Рецензии на произведение «Пасха»

Рецензия на «Пасха» (Марина Божия)

Марина, впечатления от подобных опусов, следует писать вдумчиво, не на скорую руку.
Но лучше напишу несколько слов, чем буду собираться годы.
Отзывы, оставленные читателями, напоминают диспут, к которому хочется добавить свою реплику.
Интерес к теме у меня давний, можно сказать, пронесённый через всю жизнь, начиная лет с 14-15, когда я впервые побывала в церкви на венчании
своей двоюродной сестры. Она была дочерью моей тётушки, сестры отца.
В пасху тётя приносила нам гостинцы, в т.ч. крашенные яйца. В моей семье отец был коммунистом, мы шестеро его детей не были крещёнными, в семье никогда не отмечались религиозные праздники.
С Ваших слов, я поняла, что это глава из романа, но она читается вполне как законченный рассказ с интересной фабулой и развитием сюжета.
Поддержу Евгению Гут, я бы тоже прочитала роман!
*Каждый верит, как умеет.*-говорит Андрей Новосёлов. Постулат подтверждает существование множества конфессий, сект и прочего. И в каждой конфессии прихожане верят по-разному, одни по велению души, другие-потому, что так заведено издавно, третьи-по разнарядке и.т.д. старо, как мир.
Возьму на себя смелость, возразить Елене Панфёровой: *А если я чего-то не поняла в Вашем произведении, то это уже недоработка автора.Значит, не сумели донести до рядового читателя светлую мысль, коли таковая имелась.*
На мой взгляд, Марина, Вы написали ярко и образно, а также тактично,(ИМХО) об отношении к религиозным обрядам, просто картинка зримая, достоверно списанная с натуры, и она-картинка не про обряд, не про религию, а про нас, людей.
Очень хорошо, хоть и штрих-пунктирно прозвучало в опусе про любовь и её загадки.
Хочется узнать продолжение, сбудутся ли читательские предположения с авторским разрешением намечающегося конфликта в отношениях.
Тема веры бесконечная, неподъёмная, меня подкупил, кроме рассказа, Ваш диалог с Ириной. Я во многом согласна с Вами. Себя ранешнего атеиста, нынче отношу к агностикам, что помогает мне быть терпимее к верующим.
Марина, публикация давняя, а роман до сих пор не размещаете!?
Всего доброго!

Зоя Чепрасова   17.04.2011 19:57     Заявить о нарушении
Зоя, спасибо, спасибо и спасибо. Мало кто воспринимает эту тему адекватно.
А роман варится, там такой народ сложный! Раньше, когда я была свободным человеком и не думала о куске хлеба, я писала часто и добросовестно, теперь не то: я с детьми выживаю, иной раз даже думать не могу о чем-нибудь человеческом, только денежный промысел на уме. Но то, что написала когда-нибудь выложу. Кстати, эту часть романа очень удачно перевела на украинский язык и опубликовала в своей книге Ирина Мадрига. Если Вам понравились герои, другую маленькую часть романа можно прочитать на моей страничке, она называется "Во тьме над водой".
Надеюсь еще с Вами встретиться. С уважением, М.Б.

Марина Божия   18.04.2011 22:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пасха» (Марина Божия)

Любопытный рассказ. В самом начале мне несколько утрированным показалось то, как Вы изображаете излишества православной Пасхи. Но буквально одним словом Вы сумели снять эту напряжённость. В этом я вижу и мастерство, и человечность автора.

Ирина Мадрига   09.01.2010 15:58     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо, за лестный отзыв. Именно за эту главу из недомученного романа меня редко хвалят, чаще ругают, я бы даже сказала, хулят.
Тем более приятно, что сцена в католическом храме списана с натуры, а то, что показалось Вам утрированным - абсолюно типично. Спасибо.
С уважением. М.Божия.

Марина Божия   09.01.2010 16:55   Заявить о нарушении
То что типично, это - так. Просто я попыталась прочесть рассказ с позиции православной христианки и именно таким образом оценить восприятие текста. Меня с некоторых пор занимает вопрос, каким образом изложить спорный религиозный вопрос так, чтобы не оскорбить чувства искренне верующих людей. Мне кажется, Вам это удалось. Но я не могу быть экспертом, поскольку сама не являюсь религиозным человеком.
А рассказ Ваш мне понравился. Он живой и не надуманный. Я буду с удовольствием читать Вас дальше.

Ирина Мадрига   09.01.2010 17:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина. Я скачала Вашу "Чичу Божию" (Вашу, а не Вашего, потому что повесть), буду читать постепенно, на украинском я много читать не могу, тем более, что некоторые слова мне кажутся странными, непривычными. Учитывая, что все телевидение у нас работает на украинском, я уже как-то привыкла к стандартному набору слов, а Ваш текст отличается. Интересно мне это произведение еще и потому, что сама я литредактор, но не в газете, а в журнале и на телевидении, правлю русские тексты, с украинизмами мы боремся жестоко - все авторы украиноговорящие и украинодумающие, а журнал издается на русском языке - это колоссальная проблема.
Вы знаете, взаимоотношения верующих и неверующих людей - это интереснейшая тема. Моя бабушка дружила с очень верующей женщиной (она описана в "Пасхе", это подлинная история, когда старушка умерла от истощения в великий пост, я была у нее на похоронах, до сих пор общаюсь с ее условно верующей родней). У меня невестка очень верующая и знает, что я не верую, но никогда меня не агитировала и я ее не разубеждала. Мы верим каждая в свое, у нее жизнь не смешная (она инвалид) и у меня не сахар. Но мы никогда не говорим с ней о религии. Она иногда молится за упокой души моего сына и моей мамы, а я самый свой грустный рассказ "Лина" писала, думая о ее маме, которая похоронила сына, мужа и сейчас ходит за умирающей сестрой - она для меня святая. Мы живем, как нам легче: ей с церковью, мне - без нее. У меня много одноклассников, которые ходят в церковь, некоторые делают вид, что верят, некоторые просто боятся не верить или быть не как все. Но я еще помню, как в партию вступали, потому что там были другие. Видела, как быстро перекрестились наши партийные бонзы - из коммунистов в христиан. Это стыдно.
Лично я слишком хорошо знаю историю, чтобы быть верующей в Христа, но никогда даже своим детям ни слова не сказала плохого на эту тему - они у меня поют в церкви, зарабатывают так деньги (стипендии, даже повышенной, не хватает), хотя их никто не крестил, а мой покойный сын пошел и покрестился, но это его не спасло. Видимо, до него руки не дошли у...
Впрочем, я в этом ничего не понимаю. Еще раз спасибо, что нашли время и почитать и написать. Буду читать Вашу повесть. До встречи. М.Божия.


Марина Божия   09.01.2010 18:01   Заявить о нарушении
Марина, спасибо за помощь. Благодаря Вашему рассказу мне удалось самой изложить очень болезненную тему. Кажется, даже более-менее удобоваримо, если уместно в данном случае такое выражение.

Ирина Мадрига   21.01.2010 17:47   Заявить о нарушении
Марина, добрый день! Позвольте мне перевести Вашу "Пасху" на украинский язык. Об этом просила Галина Пагутяк. На сайте http://text-context.org.ua/ размещена её коллекция русской прозы. Некоторые произведения для этого сайта переведены мной.

Ирина Мадрига   09.02.2010 15:54   Заявить о нарушении
Добрый день, Ирина. Мне очень приятно, что Вы проявили такое внимание к моему отрывочку. Я не возражаю, только, пожалуйста, до размещения на сайте пришлите перевод мне на почту, чтобы я на него посмотрела. Спасибо. Марина.

Марина Божия   09.02.2010 20:48   Заявить о нарушении
Да, конечно. Обязательно пришлю.

Ирина Мадрига   09.02.2010 20:49   Заявить о нарушении
izavadjak@mail.ru
Это мой адрес. Напишите мне, Марина, пожалуйста, и я, как только у меня появится Интернет, пришлю Вам перевод рассказа.
С уважением, Ирина.

Ирина Мадрига   16.02.2010 18:21   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Марина. Это ссылки на Вашу "Пасху" в переводе -

Сайт "Текст-контекст" - http://text-context.org.ua/articles/234.html

и на Прозе у меня на страничке - http://www.proza.ru/2010/03/02/278

Ирина Мадрига   05.03.2010 21:53   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо большое. Я не думала, что все так серьезно. Впечатление потрясающее - нет слов. Надеюсь, читателям понравится. Для себя я там нашла много интересного.

Марина Божия   05.03.2010 23:32   Заявить о нарушении
Марина, я искренне рада, что Вам пришлось по душе участие в нашем с Галей Пагутяк и Петра Яценко проекте. В большей степени это, конечно, их подвижничество. Я всего лишь помогаю, насколько у меня это получается.
Мы с Галиной исходим из того, что в Украине очень много очень талантливых русскоязычных авторов оказались из-за экзальтации вопроса государственного языка в проигрышном положении в сравнении с авторами, которые пишут на русском. Поэтому пытаемся хоть немного повлиять на эту ситуацию, делая переводы и российских авторов и русскоязычных украинских.
До Вашей "Пасхи" я перевела одну из пьес Флорида Булякова и продолжаю переводить цикл эссе Виктора Меркушева "Петербургская сюита", несколько отдельных произведений некоторых других авторов Прозы. Заодно сама заново осваиваю и русский, и украинский:))))))
Галина 9-10 марта будет в Киеве на церемонии награждения премией им. Шевченко, в качестве лауреата. Может, Вы с ней там увидитесь? Думаю, ей было бы приятно с Вами встретиться. В оперном театре, например. Ваше творчество Галя особо отметила. А она ужасно взыскательна:))))))))) Даже к подругам вроде меня.
Желаю Вам дописать "Рондо" и обязательно издать.
Ирина.

Ирина Мадрига   06.03.2010 00:54   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо большое. Мне очень лестно и приятно это слышать, но, думаю, маловероятно чтобы меня пустили в Оперу во время подобного мероприятия. Мне приходилось, в качестве пресс-секретаря фонда Горовица, приглашать туда людей (журналистов и просто гражданских) на фестивальные концерты и на юбилейные мероприятия городского масштаба с участием первых лиц, поэтому я знаю, что людей с улицы туда не пускают, даже со служебного входа.
И Булякова и Меркушева я читала раньше, посмотрю на Вашей страничке, что получилось.
Спасибо за пожелание, жаль, писать некогда из-за многочисленных обязанностей. Возможно, вам понравится, и захотите перевести остальное.
До встречи. Марина.

Марина Божия   06.03.2010 14:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пасха» (Марина Божия)

8.Прекрасный, сильный рассказ, милая Марина.
А сегодня мы предлагаем Вам посмотреть и принять участие в конкурсе Фонда:
http://www.proza.ru/2008/11/10/525
Приходите будем рады.
С уважением и теплом.

Фонд Всм   22.11.2008 11:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пасха» (Марина Божия)

Атеизм - выбор осознанный, но навязывать его не стоит. Извините, рассказ показался мне кое-где кощунственным. Костел и церковь иногда посещаю, а вот смеяться над происходящим там, в голову не приходило, несмотря на незнание религиозных канонов. Есть темы, касаться которых не стоит, дабы не навредить себе же.
С уважением...

Елена Панферова   09.11.2008 16:16     Заявить о нарушении
Елена, где же Вы увидели, что я смеюсь над происходящим в храме? И в чем кощунство? Напишите, если не трудно. С уважением. М.Божия.

Марина Божия   10.11.2008 09:49   Заявить о нарушении
такое ощущение складывается от всего рассказа. наглядные примеры:"Обняв корзину, как любимую собаку, она всю дорогу счастливо улыбалась, переживая религиозный экстаз."

Елена Панферова   10.11.2008 18:17   Заявить о нарушении
"Казалось, весь город мечется с месячным запасом еды по святым местам. Артур констатировал - пасхально-гастрономический туризм."

Елена Панферова   10.11.2008 18:18   Заявить о нарушении
" Ангелов слушали. Очищали душу от скверны.
- Что он несет, б..."
Могу продолжить, потому что я внимательна к деталям, но есть ли смысл? Похоже, Вы так и не поняли, о чем писали...

Елена Панферова   10.11.2008 18:22   Заявить о нарушении
Елена, в тех фразах, которые Вы процитировали ничего кощунственного нет. Вам не пришло в голову, что это Вы не поняли, о чем читали? Человек этот, действительно исповедует лишь гастрономическое христианство. Вы пропустили фразу о том, что она не постилась, но говеть собирается, что мечется между храмами без разбору. Вы, вероятнее всего, не киевлянка и не знаете, что храмы, упомянутые в рассказе, принадлежат различным церквям - Киевского патрирхата, Московского патрирхата и т.д. Героине это безразлично. А если человек действительно идет и стоит всенощную, как делают мои дети, то он не станет разъезжать по всему городу с полными торбами еды, да еще и в компании абсолютно неверующих мужчин. Пасхальный туризм у нас, действительно, очень развит, компаниями ломятся в церковь.
Почему-то Вы проигнорировали лирические размышления героя о его верующей родственнице. Наверно, Вам не понравилось замечание о краснолицем служителе культа, который отпевал умершую от истощения глубоко верующую бабушку?
К вопросу об отношении к религии. То, что сейчас это модно и общепринято не значит, что нужно нападать на тех, кто относится к этому так, как относились Вольтер, Стерн или Гейне, немодные сейчас авторы.
Костелы и церкви я тоже посещаю, но сейчас уже реже. Чаще я там бывала в те времена, когда большая часть моих знакомых сиживала на партсобраниях. Агрессивность нынешних христиан мне показывает, что не все в порядке с добротой и любовью к ближнему, как это декларируется.
В Вашей рецензии упоминание вреда, случайно, не угроза? Если да, то это только подтверждает мое мнение о христианах.
Спасибо, что нашли время ответить мне.
С уважением. М.Божия.

Марина Божия   10.11.2008 23:21   Заявить о нарушении
Мне самой безразлично, какой конфессии верующие и, тем паче, кому принадлежит храм, но во фразах, выхваченных мной из контекста, прослеживается ироничесое отношение автора не к героине, а к вере вообще. В этом я и вижу кощунство. Писатели с их отношением к религии мне не авторитет, будь они хоть великими, хоть безызвестными. Однако ненормативная лексика рядом с возвышенными понятиями вызывает у меня недоумение.Писатель не имеет права разбрасываться словами, потому что его энергия может нанести вред читателю. Верить или не верить - личное дело каждого, но насаждать воинствующий атеизм не стоит - придерживаюсь все же такой позиции.
Угрозы в моей рецензии нет;кто я такая, Господь Бог? Грехов у самой немерено, службы не отстаиваю, детей не приобщаю, захожу в костел или в церковь по требованию сердца но, видя пасхальные куличи и мясные рулеты у входа в храм, не высмеиваю чувства верующих, потому что принесены угощения от души -право каждого.
А если я чего-то не поняла в Вашем произведении, то это уже недоработка автора.Значит, не сумели донести до рядового читателя светлую мысль, коли таковая имелась.
С уважением...

Елена Панферова   11.11.2008 16:11   Заявить о нарушении
Елена, надеюсь, Вы не собираетесь организовать против меня крестовый поход? Это не ново, один Ваш единомышленник на ПРОЗЕ.ру уже этим развлекался. Безуспешно.
Кощунство, по Вл.Далю (если он для Вас авторитет, конечно) означает "насмехаться над священными предметами, отзываться о них с презрением, бранно и пошло..." Что Вы посчитали священными предметами? Корзинку с едой? В том, что Ваши друзья, гастрономические христиане, позволяют себе ненормативную лексику в любой точке, где они находятся, это не моя вина, я таких слов в жизни не произнесла. Их произносит героиня, моральный облик которой далек от совершенства.
По поводу слов. Чем, по Вашему мнению, должен разбрасываться писатель? Люди для того и берутся писать, чтобы оперировать словами. А если читатель боится влияния литературы на свой организм, то пусть не читает, а смотрит сериалы по телику, они здоровью точно не повредят по причине отсутствия в них какой бы то ни было энергии, а заодно и мысли.
Очень хорошо Вы написали: верить или не верить - лично дело каждого. Поэтому не надо насаждать Вашу веру. Хотите есть куличи, нести их куда-то перед потреблением - это Ваше дело. А я буду слушать в храме духовную музыку в исполнении моих детей по поводу и без повода, это гораздо более возвышенное занятие, чем поедание определенного набора блюд в конкретный день календаря.
По-моему глубокому убеждению, если читатель чего-то не понимает, это значит, что ему не надо читать этого автора на данном этапе своего развития. Может быть читатель еще не понял, что возможны различные точки зрения на один и тот же предмет. Мои соболезнования! Откуда у Вас, как у читателя идея, что автор должен донести до Вас свою мысль? Это не букварь и не адаптированные для детей библейские рассказы, прочитанные на уроке литературы. Каждый понимает в читаемом то, что несет в себе. Мало знаем - мало понимаем. А детский взгляд, что литература должна нести светлые мысли просто очарователен, я чуть не расплакалась.
Вообще довольно любопытно, что всемирно известные писатели с их отношением к религии для Вас не авторитет, а мое отношение к вере Вас так сильно взволновало. Чем же я заслужила? Видимо, дело в том, что Стерну или Вольтеру нельзя написать рецензию и попытаться привести их к общему знаменателю, потребовать стандартного отношения к церкви (обратите внимание, что не к религии, ибо ни один кулич никакого отношения к вере не имеет, даже если его обрызгали из ведра с надписью "святая вода"!)
С глубочайшим уважением. М.Божия.

Марина Божия   11.11.2008 22:22   Заявить о нарушении
Мания величия - болезнь. Это все, что мне хотелось бы добавить.

Елена Панферова   11.11.2008 23:27   Заявить о нарушении
Если бы я знала, что Вы страдаете этим заболеванием, то не стала бы отвечать на Вашу рецензию. С моей стороны это было негуманно. Простите, если сможете. Успехов Вам в лечении.
С уважением. М.Божия.

Марина Божия   12.11.2008 09:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пасха» (Марина Божия)

Выразительный портрет
"святого" киевского семейства,
приправленный доброй порцией юмора.

Успехов, Марина,

Демьян Островной   02.04.2008 12:06     Заявить о нарушении
Спасибо. Это отрывок из романа, который дозревает. Приходите, когда соберу урожай. До встречи. Марина.

Марина Божия   02.04.2008 13:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пасха» (Марина Божия)

По Вашему приглашению прочитал Вашу Пасху.
Ну, что Вам сказать, чтобы не обидеть.
Помимо мелких огрехов, главный недостаток - непонятно, о чем идет речь.
Какие-то перепевы времен Демьяна Бедного и его же менталитета уловил. Но цитировать оного, выражаясь Вашими же словами, сегодня не модно.
Знаете, есть такое слово - апостасия. Означает он уход от Бога. Апостасия - наследственный грех, за который рассчитываются потомки минимум до 4-го колена. То есть, даже если они попытаюся придти к вере - ничего не получится.
Если Вы попробовали изобразить таких людей - то получилось не выразительно. Если же попытались выразить свое собственное недоумение по поводу ночных церковных служб, то это уже было во времена Д.Бедного.
Не заинтересовало

Андрей Новоселов   21.11.2007 12:22     Заявить о нарушении
Настолько не заинтересовало, что написали рецензию. В тексте нет ни слова о службах. Там о тех, кто верит ни в Бога, а в то, что нужно соблюдать обряды (тем более, если они связаны с едой). Согласитесь, что это совершенно разные вещи. Интересно, почему именно "времена Д.Бедного"? Это из какой периодизации? С уважением. М.Божия.

Марина Божия   21.11.2007 17:41   Заявить о нарушении
Времена Демьяна Бедного - это 20-30 гг 20-го столетия.
Я, конечно, уловил Вашу иронию по поводу провиантных хлопот героини, но именно это мне и не понравилось. Каждый верит как умеет. И осуждать проявление религиозных чувств мы не имеем права. Кулич, съеденный с верой, в глазах Бога дороже, чем Библия, прочитанная без оной.
Всех благ
А.Н.

Андрей Новоселов   22.11.2007 09:10   Заявить о нарушении
Андрей (извините, я не знаю Ваше отчество), когда жил Демьян Бедный, я в курсе, у меня филологическое образование, просто я не отсчитываю время по таким мелким и, тем более, одиозным фигурам.
Я не осуждаю самое доступное людям проявление религиозных чувств. Мне жаль их, им недоступны другие проявления. Изображая верующих, они иногда даже не знают, к какой церкви относится тот храм, который они посещают, не догадываются, что там проповедуют, в глаза не видели религиозную литературы, не различают святых на иконах. Что же это за вера, когда не знаешь, во что веришь?
А вот то, что осуждать проявление религиозных чувств нельзя, а осуждать отсутствие оных (в виде еды) можно - это интересно. А если у меня оно проявляется в слушании хоровой музыки Березовского или "Страстей по Иоанну"? Кто сказал, что съесть вовремя кулич важнее, чем во время послушать церковную музыку или почитать Библию? Тем более, если понимать, что ни то ни другое ничего не добавляет к моральным качествами: не делает человека добрее, честнее и порядочнее.
С уважением. Марина Божия.

Марина Божия   23.11.2007 13:12   Заявить о нарушении
Марина! Вы излагаете позицию совершенно неверующего человека, пытающегося, к примеру, научить котенка мурлыкать так, как это делала его покойная бабушка. Причем, сам учитель, как Вы понимаете, мурлыкать не умеет.
Православное предание учит, что главное человеческое чувство – это премудрость. У этого чувства три ипостаси (проявления) – вера, надежда, любовь. Премудрость приходит к человеку во всех ипостасях поочередно.
Поскольку Вы, Марина, человек, не нуждающийся в вере, то Вы ее не можете понимать. Но, наверное, чувство любви Вам известно. Это чувство, которое также переживается, как и вера с надеждой.
Теперь представьте, что человек, никогда не испытавший любви, начинает смеяться над женатыми людьми, выдавая перлы вроде: «не бьет – значит не любит», «подарил Мерседес – значит влюбился по уши» ну, и так далее. Судить чужую любовь может только тот, кто сам не любил, согласитесь.
Судить чужую веру, по аналогии, может только тот, кто сам не верил никогда.
Нелюбивший, неверующий, ненадеящийся – это все один и тот же несчастный тип.
Я так думаю.
С уважением

Андрей Новоселов   28.11.2007 11:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пасха» (Марина Божия)

Марина! Меня это просто потрясло! Как хорошо! Нет, не перевелись еще киевляне в Киеве! Восхитительно!

Евгения Гут   18.11.2007 13:08     Заявить о нарушении
Женя, спасибо. Вы знаете, что для меня Ваше мнение очень важно, я доверяю Вашему вкусу. Это не самостоятельное произведение, а глава из романа, который я никак не начну публиковать. Марина.

Марина Божия   18.11.2007 19:31   Заявить о нарушении
Марина! Хочу весь роман! Женя.

Евгения Гут   18.11.2007 22:44   Заявить о нарушении