Рецензия на «Один час лета» (Сьеджин Пасторос)
На этот небольшой текст приходится больше 40 эпитетов, сравнений и метафор: «безмятежное утро, лёгким туманом, словно одеялом, игривых лучей, наглой Мурке, маленькие глазки-бусинки, локоны (об облаках), желтый диск - солнце, улыбкой лета, гимны птиц, электричка подпевает и т.д. Они придают наибольшую выразительность, что помогает автору достичь цели: поразить читателя красотой летнего утра, погрузить его в атмосферу тепла и света. Несмотря на поэтичность речи (встречаются даже поэтизмы: солнце называется светилом) и тип текста – описание, произведение имеет законченную композицию и внутренний, построенный на чувственном восприятии, сюжет. Действие развивается, словно по спирали. Каждый абзац как новый виток. Первый абзац: Утро и свет. Взгляд скользит по земле, постепенно доходя до горизонта. Второй абзац: Небо и звезда. Взгляд переходит на небо. Третий абзац: Солнце и звуки. «Робкие» лучи превращаются в «золото». Живая природа тоже начинает просыпаться. Четвертый абзац: Закономерность и постоянство в природе. Индивидуальность и новизна восприятия. Как итог. Пятый абзац: Электричка и «сонные дачники». Вторжение утра в мир людей. Шестой абзац: Пёс. Вторжение утра в мир животных. Седьмой абзац: Мышь. Другой герой, но тема та же. Восьмой абзац. Герой. Взгляд того, от чьего лица ведется повествование. Вывод: «Ещё один тёплый летний день». Таким образом, дается полная, всесторонняя картина восприятия того, что может произойти всего за один час. Об этом говорит и название произведения – «Один час лета». Автор неоднократно (в четвертом и восьмом абзацах) подчеркивает привычность происходящего и в то же время пытается заострить наше внимание то на общих вещах (лучи, птицы, дачники), то выделяя что-то конкретное (звезда, электричка, пёс, мышь). Используется прием «остранения» , когда, пусть даже самые необычные вещи, при своем неоднократном повторении становятся обыденными и, увы, незаметными, этот прием помогает вернуть им изначальную прелесть и уникальность. Сюжет разворачивается волной, включая в наше поле зрения все новые и новые кадры. И мы видим то, что, возможно, не заметили бы и не услышали бы сами без помощи автора: и небольшой пруд (кстати, а вы знали, что он там есть?), и локоны облаков (а когда в последний раз вы пытались угадать, на что похожи облака?), и пес за забором (а вы знаете, сколько пятен у него на спине? нету? нет, есть: одно маленькое, сбоку). Не останавливая взгляд на таких вроде бы мелочах, вы теряете целый час (!) своей жизни. А каждая минута человеческого существования драгоценна: в любую из них может произойти самое главное событие в вашей жизни, которое вы можете пропустить. Юрий Серый 25.07.2009 09:49 Заявить о нарушении
Красивая миниатюра, Съеджин! Спасибо!
Прошу прощения за вторжение в Ваш диалог Юрий и Съеджин! Но мне очень понравилась рецензия Юрия и его очень важный вывод: Не останавливая взгляд на таких вроде бы мелочах, вы теряете целый час (!) своей жизни. А каждая минута человеческого существования драгоценна: в любую из них может произойти самое главное событие в вашей жизни, которое вы можете пропустить. Благодарю Вас! С уважением, Александра Александра Плохова 19.11.2009 18:09 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |