Рецензия на «Еврейство» (Глеб Навин)

55. ДВОЙКА ПО СОЧИНЕНИЮ И КОПНА ВОЛОС.

В период работы в джазовой студии, учился у меня лидер одного из весьма "раскрученных " ныне ан-самблей. В те, не столь отдаленные времена, он, в глубоком детстве закончивший ЦМШ (Центральную Му-зыкальную Школу) при Московской консерватории, собирался поступать в Гнесинское музучилище, в класс известного джазового пианиста. Младший товарищ обладал блестящими пианистическими данными (одна его рука - две моих), абсолютным слухом и ростом на голову выше меня, хотя я тоже "не низкого десятка". Одним словом, гигант во всех отношениях!
Форма занятий с ним, да и не только с ним (таков мой метод), уникальна: сначала показываю на рояле, затем сажаю за рояль ученика, беру контрабас, и играем дуэтом. Помимо этой, весьма приятной формы занятий, имелась и другая, менее приятная, - написание импровизации на бумаге. У высокорослого учени-ка, как раз, проблема с этим. Он мог очень лихо играть регтаймы, буги-вуги (не остановишь!) или "под Чик Корию", но, только не би-боп. Этот пробел я и хотел восполнить, но, несмотря, на все старания, он оказал-ся единственным в моей многолетней практике, кто так и не справился с этим (?!). Не давался би-боп - хоть плачь - и никакие его выдающиеся способности не могли здесь помочь... Зато, взамен этого, он подготовил грандиозную концертную программу для поступления в Гнесинское училище и сыграл ее мне. Программа включала: до-мажорный этюд Шопена и до-диез-минорный Скрябина (знаменитый), ля-минорный концерт Грига и "Наваждение" Прокофьева (классическая часть программы), а также выученную по нотам пьесу из "Канадской сюиты" Питерсона (часть джазовая). Вот такой перевес или перекос в сторону классики! Когда он закончил играть, "отчесав" без ошибок, я выразил свое восхищение монументальностью его замысла, сказав: «С такой программой надо не в училище поступать, а прямо на конкурс Чайковского!» Ни минуты не сомневался, примут в Гнесинку с распростертыми объятиями. И вот пора вступительных экзаменов по-зади, пришел ученик на урок и печально изрек (в рифму получилось):
- Не приняли...
- Почему, ведь такая грандиозная программа?
- Двойку по сочинению получил, - ошарашил он.
Не подумайте, что это сочинение импровизации. Конечно, нет! Сочинение по русскому языку и литера-туре (общеобразовательный предмет). Двойка по такому предмету, разумеется, не красит абитуриента. Но, как помню из собственного опыта, если поступающий понравился педагогу по специальности, то тот забот-ливо проследит, чтобы и остальные экзамены были сданы успешно (замолвит словечко). Высказал эти со-ображения младшему коллеге, на что он ответил:
- По специальности поставили "пять", но по баллам не прошел.
- Значит, не понравился своему будущему педагогу, иначе бы он о тебе позаботился, - заключил я, по-думав: «Известный пианист, возможно, заподозрил в молодом таланте конкурента и решил пресечь это дело на корню».
Не так-то просто, как видим, поступить в популярное училище. Наверное, еще сложнее - в Гнесинский институт? Об этом следующий, более "веселый" рассказ.
Хотел в эпоху застоя поступить в тот институт (теперь Академия) ныне, да и тогда, один известный пиа-нист, тоже руководитель ансамбля, ранее долго работавший в "Арсенале". В институте вел класс форте-пиано тот же педагог (см. выше), что и в училище. Сдал абитуриент экзамен по специальности на "отлич-но", но, только... в его внешности обнаружился, как оказалось, неприемлемый штришок. Имел на голове буйную копну волос, вьющихся "мелким бесом". Создавалось впечатление, на голове тюрбан. Такую при-ческу носила, если кто помнит, боровшаяся за права негров, Анджела Дэвис. Присутствовавший на экза-мене, не к добру, директор, видя, что комиссия намеревается принять "волосатика", заметил тревожно:
- Товарищи, как такое возможно? (опять в рифму получилось!). Мы находимся вблизи Кремля!!! (дейст-вительно, с ул. Воровского до Красной площади рукой подать). Как его фамилия?
Директор, будучи, как и положено любому директору в те времена, глубоко партийным, сразу классовым нюхом, почуял что-то угрожающее строю в идеологически-сомнительной "копне". Тем более, услышав ев-рейскую фамилию ее обладателя, еще больше утвердился в своей непреклонности. И опять педагог по специальности не заступился за будущего ученика. Тогда, как вы догадываетесь, это являлось, конечно, делом рискованным.
Кто же мог знать, что, спустя десятилетие, в Москве откроется "Еврейская Академия" и наш пугливый педагог будет в ней преподавать, а "принципиальный" директор ее возглавит(?!).
24.08.99.

Георг Альба   27.06.2009 13:55     Заявить о нарушении
Гошенька, я очень рад реце, но не могли бы Вы публиковать свои столь объемные произведения на вашей странице? С наилушими пожеланиями,

Глеб Навин   08.07.2009 21:03   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Глеб Навин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Георг Альба
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.06.2009