Рецензия на «Генерал - документальная биография Моше Даяна» (Борис Тененбаум)

К вопросу о Кишиневском погроме.

Не могли бы члены вашего клуба поручить Вам статью на тему «Кто же такие черносотенцы?».

Дело в том, что в ходе реставрации мощей и отбеливания белогвардейцев у ортодоксальных полуинтеллигентов образовались излишки энтузиазма. Воодушевленные удачной операцией со святителем Николаем2, они решили заодно отбелить черносотенцев. Дошло до того, что в дискуссии со мной один из авторов прозыру высказался так:

«в чем состоит "идеология черносотенства"? Расскажите уж, чтобы мне хоть знать за что страдать-то? А может быть, если хорошо расскажете я и запишусь туда... Где у них призывной пункт?
Что вы знаете о "черной сотне"? Попробуйте адаптировать ее название к современной семантике и у вас получится "народная дружина"... Вот, так-то... Только "черная сотня" была истинно добровольной организацией, а не такой как милицейская ДНД, в которую принудительно записывал всех поголовно парторг-комсорг... На уличное патрулирование черносотенцы выходили, оберегая покой и безопасность своих близких... »

Получается, что длиннобородые евреи нарушали уличный порядок, а черносотенные дружинники их уламывали. Интересно, что автор ищет призывный пункт...

Но этот автор - эпигон, подлинный теоретик – это небезызвестный «молодогвардеец»-монархист Вадим Кожинов, который доказывает, что черносотенцы – это цвет нации.

Вот абзац из его работы «Черносотенцы и Революция»
«Вот хотя бы несколько из этих имен (все они, кстати сказать, представлены в любом современном энциклопедическом словаре): один из авторитетнейших филологов академик К. Я. Грот, выдающийся историк академик Н. П. Лихачев, замечательный музыкант, создатель первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андреев, один из крупнейших медиков профессор С. С. Боткин, великая актриса М. Г. Савина, известный всему миру византинист академик Н. П. Кондаков, превосходные поэты Константин Случевский и Михаил Кузмин и не менее превосходные живописцы Константин Маковский и Николай Рерих (позднее прославившийся своими духовными инициативами), один из корифеев ботанической науки академик В. Л. Комаров (впоследствии — президент Академии наук), выдающийся книгоиздатель И. Д. Сытин и т.д., и т.п.»

Здесь нужна статья доказательная, но изящная. Здесь нужен человек с Вашей эрудицией. Подумайте.

Михаил Абрамов   30.03.2007     Заявить о нарушении
Я признателен Вам за длинную рецензию :) "Генерал" был написан как часть некоего "израильского" проекта - т.е. раскопками на эту тему я занимался давно. Вы можете посмотреть еще несколько статей, которые из той же серии - "дело Хиндави", "Мюнхен и окрестности", и "Незнаменитая арабо-израильская война" и "Знаменитая арабо-израильская война". Последние две были написаны до "Генерала", но в процессе их написания я нашел много интересных материалов по Даяну. Клуб такого проекта не заказывал - исключительно собственная инициатива :) Я это к чему ? Вы переоцениваете мою эрудицию - я вовсе не знаю все, что угодно, если такое впечатление создается, то оно обманчиво. Надо много "копать", чтобы написать что-нибудь путное, а о "черной сотне" я знаю очень мало, и копаться в ее истории и намерениях мне не столько не хочется, сколько неинтересно. Ведь проблема Вашего знакомого вовсе не в евреях - мало ли каких типов нет среди еврейского народа, живущего в самых разных странах и культурах - а в нем самом. У него есть проблемы - ему не нравится, что его страна находится в упадке, может быть, ему не нравится то, что и он в упадке - или ему так кажется. И он - что вообще свойственно человеку - винит не себя ... Вот кого он винит - сильно зависит от его страны, времени, и культуры. Во всяком случае, его не убедит самая "изящно написанная статья", если в ней будет доказываться то, что идет против его сложившихся убеждений.

Борис Тененбаум   30.03.2007 20:35   Заявить о нарушении
Я не подозреваю Вас во «всезнайстве». Я прекрасно сознаю какой громадный труд позади любого эссе на исторические темы. Просто на основании некоторых Ваших замечаний о Кишиневском погроме, Крушеване, Плеве и т.д. я предположил, что Вам хорошо знакома история черносотенства и Вам будет интересно углубиться в эту тему. Я ошибся.
Должен только заметить, что Вы не совсем внимательно прочитали мой комментарий.
Вы пишете: «Ведь проблема Вашего знакомого вовсе не в евреях...» У меня нет «знакомых» черносотенцев, тем более ищущих призывный пункт. Я писал об авторе прозы.ру, с которым дискутировал.
«Во всяком случае, его не убедит самая "изящно написанная статья", если в ней будет доказываться то, что идет против его сложившихся убеждений.». При чем тут это? Я ведь говорил о теоретике, и весьма известном, Вадиме Кожинове, а не об убеждениях моего «знакомого». Речь идет о борьбе с идеологией черносотенства, с погромничеством.
Дела в Ишуве важнее...

Михаил Абрамов   31.03.2007 05:41   Заявить о нарушении
Если речь идет о "борьбе с идеологией черностенства", то я не думаю, что ее можно победить полемикой. Кожинов - человек в своих кругах известный, т.е. его убеждения вполне сложились, и тех, кто его с удовольствием читает, мало интересует его доказательная база. Если "...
замечательный музыкант, создатель первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андреев ..." плохо думал о некоем презираемым им племени, то почему это непременно доказывает, что он был прав ? Или - не прав ? По-видимому, приличный человек вообще не будет думать о целом народе - хорошо или плохо - в собирательном виде. По-видимому, приличный человек вообще не будет думать о целом народе - хорошо или плохо - в собирательном виде, но это не мешаeт ему быть "замечательным музыкантом" ? :) Что Кожинов ? Вот фигура покрупнее - Солженицын. Его "200 лет вместе" - просто образцовый антисемитский трактат. Я уж не буду пускаться в длинный разговор, но в первом томе у него в одной главе сообщается, что евреи ни за какие коврижки не желали участвовать в нормальной экономической жизни Российской Империи, а в следующей - кстати, посвященной Крымской Войне - бестрепетно сообщается, что на них лежит вина за воровство в армейских поставках. Как это может быть ? Мало того, что воровали, конечно же, те, у кого был хоть какой-то доступ к фондам - а это были армейские командиры, армейские интенданты, и поставщики-помещики - все поголовно российские дворяне. Но даже если предположить, что в этой цепочке было какое-то "еврейское" звено - которого не было и физически быть не могло - то как с утверждением автора, что гордые евреи (нищие мелкие торговцы, радовавшиеся любому источнику заработка) - "... не участвовали в жизни Империи ..." ? Короче говоря - что стоит логика по сравнению с кипящей убежденностью ? :) Так что - Б-г с ними, с идейными антисемитами. Среди их числа были люди вполне гениальные, вроде Гоголя, или Вагнера, или - если уж мы копнем поглубже - Корнелия Тацита. И что это доказывает ?

Борис Тененбаум   31.03.2007 09:11   Заявить о нарушении
«Если речь идет о "борьбе с идеологией черностенства", то я не думаю, что ее можно победить полемикой.»
Т.е., во-первых, Вы полагаете что те, кто читает Кожинова не могут воспринять аргументы другой стороны. Почему? Если даже Савл стал Павлом... Во-вторых, Кожинова могут читать и не фанатики антисемитизма. Человек он даровитый, если с ним не спорить, значит уступить поле боя. Кстати, затем Вы приводите убедительную аргументацию против Солженицына. Кроме того, я ведь не утверждаю, что антисемиты бесталанны. Не вижу логики в Ваших примерах с Гоголем и Вагнером. Как раз наоборот, именно потому, что антисемиты не бесталанны, необходимо бороться за головы людей.
Я, конечно, совершенно не настаиваю, чтоб Вы бросились писать на эту тему. Нет желания или охоты – вполне веский аргумнт.

Михаил Абрамов   31.03.2007 20:17   Заявить о нарушении
"В 3 с половиной часа дня окончательно растерявшийся губернатор фон-Раабен сдал командование начальнику гарнизона генералу Бекману, «с правом употребления оружия». Бекман тотчас разделил город на участки и стал передвигать части, до тех пор «бессистемно разбросанные по городу». «С этого же времени войска начали производить массовые аресты бесчинствующих» и принимали энергичные меры. К ночи погром в городе стих.
...
Повторим ли: «Следов каких-либо истязаний или надруганий на трупах не обнаружено». Из-за новой волны статей даны были дополнительные показания врачей. Городской Санитарный врач Френкель (осматривал трупы на еврейском кладбище), Городской Санитарный врач Чорба (принимал раненых и убитых в Кишинёвской Губернской Земской больнице с 5 часов вечера второго дня пасхи до 12 часов дня третьего, а затем в Еврейской Больнице), Городовой врач Василевич (вскрыл и осмотрел 35 трупов), — каждый констатировал, что ни при осмотрах, ни при вскрытиях не обнаружил признаков и следов зверских издевательств над трупами, какие описаны в прессе217. Потом на суде оказалось, что свидетель врач Дорошевский (передавший, как считалось, эти шокирующие сведения) никаких зверств сам не видел и к тому же отрицал какое-либо причастие к появлению скандальных статей218. А Прокурор Одесской Судебной палаты в ответ на запрос Лопухина об изнасилованиях «лично произвёл негласное дознание»: по рассказам родственников же ни один случай изнасилования не подтверждён. Конкретные случаи в запросе — положительно исключены219. Но что там осмотры и заключение врачей? Кому дело до конкретных исследований прокурора? Пусть себе остаются желтеть в служебных бумагах."
Солженицын 200 лет вместе

Микса   03.06.2009 16:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Тененбаум
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Абрамов
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.03.2007