Рецензия на «Приглашение к сомнению» (Валерий Хатюшин)

Отношу себя, скорее, к почитателям творчества Высоцкого, хотя и не до тупого фанатизма. Считаю ли я его поэтом? И да, и нет. Поэзия в чистом виде не была стихией Высоцкого, что весьма заметно по его немногочисленным стихам; они по большей части не отличаются особой силой, скорее даже посредственны и слабы. Что касается песенных текстов, то многие из них, на мой взгляд, как раз-таки в поэтическом отношении сильны. Но дело даже не в этом. Сам Высоцкий вполне однозначно определял тот жанр, в котором он работает: авторская песня. Именно в этом жанре он сумел на удивление органично слить не только слова и музыку, но и великолепную актёрскую игру при исполнении песен. И это говорит не о несостоятельности его, - напротив, именно в этом заключается гений Высоцкого. Именно Высоцкий смог доказать, что авторская песня - это направление в искусстве, а не разновидность кухонно-бытовой самодеятельности.

В сети имеется один толковый, как мне кажется, материал, посвящённый Высоцкому-поэту, Высоцкому-исполнителю, Высоцкому-актёру. Тоже с изрядной долей критики, достаточно отметить, что это беседа Станислава Куняева и Владимира Бондаренко - об отношение Куняева к Высоцкому не похоже на слепое поклонение:
http://zavtra.ru/cgi/veil/data/denlit/038/81.html

Сделаю ещё пару комментариев по содержанию настоящей статьи. Конечно, строки из песни "Наводчица" трудно отнести к великой поэзии. Но разве Высоцкий исчерпывается "Наводчицей"? Ни в коем случае, утверждать подобное было бы равносильно тому, чтобы свести всего Пушкина к следующим небезызвестным строкам:

К кастрату раз пришел скрыпач,
Он был бедняк, а тот богач.
"Смотри, сказал певец без ......., -
Мои алмазы, изумруды -
Я их от скуки разбирал.
А! к стати, брат, - он продолжал, -
Когда тебе бывает скучно,
Ты что творишь, сказать прошу."
В ответ бедняга равнодушно:
- Я? я ....... себе чешу.

После этого можно ещё припомнить гражданскую позицию нашего классика (имеется в виду вступление в масонскую ложу, ожидание восхода "звезды пленительного счастья", когда "на обломках самовластья напишут наши имена") и в качестве наказания осуществить мечту так называемых футуристов "серебряного века", т. е. "сбросить Пушкина с парохода современности"...

Также отмечу, что, по моему глубокому убеждению, Высоцкий не был понят и принят публикой таким, каков он есть на самом деле. Отчасти в этом виновата либерально-демократическая перестроечная пресса: тот образ жертвы режима, который она создала и сумела навязать населению, во многом далёк от реальности, мы не знаем Высоцкого и не слышим, наверное, и сотой доли того, что он хотел до нас донести. Судьба его в этом смысле - конечно же, судьба поэта. Разница только в том, что если других поэтов открыто поносят и поливают грязью, то Высоцкого - исподтишка. Вроде бы любим, вроде бы помним... а на самом деле тихонечко окунаем в ту же самую грязь. Дошло до того, что компакт-диски Высоцкого продаются в серии "Звёзды русского шансона". Ничего себе, сравнение! Так оно и получается, как в песне о фатальных датах и цифрах: "А в тридцать три распяли, но несильно"...

Михаил Глухарев   29.07.2007     Заявить о нарушении
Заметил опечатки. Прошу прощения.

Михаил Глухарев   31.07.2007 14:38   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил! Спасибо за объективный отзыв. Я с Вами во многом согласен. Но заметьте, эта моя статья была написана почти 20 лет назад – в 1988 году. Не знаю, помните ли Вы, как эта самая либеральная пресса в те годы превозносила Высоцкого, бесконечно называя его великим русским поэтом. Это у думающих людей не могло не вызывать и раздражения, и даже возмущения, так как Высоцкий таковым не был.
Теперь уже многие видят и понимают, что его время прошло, он уже мало кому интересен, причем не только как поэт, но и как бард. Песенки его уже просто набили оскомину. Еще лет через 20 о нем будут помнить только специалисты советского фольклора. Высоцкий уйдет из жизни русских людей навсегда. Ну, разве что покажут фильм с его участием, все-таки актер он и вправду был талантливый.
С уважением, Валерий.

Валерий Хатюшин   01.08.2007 00:46   Заявить о нарушении
Ну, прессу 1988 года я не читал, всё-таки маленький был. Но могу себе представить характер этих публикаций. Ведь и до сих пор о бардах пишут столько всякой ерунды либералистической, что порой волосы дыбом становятся. Вот, скажем, ухитряются отыскивать что-то диссидентское даже в Визборе. Это Визбор-то диссидент! Не знаю, может, по жизни что и было, не не в песнях, это точно.

Повторюсь, лично мне Высоцкий интересен. И как бард в том числе. Поэзия в чистом виде под большим дискуссионным вопросом. Речь о другом: я не люблю штампов. И не люблю, когда выискивают либерал-диссидентство либо черносотенство там, где не пахнет ничем подобным.

Насчяёт того, что Высоцкий стал неинтересен людям. Действительно, стал. Но кто обнаруживает отсутствие интереса? Те, кто каждодневно пережёвывает "лёликов-солнц" с их тупорылыми "кафешками" и "сигналами в галактику письмом по почте". Благодаря так называемой массовой культуре падает интерес не только к бардам, но и к седой классике. "Кто написал: "Мой дядч самых честных правил?".. - "Племянник!" - "Чей племянник?" - "Дядин"... Основная масса культурных людей, меня окружающих, относится к Высоцкому как раз таки с надлежащим почтением. Разве что гениальным поэтом не называют.

Михаил Глухарев   01.08.2007 16:38   Заявить о нарушении
Ну. уже хорошо, что не называют гениальным поэтом. Значит, поумнели. А вот 20 лет назад почти все – называли. Относятся с почтением? Да ради Бога. Кто против?
Как бы сейчас молодежь ни относилась к классике, все-таки Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин никогда не умрут в России. А Высоцкий умрет. И довольно скоро. Он не стал ни национальным, ни народным поэтом. А у бардов судьба всегда временная. Я ничуть не злорадствую по этому поводу. Но такова правда. Уж какими популярными были для своего времени Демьян Бедный и Маяковский! А кому они нужны сейчас? Их творчество погибло. А через какое-то время сотрутся из памяти народной и их имена. Знать о них будут только профессиональные литературоведы. С Высоцким – та же история.

Валерий Хатюшин   03.08.2007 00:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Хатюшин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Глухарев
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.07.2007