Рецензия на «Пасха» (Марина Божия)

Атеизм - выбор осознанный, но навязывать его не стоит. Извините, рассказ показался мне кое-где кощунственным. Костел и церковь иногда посещаю, а вот смеяться над происходящим там, в голову не приходило, несмотря на незнание религиозных канонов. Есть темы, касаться которых не стоит, дабы не навредить себе же.
С уважением...

Елена Панферова   09.11.2008 16:16     Заявить о нарушении
Елена, где же Вы увидели, что я смеюсь над происходящим в храме? И в чем кощунство? Напишите, если не трудно. С уважением. М.Божия.

Марина Божия   10.11.2008 09:49   Заявить о нарушении
такое ощущение складывается от всего рассказа. наглядные примеры:"Обняв корзину, как любимую собаку, она всю дорогу счастливо улыбалась, переживая религиозный экстаз."

Елена Панферова   10.11.2008 18:17   Заявить о нарушении
"Казалось, весь город мечется с месячным запасом еды по святым местам. Артур констатировал - пасхально-гастрономический туризм."

Елена Панферова   10.11.2008 18:18   Заявить о нарушении
" Ангелов слушали. Очищали душу от скверны.
- Что он несет, б..."
Могу продолжить, потому что я внимательна к деталям, но есть ли смысл? Похоже, Вы так и не поняли, о чем писали...

Елена Панферова   10.11.2008 18:22   Заявить о нарушении
Елена, в тех фразах, которые Вы процитировали ничего кощунственного нет. Вам не пришло в голову, что это Вы не поняли, о чем читали? Человек этот, действительно исповедует лишь гастрономическое христианство. Вы пропустили фразу о том, что она не постилась, но говеть собирается, что мечется между храмами без разбору. Вы, вероятнее всего, не киевлянка и не знаете, что храмы, упомянутые в рассказе, принадлежат различным церквям - Киевского патрирхата, Московского патрирхата и т.д. Героине это безразлично. А если человек действительно идет и стоит всенощную, как делают мои дети, то он не станет разъезжать по всему городу с полными торбами еды, да еще и в компании абсолютно неверующих мужчин. Пасхальный туризм у нас, действительно, очень развит, компаниями ломятся в церковь.
Почему-то Вы проигнорировали лирические размышления героя о его верующей родственнице. Наверно, Вам не понравилось замечание о краснолицем служителе культа, который отпевал умершую от истощения глубоко верующую бабушку?
К вопросу об отношении к религии. То, что сейчас это модно и общепринято не значит, что нужно нападать на тех, кто относится к этому так, как относились Вольтер, Стерн или Гейне, немодные сейчас авторы.
Костелы и церкви я тоже посещаю, но сейчас уже реже. Чаще я там бывала в те времена, когда большая часть моих знакомых сиживала на партсобраниях. Агрессивность нынешних христиан мне показывает, что не все в порядке с добротой и любовью к ближнему, как это декларируется.
В Вашей рецензии упоминание вреда, случайно, не угроза? Если да, то это только подтверждает мое мнение о христианах.
Спасибо, что нашли время ответить мне.
С уважением. М.Божия.

Марина Божия   10.11.2008 23:21   Заявить о нарушении
Мне самой безразлично, какой конфессии верующие и, тем паче, кому принадлежит храм, но во фразах, выхваченных мной из контекста, прослеживается ироничесое отношение автора не к героине, а к вере вообще. В этом я и вижу кощунство. Писатели с их отношением к религии мне не авторитет, будь они хоть великими, хоть безызвестными. Однако ненормативная лексика рядом с возвышенными понятиями вызывает у меня недоумение.Писатель не имеет права разбрасываться словами, потому что его энергия может нанести вред читателю. Верить или не верить - личное дело каждого, но насаждать воинствующий атеизм не стоит - придерживаюсь все же такой позиции.
Угрозы в моей рецензии нет;кто я такая, Господь Бог? Грехов у самой немерено, службы не отстаиваю, детей не приобщаю, захожу в костел или в церковь по требованию сердца но, видя пасхальные куличи и мясные рулеты у входа в храм, не высмеиваю чувства верующих, потому что принесены угощения от души -право каждого.
А если я чего-то не поняла в Вашем произведении, то это уже недоработка автора.Значит, не сумели донести до рядового читателя светлую мысль, коли таковая имелась.
С уважением...

Елена Панферова   11.11.2008 16:11   Заявить о нарушении
Елена, надеюсь, Вы не собираетесь организовать против меня крестовый поход? Это не ново, один Ваш единомышленник на ПРОЗЕ.ру уже этим развлекался. Безуспешно.
Кощунство, по Вл.Далю (если он для Вас авторитет, конечно) означает "насмехаться над священными предметами, отзываться о них с презрением, бранно и пошло..." Что Вы посчитали священными предметами? Корзинку с едой? В том, что Ваши друзья, гастрономические христиане, позволяют себе ненормативную лексику в любой точке, где они находятся, это не моя вина, я таких слов в жизни не произнесла. Их произносит героиня, моральный облик которой далек от совершенства.
По поводу слов. Чем, по Вашему мнению, должен разбрасываться писатель? Люди для того и берутся писать, чтобы оперировать словами. А если читатель боится влияния литературы на свой организм, то пусть не читает, а смотрит сериалы по телику, они здоровью точно не повредят по причине отсутствия в них какой бы то ни было энергии, а заодно и мысли.
Очень хорошо Вы написали: верить или не верить - лично дело каждого. Поэтому не надо насаждать Вашу веру. Хотите есть куличи, нести их куда-то перед потреблением - это Ваше дело. А я буду слушать в храме духовную музыку в исполнении моих детей по поводу и без повода, это гораздо более возвышенное занятие, чем поедание определенного набора блюд в конкретный день календаря.
По-моему глубокому убеждению, если читатель чего-то не понимает, это значит, что ему не надо читать этого автора на данном этапе своего развития. Может быть читатель еще не понял, что возможны различные точки зрения на один и тот же предмет. Мои соболезнования! Откуда у Вас, как у читателя идея, что автор должен донести до Вас свою мысль? Это не букварь и не адаптированные для детей библейские рассказы, прочитанные на уроке литературы. Каждый понимает в читаемом то, что несет в себе. Мало знаем - мало понимаем. А детский взгляд, что литература должна нести светлые мысли просто очарователен, я чуть не расплакалась.
Вообще довольно любопытно, что всемирно известные писатели с их отношением к религии для Вас не авторитет, а мое отношение к вере Вас так сильно взволновало. Чем же я заслужила? Видимо, дело в том, что Стерну или Вольтеру нельзя написать рецензию и попытаться привести их к общему знаменателю, потребовать стандартного отношения к церкви (обратите внимание, что не к религии, ибо ни один кулич никакого отношения к вере не имеет, даже если его обрызгали из ведра с надписью "святая вода"!)
С глубочайшим уважением. М.Божия.

Марина Божия   11.11.2008 22:22   Заявить о нарушении
Мания величия - болезнь. Это все, что мне хотелось бы добавить.

Елена Панферова   11.11.2008 23:27   Заявить о нарушении
Если бы я знала, что Вы страдаете этим заболеванием, то не стала бы отвечать на Вашу рецензию. С моей стороны это было негуманно. Простите, если сможете. Успехов Вам в лечении.
С уважением. М.Божия.

Марина Божия   12.11.2008 09:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марина Божия
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Панферова
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.11.2008