Рецензия на «Растопленный сургуч кипит...» (Ефрем Рябов)

О ХОЛОСТОМ ВЫСТРЕЛЕ

Чтобы не быть голословным, попытаюсь разобрать первый сюжет статьи – "выстрел" Карла Брюллова. Чем знаменитому художнику якобы не угодил "Васька" Жуковский? Ничем! Так, может, ничего и не было? Вообще-то Брюллов почитал Жуковского. Это у Ефрема Рябова к поэту некоторый счет. Во-первых, портрет, написанный Брюлловым, по впечатлению Е.Рябова, разоблачает Жуковского как лощеного чинушу, "холеного столоначальника". Во-вторых, он рулил разграблением ценностей покойного Пушкина (в виде недорогих перстней и, добавлю, двух-трех его локонов).

История портрета Жуковского говорит, что Брюллов написал его по инициативе самого же Жуковского на лотерею для выкупа крепостного Т.Г.Шевченко. Портрет заполучила скуповатая царская семья, денег не хватило, Жуковский и Брюллов добавили своих. Благодарный Шевченко посвятил Жуковскому поэму "Катерина". Выходит, никто, даже сам Жуковский, разоблачения не увидел?!

По установившемуся мнению, Жуковский был и остается светлой личностью. Поэт, основатель русского романтизма. Участник ополчения 1812 года, приглашен в чтецы при вдове императора Павла, затем воспитатель наследника, будущего реформатора и царя-освободителя Александра II. Значит, неплохо воспитал. Заступник Пушкина, который вместо юга мог загреметь в Соловки или в Сибирь. Наконец, Жуковский просил царя Николая предотвратить дуэль Пушкина с Дантесом. Поэт дал царю слово не стреляться. Пушкин с Жуковским знаком с детства, потом они перешли на "ты". Пушкин в письмах зовет его "отче" и "милый мой".

На портретах кисти Соколова и Кипренского вихрастому поэту-романтику 27 лет. На портрете Брюллова - лысеющему умудренному жизнью Жуковскому уже 55. Е.Рябов иллюстрирует статью портретом Жуковского из Киевского музея. (Хорошо, что не портретом обрюзглого старика Жуковского – картина тяжелая). Но оригинал портрета, исполненного Брюлловым, находится не в Киеве, а в Третьяковке! (http://nearyou.ru/kbrullov/5Zhukovsk.html ).
Работы таланта и копииста отличаются едва уловимо, однако в "чуть-чуть" – всё дело. Кстати, экран компьютера (как и бумажные репродукции) вносят свои искажения. Красновато-черный фон встретится еще у Брюллова на его автопортрете - незадолго до смерти.

Суждение о портрете искусствоведа отличается от взгляда Е.Рябова, как день от ночи:
" Портрет Жуковского был написан в петербургской квартире Брюллова, создавшей, по контрасту с его большой мастерской, уютную, почти семейную обстановку... Образ поэта-романтика проникнут тихой сосредоточенностью и умиротворением. Наклонив слегка голову к плечу и сложив на коленях руки, Жуковский присел к столу с книгами, спокойно и сердечно внимая собеседнику. Гармоничны и плавны линии, очерчивающие голову и фигуру. Глубок и мягок красновато-коричневый колорит, соответствующий общему облику поэта.
Современники считали этот портрет Жуковского одним из лучших «как по сходству, так и по выражению характера целого». Облик поэта полон тихого лиризма, серьезности и доброты. Сдержанность исполнительской манеры, отсутствие какой-либо внешней аффектации характеризуют это замечательное произведение".
Таким образом, или заблуждается Е.Рябов, или ошибались все, кто не увидел "гранату" с ядом, включая самого Жуковского + тысячи знатоков. Главное же в том, что портрет, по мнению современников, очень похож, а Жуковский действительно был, как говорится, хорошим человеком.

Е.Рябов упоминает "миф", якобы созданный Жуковским, о его матери-турчанке. В чем суть, автор статьи не говорит. Видимо, он отталкивается от настоящего мифа, который сочинил А.Штаркман. По его мнению, имя Сальха произошло от слова "слиха", что переводится с иврита как "извините". Извините, иврит со всеми следствиями притянут за уши. Есть мусульманское имя "Салиха", означающее "хорошая, благая". Все сомнения рассеивает имя младшей сестры Сальхи, которую звали Фатима. Это арабское имя, широко распространенное у мусульман, поскольку так звали любимую дочь пророка Мухаммеда. Мать Жуковского при крещении записана Елизаветой Турчаниновой, что также свидетельствует о её турецком происхождении. К крещению своей матери Василий Андреевич, естественно, не причастен. Таков уровень простонародной этимологии…
* * *

Мистики, обещанной самим названием рубрики, в работе Е.Рябова не наблюдается. Статья - в стиле стёба, при этом эмоциональна и смутна. (Тем часом один сетератор уже публикует "Великие Тайны Пушкина"). В рассматриваемой статье "врезано" коварным масонам (они в России были, но ради конспирации ничем себя не показали) и тем, кто случайно подвернулся под руку, как В.А.Жуковский. Есть перехлесты, сомнительные источники. Между прочим, автор статьи - Вась-Вась с современниками Александра Сергеича. Покойники не возражают. Литературоведы читать статью не станут, особенно гипертоники – им противопоказано.

Г.Фридман   17.01.2010 08:34     Заявить о нарушении
Имя Сальха - арабское: Сальха-Салах-Салахэтдин (посланный Богом). Корень: с-л-х. Соответствует ивритскому ш-л-х, шалах. Семитские имена часто коррелируются: Сулейман - Соломон, Давид - Дауд, Шмуэль - Шамиль и т.д. Резонный вопрос: а если бы при крещении Сальху Турчанинову записали Сальхой Урусовой, то она, что же? - стала бы по происхождению русской? И можно ли это считать аргументом в генеалогии? Я гипотезы А.Штаркмана перепроверяю, как видите. Вопрос происхождения способствовал "марранизации" Жуковского, он не стал, судя по биографии, целиком русским и последовательно православным. Женился на Рейтерн, жил и умер в Мекке масонства - Баден-Бадене. Был одним из инициаторов установления масонского надгробного памятника Пушкину.

Роль Жуковского в организации южной командировки! - так правильно - Пушкина остается выясненной только на основании слухов, хотя в эпоху Александра I слухи, особенно при дворе, играли немаловажную роль. Главным же организатором южной командировки коллежского советника Пушкина был министр иностранных дел И.Каподистрия, отправивший поэта в курортные места в объятия И.Инзова, сына Павла I. Т.е. И.Каподистрия от незлобного неудовольствия одного сына Павла I перетасовал мидовца к другому сыну Павла I, пусть и незаконорожденному.

Роль Жуковского в предотвращении первой дуэли Пушкина с Дантесом благородна. Однако Пушкин преследовал Дантеса не как свояка, не из ревности, не как француза даже, а как шпиона. Он подозревал Дантеса в краже шифрблокнота из квартиры на Мойке, куда Дантес стал проникать под предлогом свиданий с Гончаровой, хотя все знали, что он - педик и миньон нидерландского посланника, усыновившего его.

Вы не понимаете сути последней дуэли Пушкина. Пушкину и не надо было, чтобы Жуковский предотвращал эти дипломатические войны. Наоборот - Пушкин хотел огласки. Международного резонанса. И ему это удалось, хотя и не в масштабах задуманного. Во-первых, он вызывает на дуэль именно Геккерена, а не Дантеса, и плевать в лицо хочет нидерландскому посланнику, потому что шифрблокнот мидовский уже ушел, и российская секретная переписка уже читается в Амстердаме, а значит, и в Лондоне. К себе в секунданты Пушкин зовет советника английского посольства Магениса, но тот отказался, пришлось брать Данзаса. Сюжет дуэли хорошо замышлялся (с мидовским окрасом), хотя и не до конца реализовался. Секундантом Дантеса был советник французского посольства Даршиак, а пистолеты Дантесу дал Барант, сын французского посла. Никакой ревностью тут не пахнет, это международный скандал. Пушкин и не думал погибать, он хотел убить Дантеса. Скандала добиться удалось. Геккерен уехал из Петербурга без прощальной аудиенции у Николая I, Дантеса выслали, но жаль, что по закону не повесили, хотя черт его знает, тогда бы и Е.Гончарова овдовела. Даршиак тоже убыл во Францию, где и был подстрелен на охоте в 1837 г. Совсем случайно, ничего личного. Только тайны надо охранять. О дуэли рапортовали из Петербурга многие посланники своим дворам. На отпевании присутствовали почти все посланники. Никакой ревности. Когда до Жуковского довели суть происходящего, ему оставалось только фиксировать происходящее и докладывать Николаю I. А после этого чистить библиотеку, рукописи, письма.

P.S. Честно признаюсь, "Великие тайны Пушкина" не читал, но после Вашей рекомендации ознакомлюсь. На стих.ру и проза.ру тоже интересные работы есть Блеклова, Клепова.

Ефрем Рябов   17.01.2010 16:23   Заявить о нарушении
Отвечаю по пунктам и начну поспешно с конца Ваших замечаний:
1. Работу "Великие тайны Пушкина" я не рекомендую. Это не работа, а - сказать откровенно - ахинея! Моя неудачная шутка: не сообразил, что Вы, скорее всего, сей труд не читали. В сети чего не встретишь! Нужна осторожность.
Прошу, Ефрем, если выдвигаете новые тезисы, давать пояснения или ссылки, на чем они основаны.
2. Отмечаю некоторое сближение наших позиций. "Ваську" Жуковского признаем, по меньшей мере, вполне порядочным человеком. Вопрос о смысле его портрета уже не дебатируем. "На вкус и цвет товарищей нет". Вам не нравится киевская копия в мрачных тонах, я высоко ценю тот же портрет в Третьяковке. Теперь к началу замечаний.
3. Сальха - мусульманское имя. Имя Фатима (Фатьма), безусловно, арабское, тоже мусульманское. Мать Жуковского - турчанка, русской не стала, и Васю не воспитывала. "Марранизация" Жуковского (по А.Штаркману) - несостоятельна. Жуковский - русский по родителю Бунину и подставному отцу Жуковскому. Действительно, он мог ощущать себя не вполне русским, мог грустить по этому поводу, но он никому о том не говорил. Что скажем мы, это предположения, не более.
4. Вопрос о "масонском" памятнике Пушкину спорный, авторство Жуковского в проекте не доказано. Заказывала памятник Наталья Николаевна, у неё были свои резоны, свои советчики и опекуны. О звездах Давида (магендовидах) споров много. Шестиконечные звезды присутствуют на памятниках и Некрасова (см. фото в моей заметке), и Мусоргского, и многих русских дворян, на куполах и во внутреннем убранстве православных соборов. Есть что сказать еще, но на это требуется целая статья, она в работе.
5. Версия о том, что Пушкин преследовал Дантеса как шпиона, - смехотворна. Кто камер-юнкера Пушкина уполномочил ловить шпиона и подставляться под пулю? Будьте добры, справочку, откуда, из какого пародийного или комедийного детектива это почерпнули. Для Пушкина не было проблемы встретиться, допустим, на балу с царем и попросить помощи для патриотического дела - передавить врагов России.
6. Не уверен, что знаю все детали последней дуэли Пушкина, читаю, что встречается в печати и сети. Зачем Пушкину дипломатический скандал? "Пушкин и не думал погибать..." Ю.Дружников в книге "Смерть изгоя" привел немало доказательств того, что дуэль была самоубийством. Вдобавок вспомните, что у Пушкина была феноменальная память, что он был суеверен и помнил сбывшиеся предсказания гадалки Кирхгоф. Были и другие Сивиллы. Оля погадала любимому братцу, залилась слезами и зареклась гадать. Был отказ Е.Сушковой. Но этой действительной мистики Вы не заметили.

Г.Фридман   18.01.2010 08:56   Заявить о нарушении
2. Порядочность Жуковского все-таки остается под вопросом, потому что нет объяснения зафиксированному портретом К.П.Брюллова поступку: снятие с мертвого Пушкина печатки с ивритской аббревиатурой и бравирование этой печаткой при позировании художнику. Вы противоречите сами себе: Вы - сторонник версии о том, что печатку эту Пушкину вручила после непродолжительного знакомства Е.К.Воронцова на амурной почве. Однако эта версия не выдерживает никакой критики, и она была развеяна работами Гершензона, Макогоненко, Видовой и др. (Статью Видовой недавно читал в журнале "Наше наследие", если заинтересует, готов скинуть Вам ссылку.) Но если Жуковский знал, что подарок амурно-эротического свойства, исходя из Вашей версии, то для чего он надел его себе на палец? Это же вдвойне непорядочно. Он ведь знал, как выясняется, значение и смысл ивритской печатки, знал, что существует дубликат у корреспондента. Для чего? Для того, чтобы читать любовные письма Е.К.Воронцовой? Исходя из логики Вашей версии. Писем, которых кстати не было. А ответ прост: печатка и дубликат принадлежали тайной организации и были дейстующими. Поэтому Жуковский бравирует на портрете Брюллова печаткой. Чета Воронцовых встретилась в Лондоне в 1838 г. с Жуковским, который сопровождал наследника, будущего Александра II, на инициации и опознала эту печатку на пальце Жуковского. Жуковский - не такой простой тип. Он рулил многими вещами. Его дочь вышла замуж за сына Александра II - Алексея. Т.е. при удачном стечении обстоятельств она могла бы стать царицей. Неплохо для бедной сына пленной турчанки. Рассказывая о дальнейшей судьбе масонской печатки, я хотел подчеркнуть, что она длительное время была действующей, и даже тогда, когда Полина Виардо после смерти И.С.Тургенева сдала ее в пушкинский музей, несмотря на посягательства П.В.Жуковского, сына (а он-то каким боком претендовал на пушкинскую, амурную по Вашей версии, печатку?), охота за этим раритетом продолжалась, и охотники не остановились перед кражей из музея, и в дальнейшем охотники не остановились перед кражей копии печатки из музея в марте (обратите внимание на дату) 1917 г. Затем вопрос о двух печатках с бирюзой. Оригинал принадлежал Нащокину, копия - Пушкину. Таких парных оберегов в природе не существует. На каком основании кольцо с бирюзой в день смерти Пушкина было подарено Данзасу? Никаких внятных свидетельств, что это воля Пушкина, нет. Зато есть невнятная болтовня Данзаса, что это кольцо-якобы-оберег уронил в снежок. Про оригинал даже никто не спрашивает. Нащокин играл в карты. Затем выясняется, что была еще пара печаток, оставленных Пушкину в наследство дядей Василием Львовичем. Про них вообще туман. И не исключено, что именно та печатка, что на руке Жуковского, а воронцовская печатка - "юные забавы". Не слишком ли много краж для дня смерти? И все почему-то под прикрытием Жуковского. Сколько книг из библиотеки, рукописей и писем было похищено в день смерти? Нет ответа. Но книги эти находятся. Вот нашел недавно московский библиограф А.С.Сумароков сворованную книгу в день смерти Пушкина - конволют "Генриада". Вторая такая же только в библиотеке конгресса США. (ссылку могу Вам дать, если интересно) И что? Кто своровал? Да, вот же и штампик стоит личный. Жандармский генерал Рожнецкий. А библиотека была очень дорогая. И книги в то время стоили очень дорого. А Жуковский все это разграбление прикрывал. И роль его еще до конца не выяснена. И окончательный приговор ему еще не вынесен.
3. Это Вы все правильно пишете. Но только теоретически. Если Вас практика интересует, то вот Вам сайт: http://imena.netzah.org/tabl-muj.php Сальха она была, или Шуламифь,- тайна, покрытая мраком. Никто ее не видел. В смысле Сальху, или Ципору. Ну, может быть, кто-то видел Елизавету Дмитриевну. Но на том основании, что видели Елизавету Дмитриевну, нельзя говорить, что она - русская. Что я хочу сказать? Я хочу сказать, что евреи жили в Османской империи. Жили и мимикрировали. Потому что хотели выжить. И никто точно не знает, Сальха она была или Шошана. В этом ничего удивительного нет, евреи, жившие в России, брали русские имена, евреи, жившие в Германии, брали немецкие имена, евреи, жившие в Бухаре, брали таджикские имена, еврейка, жившая в Турции, могла зваться Сальхой или Фатимой.
5. Простой вопрос, исходя из Вашей логики: камер-юнкер хочет стреляться со свояком на дуэли по мотивам ревности, но на дуэль почему-то вызывает нидерландского посланника и грозится плюнуть ему в харю, отвечать за посланника приходится его усыновленному русскому офицеру, французу по происхождению, а на дуэли в роли секундантов планировались советник английского посольства Магенис и советник французского посольства Даршиак, что-то камер-юнкер у Вас какой-то козырный. В следственных материалах проскальзывает другой придворный чин - камергер. А! Так камергер? Так это уже генерал-лейтенант МИДа. Совсем другого полета птица. А почему он получает 5000 руб. в год? В семь раз больше положенного. Об этом документально написано у Клепова на прозу.ру
6. Больше люблю факты. После своего выстрела в Дантеса он сам себе сказал "Браво!", потому что был уверен, что убил его. И не его вина, что пуля пробила руку Дантеса и ударилась о пуговицу. Или о что там еще? О кирасу? Это уже вина Данзаса. По правилам дуэли он обязан был проверить экипировку дуэлянтов. Какое тут самоубийство? Он хотел убить Дантеса и теоретически убил его. А что там Дантес с Геккереном намудрили с бронежилетом, это теперь недоказуемо. Дипломатический скандал нормальный получился. Выдержки из донесений иностранных посланников опубликованы.

Ефрем Рябов   18.01.2010 22:35   Заявить о нарушении
Продолжим прения.
2."Порядочность Жуковского все-таки остается под вопросом".
- Стоимость перстеньков была пустяковая, иначе Пушкин бы их заложил. Они бесценны лишь для друзей, потомков, музеев. Есть сомнения в его благородстве, но презумпция невиновности требует доказательств. Встречаем ссылки, что Жуковский спросил разрешения у вдовы, что Пушкин сам отдал по колечку Далю и Данзасу, о коем на смертном одре очень беспокоился. Возможно, дарение колец - европейская традиция. Например, еще Шекспир в завещании назначил небольшие суммы близким друзьям на золотые кольца в его память. Репутация бескорыстного Жуковского незапятнанна. Он же завещал передавать кольцо-печатку выдающимся русским писателям. Вы пытаетесь быть святее Папы римского. Почему? Очевидно, чтобы обосновать свою неприязнь к портрету пожилого Жуковского.
Читал (в газете "Вести") версию писателя Б.Штейна, что в разграблении кой-какого имущества покойного поучаствовали его лакеи. Ведь опечатали только рукописи. В квартире толклось много народу, Н.Н. по смерти Пушкина была невменяема, а Жуковский не мог там оставаться после бессонных ночей.

2а. Отдельный вопрос об отношениях Пушкина и Е.К.Воронцовой. Увлечение Пушкина несомненно. К сожалению, не знаком с аргументами Гершензона. Обычная практика в научных публикациях – ссылаться на работы предшественников. Доктор филологии О.Лидова в публикации "Миф…", имеющейся в сети, на аргументы Гершензона не ссылается. У неё своя версия: улика в интимной близости, затрагивающая, так сказать, честь В.Ф.Вяземской. Лидова выводит свои доказательства из писем Вяземской и стихотворения "Ненастный день потух…". В то же время у Пушкина могли быть параллельные романы. Кажется не менее серьезной известная гипотеза писателя И.Новикова. Она связана с портретом Софьи Воронцовой, смуглой и черноволосой девицы, каких не было у Воронцовых. Чем портрет не "вещьдок"? На мой взгляд, Софа похожа на сестру Пушкина. В генетике бывает: ребенок - ни в мать, ни в отца, а в родную тетку. Наглядный пример вижу в своей семье. В филологический анализ вдаваться не буду, напомню только рисунок Пушкина - Воронцов с рогами.
Если Пушкин был, по Вашим сведениям, информатором Воронцова, то чем объяснить интриги графа (5 писем "наверх", чтобы изгнать Пушкина)? Были и ревность, и карьерные соображения, холодность Александра I. Видимо, шли доносы. Воронцов реагировал чутко и быстро. Царь оттаял к графу после удаления Пушкина в Михайловское, дал на то своё соизволение. Когда-то либеральный монарх сказал директору лицея хрестоматийные слова: "Твой воспитанник Пушкин наводнил всю Россию возмутительными стихами. Вся молодежь наизусть их читает. Его надобно сослать в Сибирь или на Соловки".
Теперь принялись писать о больших заслугах М.С.Воронцова как генерала и администратора. Всё верно. Но в деле Пушкина эпитет "полу-подлец" о Воронцове - не лишен оснований.
Пушкину после вынужденного прошения об отставке было не до новых романов, тем более – "инцеста" с женой друга, которая относилась к нему как мать. Вяземская прибыла в июне, жила с детьми и слугами в хибарке, а Пушкин уехал в конце июля. Версия их романа представляется маловероятной. Элиза знала об отставке Пушкина еще с мая. После поездки в Крым, в которую поэта не взяли, она могла подарить ему на прощание караимское кольцо-печатку.
3. Имя сестры Сальхи – Фатима - ставит точку в этом вопросе. Остальное -вымыслы и предположения. Я не утверждал, что мать Жуковского стала русской.
5. У Вас много вопросов, разобранных в целой библиотеке о дуэли. Для посланника дуэль стала бы злостным нарушением регламентов дипломатии и законов страны, где он аккредитован. За дуэль формально полагалась казнь. Поэтому в секунданты привлекали, если удавалось, иностранцев с дипломатическим иммунитетом. Артур Меджнис отказался жертвовать карьерой, когда убедился в непримиримости дуэлянтов, дАршиак немедленно после дуэли сбежал из страны. Первый вызов Пушкин послал именно Дантесу, а не его "папочке". После письма Пушкина барону Геккерну неизбежный вызов на дуэль (второй) послал Дантес, поэт его принял.
Чин камергера в документах о дуэли – недоразумение. Жалование у Пушкина, если не ошибаюсь, было не по чину генеральское, установленное царем, вероятно, как историографу. Дантес получал не меньше. (Служить в гвардии без доходов от имений было невозможно). Решал самодержец. Пушкин тратил в 5 раз более его возможностей.
По сути моего 5-го вопроса Вы, Ефрем, не ответили. Кто придумал комичный детектив со шпионом Дантесом, кражей шифроблокнота и прочим?
6. Дал ссылку на Дружникова. Словам Пушкина: "Я жить не хочу", - можно поверить. Как ни странно, среди ряда причин трагедии не последней было денежное банкротство.
Остаемся при своих мнениях, поэтому заканчиваю.

Г.Фридман   20.01.2010 09:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ефрем Рябов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Г.Фридман
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.01.2010