд очень сильных работ, достаточно вспомнить великолепный "Такси-блюз". Если завтра Лунгин перестанет заниматься православной и исторической тематикой и обратится к другим темам, его фильмы не станут менее интересны... может даже наоборот.

А оценка произведения искусства как"православного" или "неправославного" также не имеет никакого отношения к его художественной (т.е. истинной) ценности. Романы Ф. Достоевского ценны не тем, что автор - православный. Равно как и романы Л. Толстого ценны не тем, что автор - еретик и отступник. Произведения и Достоевского, и Толстого ценны своей ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬЮ, именно поэтому их читают и православные, и инославные, и буддисты, и иудеи, и мусульмане, и атеисты...

А любая идеология - религиозная или политическая - только гробит искусство, как давно пора бы уже понять.

Николай Пинчук   21.01.2010 15:36   Заявить о нарушении
Это не более чем Ваша точка зрения. Существует иная иерархия ценностей, впрочем, об иерархиях мы уже говорили, но к взаимопониманию не пришли.

Нина Изюмова   21.01.2010 16:09   Заявить о нарушении
Лично мне тоже кажется странным и опасным то, что в России творчеству Лунгина сейчас дается оценка с точки зрения политической и идеологической коньюнктуры. Пытаются анализировать не художественные достоинства фильма и даже не его историческую достоверность, но то, чей, якобы заказ выполнял Лунгин. Как это делает Носиков.

Eddie   21.01.2010 16:15   Заявить о нарушении
Речь идет, как мне кажется, не о политике и идеологии, а о духовных исканиях, которыми охвачено общество. И с этой точки зрения люди подходят не только к Лунгину, а к той же политике и идеологии. Впрочем, есть и те, кому все это чуждо. Так было и так будет.

Нина Изюмова   21.01.2010 16:23   Заявить о нарушении
Это не только моя точка зрения. Так считали и Пушкин, и Уайлд, и Довлатов, и многие другие художники, и не только они, но и - о, ужас! - митрополит Антоний Сурожский (прочтите его беседы об искусстве, в частности то, что он говорит о Толстом).

Конечно, у Игнатия Лойолы, у товарища Сталина или у Игнатия Брянчанинова на сей счёт мнение было совсем противоположное...

Николай Пинчук   21.01.2010 16:23   Заявить о нарушении
И что? Антоний Сурожский (которого я и без Вашей наводки люблю и чту) ставил искусство выше православия? Смешно...

Нина Изюмова   21.01.2010 16:27   Заявить о нарушении
Кажется поняла, в чем суть взаимонепонимания. Я ведь не говорю, что искусство обязано быть православным, чтобы быть настоящим высоким искусством. Я говорю о том, что для кого жизненно важно.

Нина Изюмова   21.01.2010 16:30   Заявить о нарушении
"Речь идет, как мне кажется, не о политике и идеологии, а о духовных исканиях, которыми охвачено общество."

Идем по ссылке, предложенной автором и читаем Носикова:
"А цель состоит в том, чтобы человека, смотрящего это кино, охватывало омерзение к российской истории. Так, чтобы он себе жилы зубами рвал, пытаясь выкусить из них все, что хоть как-то связывает его с Грозным. А связей много. Да — через Сталина в том числе.

Чтобы так человек боялся и ненавидел слова «репрессии» и «опричнина», что и думать бы не смел о каком-либо государстве(!), о каком-либо союзе народа и верховной власти(!), который защитит его от современных бояр(!), которые тут, рядом, и все еще не сняли ноги ни с царского трона, ни с его сгорбленной спины. "

То есть, именно так, получается, выглядят критерии "духовных исканий, которыми охвачено общество."? Ну-ну...

Eddie   21.01.2010 16:58   Заявить о нарушении
Во-первых, речь о Носикове у меня вообще не шла (хотя я во многом с ним согласна). Речь идет о другом. Лунгин САМ (не я не и не кто иной!) обратился к православию. Он дал свою трактовку образа св.Филиппа и православного царя.Более того,насколько мне известно, он принял православие. В высшей степени нелогичными представляется возмущение по поводу того, что его труды люди оценивают именно с этой точки зрения. Тут упоминался Оскар Уайльд.Глупо было бы говорить о том, православен ли, скажем, "Портрет Дориана Грэя". (Другой вопрос, что православный человек может оценить это произведение с православной точки зрения,но это совсем другая тема). А в случае Лунгина это не только не глупо, но просто необходимо. Или, например, "Мастер и Маргарита" требует христианской оценки, а, скажем, "Собачье сердце" - нет. Тут дело в поднятых темах, а не идеологической истерии. Кстати, религия и идеология не одно и то же.

Нина Изюмова   21.01.2010 17:38   Заявить о нарушении
Совершенно верно - религия и идеология совсем не одно и то же. Но это всегда забывалось власть имущими, стремящимися превратить религию в идеологию. Достаточно вспомнить г-на Победоносцева и ему подобных.

"Портрет Дориана Грэя", разумеется, не православное произведение, но той же нравственной пользы в нём несравненно больше, чем, скажем, в "Выбранных местах из переписки с друзьями". Вот в чём сила ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ: не православный (да и вообще не шибко христианский, скажем прямо) автор, сидевший в тюрьме за безнравственность - однако огромный талант, сам того не замечая (уж по крайней мере - не намечая) создаёт произведение огромной нравственной силы; а Николай Васильевич пыжился создать нечто абсолютно душеполезное - и вышла совершенная лажа, беспомощное и бесполезное посмешище. Да что там сравнивать двух разных авторов! У самого Гоголя его истинно художественные произведения - тот же "Ревизор", те же "Мёртвые души" или "Петербургские рассказы" - несут мощный духовный и нравственный заряд, хотя создавались совсем не в этих целях и писались не по религиозным канонам, а по законам художественной правды и гармонии.

Антоний Сурожский, конечно, не ставил искусство выше православия, равно как и наоборот. Как можно ставить дельфина выше орла (или опять же наоборот)? Это совершенно разные вещи, и каждый должен заниматься своим делом. В том месте, на которое я ссылаюсь, митрополит Антоний на примере Гоголя и Толстого показывает, что пока художник занимается своим прямым делом - он гений, когда же он берётся создавать религиозные и философские концепции и учит по ним жить других - он губит свой талант, не принося никакой пользы другим.

Насчёт идеологической истерии Вы весьма кстати заметили. Данная статья - типичный образчик оной.

Но нас немного занесло. Я вообще-то хотел сказать одно (с чего и начал): Павел Лунгин интересен не тем, что вдруг обратился к православной тематике, а тем, что он сам по себе талантливый художник.
Вы тот же "Такси-блюз" (фильм конца 80-х) смотрели? Если нет, вельми рекомендую. Там православием (и вообще религией, равно как и историческими полотнами) не пахнет, но какая глубокая картина! Сколько поводов для размышления!

Николай Пинчук   21.01.2010 18:29   Заявить о нарушении
Однако у нас уже половина второго ночи, позвольте откланяться.

Николай Пинчук   21.01.2010 18:33   Заявить о нарушении
Спокойной ночи. Вы правы в том, что,если человек не проникся духом православия, так нечего и браться за православную тематику. Ищи себе другие темы. Более того, не факт что выйдет что-то путное, если даже и проникся.Возможность существования православного искусства - это само по себе вопрос. Но в том-то и фокус, что на эту-то тему с наибольшей вероятностью клюнут! Соблазн велик, а человек слаб.

Нина Изюмова   21.01.2010 18:41   Заявить о нарушении
"Во-первых, речь о Носикове у меня вообще не шла (хотя я во многом с ним согласна)."

Тогда без комментариев. См. ниже.

"Речь идет о другом. Лунгин САМ (не я не и не кто иной!) обратился к православию. Он дал свою трактовку образа св.Филиппа и православного царя.Более того,насколько мне известно, он принял православие. В высшей степени нелогичными представляется возмущение по поводу того, что его труды люди оценивают именно с этой точки зрения."

Вы, вероятно, не разделяете собственно православие и РПЦ. А РПЦ, по-моему - это организация более идеологическая, чем религиозная. Сам я считаю, как уже отмечал, что "Царь" - это фильм-анализ абсолютной власти. Сама по себе такая задача выходит за рамки православия в приложении к РПЦ потому что
- проблема абсолютизма власти по определению больше любой религии. Хотя бы потому что власть бывает не только духовной, но и светской
- Иван Грозный исторически позиционировал себя как "царь-чернец". Опричнину можно рассматривать как военно-духовный орден. А это явления отнюдь не только православные.
- НО Иван Грозный пытался сочетать в своем правлении элементы духовной и светской власти. Поэтому пройти мимо православия в анализе событий царствования Ивана Грозного врядли бы получилось...
- РПЦ всегда была "церковью власти". Так же как ЕР - "партия власти". Поэтому исходить из официальной точки зрения РПЦ при анализе государственной власти, на мой взгляд, несколько странно.

И такая ремарка. Фактически в настоящий момент есть и исторически был очень силен антагонизм между верхушкой РПЦ и ее низовыми звеньями. Вы, говоря о православии, какую именно часть РПЦ имеете в виду?

"Тут дело в поднятых темах, а не идеологической истерии. Кстати, религия и идеология не одно и то же."

См. выше.

Eddie   22.01.2010 12:27   Заявить о нарушении
Не думаю, что уместно в таком формате обсуждать Православную Церковь,к тому же для меня, как для члена Церкви (правда, Грузинской, но это не имеет существенного значения), поставленных Вами вопросов вообще не существует. Боюсь Вас обидеть, но у меня создается впечатление, что Вы знакомы с церковью по СМИ, а не изнутри, а этого явно недостаточно. С уважением, Нина

Нина Изюмова   22.01.2010 20:26   Заявить о нарушении
А почему бы и не обсудить? Сказано ведь Матфея:7
"15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей
одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград,
или с репейника смоквы?"
Ситуацию внутри РПЦ знаю не только из СМИ. Да только мое мнение об РПЦ от этого лучше не стало. Но, будучи членом этой церкви, Вы врядли имеете возможность вести о ней диалог. Поэтому с моей стороны неэтично будет его продолжать. Прошу прощения, если чем-то задел Ваши взгляды.

Eddie   25.01.2010 03:43   Заявить о нарушении
Церковь не собеседник, диалогов с ней не ведут. В ней спасаются. С уважением, Нина

Нина Изюмова   25.01.2010 13:37   Заявить о нарушении
"Церковь не собеседник, диалогов с ней не ведут."
Да я как-то и не планировал вести диалог с РПЦ (да и с другой церковью тоже). У меня масштаб не тот. У РПЦ административный ресурс, деньги, адвокаты, буц-команды, "Союз православных хоругвеносцев" и т.д. А я у себя только один.

Eddie   25.01.2010 14:31   Заявить о нарушении
Увы, я - другой человек. Если бы я почувствовала, что "я у себя одна", я бы, наверное, умерла от ужаса. А так мне "тепло на свете".

Нина Изюмова   25.01.2010 21:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Суриков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Нина Изюмова
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.01.2010