Рецензия на «Версии. Anna Regina» (Мария Антоновна Смирнова)

Прекрасная повесть. Естественно, как байка, сказка. Но, Вы знаете, Марья, в таких произведениях есть особый блеск, а лучше сказать - замечательность. Безусловно, сюжет рассказа относит нас к середине XI в., но, Бог мой, этот рассказ как нельзя отражает дух той эпохи, в которую это произведение создавалось, а именно - начало 1970-х гг.
И дело вовсе не в том, что Вы были молоды и как-то легковесно, скажем так, поверхностно обозревали сложный мир, а в том, что в этом тексте обнаруживаются несколько типичных советских архетипов. Полагаю, мне даже пальцем не надо тыкать, Вы и сами всё видите, и именно для этого выложили всё это здесь. Про Родину, которая одна, или про Богоматерь с косящими глазами, или папу-паука, например. Это как у Дюма. Никаких мушкетёров, только XIX век. И это интересно.
А вообще сама эта романтически-сентиментально-куртуазная эпопея весьма занимательна для прочтения для широкого круга интересующихся историей, хотя, очевидно, это не история в первозданности (Вы даже, наверное, и представить себе не можете какое дикое варварство царило во Франции XI в., да и на Руси, хотя в меньшей степени).
Ну и так уже, наконец, для справки, по-моему это довольно интересно. Последняя подпись, о которой Вы написали (в 1075 г.) была примечательнее остальных: АННА РЪИНА, а не ANNA REGINA, то есть в последний раз королева подписалась по-древнерусски.

Егор Червяцов   07.01.2010 10:50     Заявить о нарушении
Насчёт подписи. Она подписывалась по-разному. Та подпись, которую Вы воспроизвели, даёт материал для лингвистики о характере произношения звука "Г" - Анна произносила его как почти неслышный придыхательный (ещё более, чем в современном украинском), поэтому не отразила буквой. Но существуют и её подписи на латинице, где она воспроизводит полный вариант. Так что я решила не заморачиваться, тем более что этой "РЪИНОЙ" нам плешь проели на занятиях по старославянскому.
Да, я первый вариант своего эссе написала в 1970, когда мне было 22 года. Тот, который Вы читали, я дополнила, прочитав статью в "Вопросах истории". Стиля я касаться не стала, просто были уточнены некоторые даты (смерть Рауля Валуа, в частности).
Егор, я не делаю секретов из своего метода. Я писала не сказку и не байку - я пыталась глазами девушки начала 70-х найти СВОЮ Анну. Тогда я писала пьесу о ней (к сожалению, не сохранившуюся), где Анна присутствовала в трёх лицах: киевской княжны, королевы, монахини-вдовы, а сутью пьесы были диалоги между этими ипостасями (остальные персонажи были в полутени). Ну, увлекалась девушка экзистенциализмом и драматургией Ануйя, Сартра и т.п! И реалии истории интересовали её меньше всего, а главным была личность на все времена. А это эссе было заготовкой, да и, наверно, попыткой как-то эти события осмыслить.
А господином Дюма меня тогда заразили мои ученики. Я работала в сельской школе, туда поступило собрание сочинений, и они мне даже очередь уступали на прочтение (том надо было прочитать за ночь!) Зато какие дискуссии были!..
Спасибо за прочтение, за умную и профессиональную оценку.

Мария Антоновна Смирнова   07.01.2010 15:20   Заявить о нарушении
Выходит, Вы даже вовсе и не старая, как себя преподносите. На мой вкус старость наступает лет эдакс 70-ти. А Вы пока ещё вполне себе зрелая женщина. Это я так, к слову. Всё понятно, Мария, Вы доходчиво объяснили, что и как. Практически всегда нравится Вас читать, но, к сожалению, руки не доходят. Всего, увы, не прочитаешь - ни в Вашем возрасте, ни в моём, ни в каком другом.

Егор Червяцов   07.01.2010 17:08   Заявить о нарушении
Старость - это такая штука, Вячеславич, которая в паспорт не смотрит. Кому и в 80 молодость, кому и в 30 древность дремучая... Старость - это погружение в себя и отсутствие внешней реакции. Или существование только в себе, как у Вашей бабульки. Старость - это всегда одиночество.
А я вот барахтаюсь...

Мария Антоновна Смирнова   07.01.2010 19:18   Заявить о нарушении
И дай Вам Бог держаться в силах, бодрости и в своём уме.

Егор Червяцов   08.01.2010 07:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мария Антоновна Смирнова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Егор Червяцов
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.01.2010