Рецензии на произведение «Генерал - документальная биография Моше Даяна»

Рецензия на «Генерал - документальная биография Моше Даяна» (Борис Тененбаум)

Исправьте две ошибки: в Англии нет и не было воинского звания "поручик", есть лейтенант; фамилия немецкого авиаконструктора Messerschmitt, а не "мессершмиДт". По содержанию замечаний нет.

Лэри Франгишвили   14.01.2016 06:57     Заявить о нарушении
"Поручиком" называл себя Жаботинский. Имелся в виду уровень чина, а не его точное название. В качестве иллюстрации могу привести и пример Е.В.Тарле - в книге о Крымской Войне он поминает английского главнокомандущего, и говорит, что потерять руку под Ватерлоо в чине поручика - слабое основание для получения командных полномочий сорок лет спустя.

В остальном - спасибо за замечание, название самолета я поправлю.

Борис Тененбаум   14.01.2016 07:16   Заявить о нарушении
Рад, что вам понравилось. Если хотите - гляньте еще в биографию Аббы Эбана, "Златоуст" - http://www.proza.ru/2009/03/06/893

Я было думал сделать их "парную биографию", на манер Плутарха - "делатель-дел" / "говоритель-слов" :) - но так и не случилось.

Борис Тененбаум   16.09.2015 14:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Генерал - документальная биография Моше Даяна» (Борис Тененбаум)

Эмиграция – “… куда угодно, лишь бы из России …” - а что изменилось?..

Очень хорошо пишите. И не трёп, а результат серьезной и честной работы с литературой. Редкость в наше время.

С уважением,

ГК

Геннадий Казакевич   09.03.2010 10:22     Заявить о нарушении
Да, российская история ходит по кругу. Если вам не лень - посмотрите биографии Витте или Маннергейма у меня на страничке. Тенденция еще виднее, потому что речь идет не о не шибко любимом меньшинстве, а о всей структуре - и о народе, и о так называемых "образованных классах". Низы, что называется, "не могут" - даже в смысле осознания собственных интересов, не то что их организованной защиты. Верхи, впрочем, не лучше :)

Борис Тененбаум   09.03.2010 15:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Генерал - документальная биография Моше Даяна» (Борис Тененбаум)

Ну просто классные вещи! Всегда уважал Израиль и его людей.
Спасибо.

Константин Бахарев Павел Алин   15.08.2009 11:28     Заявить о нарушении
Признателен вам за положительную рецензию :) Насчет Израиля - страна как страна. Похожа на южные советские республики вроде Грузии. ТельАвив выглядит так - пальмы, бестолково раскиданные дома, баки на крышах с целью сэкономить на нагревании воды. Иерусалим, правда куда красивее. Народ - шумный и довольно бесцеремонный. Часто слышна русскя речь. "Синий Платочек", исполняемый на иврите - любимая народная песня. Осталась с 40-х, когда с СССР дружили :) Однако - есть твердая уверенность в том, что жизнь опасна, но столь же твердая решимость - следует жить.

Борис Тененбаум   15.08.2009 14:11   Заявить о нарушении
Если вам не лень - почитайте "Касабланку". В под-бостонье считается, что это самое лучшее из того, что я написал :)

Борис Тененбаум   15.08.2009 14:36   Заявить о нарушении
Да, действительно понравилось.
Спасибо.

Константин Бахарев Павел Алин   21.08.2009 06:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Генерал - документальная биография Моше Даяна» (Борис Тененбаум)

Борис! Прочла Ваш текст в три или четыре захода. Длинная и очень интересная история об очень сложном времени и непростом "сельском простаке". Узнала очень много нового о самом герое повествования, о событиях, о людях....

Какое-то смешанное чувство. Хочется начать читать все сначала. Не понятно, зачем. Видимо, для того, чтобы что-то уяснить для себя. Одно могу сказать уже сейчас, текст не может оставить никого безразличным. Ни сторонников Даяна, ни противников его линии.

Ирина Гончарова   02.02.2009 18:43     Заявить о нарушении
Знаете, время всегда сложное, и люди, которые в нем, в этом времени, живут - они часто тоже не простые деревенские вояки. Жизнь выкидывает такие коленца, что никакой выдумкой их не предугадаешь. А Даян -ну что же, он был весьма колоритной личностью :) На самом деле, его биография, помещенная здесь, это половина задуманного было проекта. У меня книжка называется "Арабо-Израильские Войны, в эпизодах и биографиях", а биография всего одна - Даяна. На самом же деле был план и еще на одну - Аббы Эбана, который интересен тем, что н был Даяну прямой противоложностью. Эрудит, умница, оратор потрясающий, свободно говорил на полудюжине языков, тройная золотая медаль в университете - и при этом полное отсутствие качеств лидера, и при этом - большие амбиции. Он хотел быть премьером, и заранее соглашался на то, что будет им чисто номинально - но ему было все равно, представительской роли ему тоже бы хватиол. Но - не повезло.

Борис Тененбаум   02.02.2009 22:35   Заявить о нарушении
Жаль, может еще напишете о нем и сделаете второе издание книги.
Это было бы очень здорово - поставить рядом двоих таких разных, оттенить недостатки и высветлить таким образом достоинства одного и другого. Супер!

Ирина Гончарова   03.02.2009 01:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Генерал - документальная биография Моше Даяна» (Борис Тененбаум)

Было очень интересно прочесть. На мой неискушенный взгляд - очень интересная логичная и непротиворечивая работа об очень интересном и противоречивом человеке. Вопрос: у Михаила Веллера есть рассказ "Легенда о Моше Даяне". (www.lib.ru/WELLER/moysha.txt). Если Вас не затруднит, ответьте пожалуйста, насколько этот рассказ правдопобен?

Eddie   22.04.2007 16:37     Заявить о нарушении
Признателен вам за рецензию :) Веллер - да простят меня его почитатели -работает в другом жанре, который называется "стеб" :) У него нет ни слова, которое соответствовало бы действительности - видимо, целью была своего рода мистификация :)

Борис Тененбаум   22.04.2007 17:41   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Борис. Я собственно почитателем Веллера не являюсь, но Веллер как то настаивал на том, что плотно работает с историческими материалами (там, где критиковал Пикуля). Поэтому меня интересовало, насколько сам Веллер склонен искажать факты.

Eddie   22.04.2007 17:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Генерал - документальная биография Моше Даяна» (Борис Тененбаум)

К вопросу о Кишиневском погроме.

Не могли бы члены вашего клуба поручить Вам статью на тему «Кто же такие черносотенцы?».

Дело в том, что в ходе реставрации мощей и отбеливания белогвардейцев у ортодоксальных полуинтеллигентов образовались излишки энтузиазма. Воодушевленные удачной операцией со святителем Николаем2, они решили заодно отбелить черносотенцев. Дошло до того, что в дискуссии со мной один из авторов прозыру высказался так:

«в чем состоит "идеология черносотенства"? Расскажите уж, чтобы мне хоть знать за что страдать-то? А может быть, если хорошо расскажете я и запишусь туда... Где у них призывной пункт?
Что вы знаете о "черной сотне"? Попробуйте адаптировать ее название к современной семантике и у вас получится "народная дружина"... Вот, так-то... Только "черная сотня" была истинно добровольной организацией, а не такой как милицейская ДНД, в которую принудительно записывал всех поголовно парторг-комсорг... На уличное патрулирование черносотенцы выходили, оберегая покой и безопасность своих близких... »

Получается, что длиннобородые евреи нарушали уличный порядок, а черносотенные дружинники их уламывали. Интересно, что автор ищет призывный пункт...

Но этот автор - эпигон, подлинный теоретик – это небезызвестный «молодогвардеец»-монархист Вадим Кожинов, который доказывает, что черносотенцы – это цвет нации.

Вот абзац из его работы «Черносотенцы и Революция»
«Вот хотя бы несколько из этих имен (все они, кстати сказать, представлены в любом современном энциклопедическом словаре): один из авторитетнейших филологов академик К. Я. Грот, выдающийся историк академик Н. П. Лихачев, замечательный музыкант, создатель первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андреев, один из крупнейших медиков профессор С. С. Боткин, великая актриса М. Г. Савина, известный всему миру византинист академик Н. П. Кондаков, превосходные поэты Константин Случевский и Михаил Кузмин и не менее превосходные живописцы Константин Маковский и Николай Рерих (позднее прославившийся своими духовными инициативами), один из корифеев ботанической науки академик В. Л. Комаров (впоследствии — президент Академии наук), выдающийся книгоиздатель И. Д. Сытин и т.д., и т.п.»

Здесь нужна статья доказательная, но изящная. Здесь нужен человек с Вашей эрудицией. Подумайте.

Михаил Абрамов   30.03.2007 06:39     Заявить о нарушении
Я признателен Вам за длинную рецензию :) "Генерал" был написан как часть некоего "израильского" проекта - т.е. раскопками на эту тему я занимался давно. Вы можете посмотреть еще несколько статей, которые из той же серии - "дело Хиндави", "Мюнхен и окрестности", и "Незнаменитая арабо-израильская война" и "Знаменитая арабо-израильская война". Последние две были написаны до "Генерала", но в процессе их написания я нашел много интересных материалов по Даяну. Клуб такого проекта не заказывал - исключительно собственная инициатива :) Я это к чему ? Вы переоцениваете мою эрудицию - я вовсе не знаю все, что угодно, если такое впечатление создается, то оно обманчиво. Надо много "копать", чтобы написать что-нибудь путное, а о "черной сотне" я знаю очень мало, и копаться в ее истории и намерениях мне не столько не хочется, сколько неинтересно. Ведь проблема Вашего знакомого вовсе не в евреях - мало ли каких типов нет среди еврейского народа, живущего в самых разных странах и культурах - а в нем самом. У него есть проблемы - ему не нравится, что его страна находится в упадке, может быть, ему не нравится то, что и он в упадке - или ему так кажется. И он - что вообще свойственно человеку - винит не себя ... Вот кого он винит - сильно зависит от его страны, времени, и культуры. Во всяком случае, его не убедит самая "изящно написанная статья", если в ней будет доказываться то, что идет против его сложившихся убеждений.

Борис Тененбаум   30.03.2007 20:35   Заявить о нарушении
Я не подозреваю Вас во «всезнайстве». Я прекрасно сознаю какой громадный труд позади любого эссе на исторические темы. Просто на основании некоторых Ваших замечаний о Кишиневском погроме, Крушеване, Плеве и т.д. я предположил, что Вам хорошо знакома история черносотенства и Вам будет интересно углубиться в эту тему. Я ошибся.
Должен только заметить, что Вы не совсем внимательно прочитали мой комментарий.
Вы пишете: «Ведь проблема Вашего знакомого вовсе не в евреях...» У меня нет «знакомых» черносотенцев, тем более ищущих призывный пункт. Я писал об авторе прозы.ру, с которым дискутировал.
«Во всяком случае, его не убедит самая "изящно написанная статья", если в ней будет доказываться то, что идет против его сложившихся убеждений.». При чем тут это? Я ведь говорил о теоретике, и весьма известном, Вадиме Кожинове, а не об убеждениях моего «знакомого». Речь идет о борьбе с идеологией черносотенства, с погромничеством.
Дела в Ишуве важнее...

Михаил Абрамов   31.03.2007 05:41   Заявить о нарушении
Если речь идет о "борьбе с идеологией черностенства", то я не думаю, что ее можно победить полемикой. Кожинов - человек в своих кругах известный, т.е. его убеждения вполне сложились, и тех, кто его с удовольствием читает, мало интересует его доказательная база. Если "...
замечательный музыкант, создатель первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андреев ..." плохо думал о некоем презираемым им племени, то почему это непременно доказывает, что он был прав ? Или - не прав ? По-видимому, приличный человек вообще не будет думать о целом народе - хорошо или плохо - в собирательном виде. По-видимому, приличный человек вообще не будет думать о целом народе - хорошо или плохо - в собирательном виде, но это не мешаeт ему быть "замечательным музыкантом" ? :) Что Кожинов ? Вот фигура покрупнее - Солженицын. Его "200 лет вместе" - просто образцовый антисемитский трактат. Я уж не буду пускаться в длинный разговор, но в первом томе у него в одной главе сообщается, что евреи ни за какие коврижки не желали участвовать в нормальной экономической жизни Российской Империи, а в следующей - кстати, посвященной Крымской Войне - бестрепетно сообщается, что на них лежит вина за воровство в армейских поставках. Как это может быть ? Мало того, что воровали, конечно же, те, у кого был хоть какой-то доступ к фондам - а это были армейские командиры, армейские интенданты, и поставщики-помещики - все поголовно российские дворяне. Но даже если предположить, что в этой цепочке было какое-то "еврейское" звено - которого не было и физически быть не могло - то как с утверждением автора, что гордые евреи (нищие мелкие торговцы, радовавшиеся любому источнику заработка) - "... не участвовали в жизни Империи ..." ? Короче говоря - что стоит логика по сравнению с кипящей убежденностью ? :) Так что - Б-г с ними, с идейными антисемитами. Среди их числа были люди вполне гениальные, вроде Гоголя, или Вагнера, или - если уж мы копнем поглубже - Корнелия Тацита. И что это доказывает ?

Борис Тененбаум   31.03.2007 09:11   Заявить о нарушении
«Если речь идет о "борьбе с идеологией черностенства", то я не думаю, что ее можно победить полемикой.»
Т.е., во-первых, Вы полагаете что те, кто читает Кожинова не могут воспринять аргументы другой стороны. Почему? Если даже Савл стал Павлом... Во-вторых, Кожинова могут читать и не фанатики антисемитизма. Человек он даровитый, если с ним не спорить, значит уступить поле боя. Кстати, затем Вы приводите убедительную аргументацию против Солженицына. Кроме того, я ведь не утверждаю, что антисемиты бесталанны. Не вижу логики в Ваших примерах с Гоголем и Вагнером. Как раз наоборот, именно потому, что антисемиты не бесталанны, необходимо бороться за головы людей.
Я, конечно, совершенно не настаиваю, чтоб Вы бросились писать на эту тему. Нет желания или охоты – вполне веский аргумнт.

Михаил Абрамов   31.03.2007 20:17   Заявить о нарушении
"В 3 с половиной часа дня окончательно растерявшийся губернатор фон-Раабен сдал командование начальнику гарнизона генералу Бекману, «с правом употребления оружия». Бекман тотчас разделил город на участки и стал передвигать части, до тех пор «бессистемно разбросанные по городу». «С этого же времени войска начали производить массовые аресты бесчинствующих» и принимали энергичные меры. К ночи погром в городе стих.
...
Повторим ли: «Следов каких-либо истязаний или надруганий на трупах не обнаружено». Из-за новой волны статей даны были дополнительные показания врачей. Городской Санитарный врач Френкель (осматривал трупы на еврейском кладбище), Городской Санитарный врач Чорба (принимал раненых и убитых в Кишинёвской Губернской Земской больнице с 5 часов вечера второго дня пасхи до 12 часов дня третьего, а затем в Еврейской Больнице), Городовой врач Василевич (вскрыл и осмотрел 35 трупов), — каждый констатировал, что ни при осмотрах, ни при вскрытиях не обнаружил признаков и следов зверских издевательств над трупами, какие описаны в прессе217. Потом на суде оказалось, что свидетель врач Дорошевский (передавший, как считалось, эти шокирующие сведения) никаких зверств сам не видел и к тому же отрицал какое-либо причастие к появлению скандальных статей218. А Прокурор Одесской Судебной палаты в ответ на запрос Лопухина об изнасилованиях «лично произвёл негласное дознание»: по рассказам родственников же ни один случай изнасилования не подтверждён. Конкретные случаи в запросе — положительно исключены219. Но что там осмотры и заключение врачей? Кому дело до конкретных исследований прокурора? Пусть себе остаются желтеть в служебных бумагах."
Солженицын 200 лет вместе

Микса   03.06.2009 16:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Генерал - документальная биография Моше Даяна» (Борис Тененбаум)

Очень понравилось. Исключительно познавательная статья, написана хорошим языком и должна быть интересна не только "для лиц еврейской национальности". Я недавно читал начало её в каком-то интернетовском издании, не могли бы Вы напомнить где именно? Всяческих Вам успехов.
С уважением,

В.Владмели   31.01.2007 05:07     Заявить о нарушении
Вы могли видеть "Генерала", например, в www.waronline.org - ссылка на статью красуется на первой странице, и обычно ее так и находят - мало кто забредает на www.proza.ru :) Как это получилось, что Вы меня там разыскали ? Место, забытое как Б-гом, так и людьми :)

Борис Тененбаум   31.01.2007 23:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Генерал - документальная биография Моше Даяна» (Борис Тененбаум)

Жаботинский был очень глубокий человек, видимо умнейший журналист XX века... Сборник его дореволюционных статей на русском языке, попавшийся мне на глаза, произвел на меня оглушительное впечатление: человек уже тогда думал как думаю я сегодня (по тем же, кстати, вопросам, вопросы за сто лет не изменились и стереотипные ответы на них тоже остались настолько прежним, что мысли Жаботинского остаются оригинальными и злободневными! Я полагаю, что яркость и влиятельность Жаботинского можно проиллюстрировать сильнее, нежели рассказав о его успешной протекции Коле Левенсону. Кстати, если этот Коля не выстрелит в третьем акте, Вы его зря повесили на стену в первом.

Личность же "выскочки" Даяна такого интереса не представляет, разве что как иллюстрация "типической" карьеры вовремя родившегося в своей стране удачливого еврея...

Перечитав написанное выше (я пишу без черновиков), мне стало неудобно за критику, ведь Ваша статья мне как всегда очень понравилась! Так что не обессудьте... а я жду продолжения

Clittary Hilton   13.07.2006 22:26     Заявить о нарушении
Милая Кли,
Как приятно автору иметь такого читателя, как вы - Коля Левенсон выстрелит в 3-ем акте, и я искренне надеюсь вас удивить :) Что до Жаботинского, то могу только присоединиться к вашим словам - он был умнейшим человеком.

Борис Тененбаум   13.07.2006 23:44   Заявить о нарушении
Вы знаете, Кли, по поводу Даянa мне говорили нечто очень похожее на ваше замечание о нем. Даже еще и посильнее - "вор", "юбочник", "шарлатан", и "примадонна" - молодая дама-израильтянка выражалась с присущей израильскому народу прямотой :) Но все-таки мне показалось, что есть преемственность - от Герцля к Жаботинскому, а от Жаботинского - к Даяну. Люди они очень разные, но и богемного венского драматурга, и гениального русского литератора, и довольно-таки неотесанного галилейского гусара обьединяла общая бескомпромиссная преданность идее "своего государства".Это довольно странно, потому что никакой личной связи друг с другом у них не было. Герцль сказал юному Жаботинскому одно-единственное предложение - "Молодой человек, ваше время истекло" - Жаботинский в своем выступлении в Базеле превысил регламент. А Даян скорее всего Жаботинского даже не читал, хотя в дальнейшем работал в тесном контакте с его наследником, Бегиным. Не знаю, что у меня получиться в итоге, но копаться в материалах оказалось очень интересно :)

Борис Тененбаум   27.07.2006 22:55   Заявить о нарушении
любовь к своему государству не есть отличительная черта одного израильтянина от другого... да и я сама люблю это государство!

стилистически, мне кажется, Бегин был очень далек от Жаботинского... Бегин был цветист и демагогичен, Жаботинский же предельно честен и лаконичен в выражении своих мыслей... я слышала, что Бегин любил своего учителя (был даже глупый анекдот о том, как он женился "лишь потому что невеста была похожа на Жаботинского")... но глубины его не унаследовал...

Исторически, Бегин начал самоубийственный "мирный процесс", Ослиный процесс, как его стали называть впоследствии... только он и мог его начать... во время судьбоносных выборов, один мой приятель-израильтянин, несомненный духовный последыш Жаботинского, удивил меня тем что голосовал за социалистов... объяснил он это пророчески: "как только исчезнет оппозиция справа, они отдадут все за химеру мира с арабами"... Ваш герой вкупе с Голдой Меир не мог отдать (да, наверное и не хотел) синайский полуостров за невнятные посулы - хотя бы потому, что тот же Бегин его за это политически бы уничтожил... сегодня расхлебывается каша заваренная Бегином и Садатом, расхлебается ли ?

Clittary Hilton   01.08.2006 20:52   Заявить о нарушении
Ей-богу, я не знаю, кто из них сделал бы что. Уж на что Бегин был твердый орех - но именно он подписал Кэмп-Дэвид, и сделал это не сам по себе, но при просто титанических усилиях, приложенных воплощением израильского "ястребизма" - Даяном. Миp с Египтом, кстати, оказался очень даже полезным делом - при всем риске отдачи территории за клочок бумаги. Посмотрим - история мелет муку не быстро. Я, кстати, написал 6-ю и 7-ю главы, про войну 1956-го года и про амурные дела нашего героя - о том, как неотесанному галилейскому военному повезло встретить милую интеллигентную женщину, и т.д. Видимо, я пишу все это с целью подогртеть слабеющий читательский интерес - все-таки нелегко читать вещь, печатаемую "с продолжением", если автора не зовут Дюма-отец :)

Борис Тененбаум   04.08.2006 22:39   Заявить о нарушении
конец мне так же понравился как и начало... должна была перечитатьвсе, дабы не уподобиться скифам, заявившим посланнику Кира (а может Дария), что речь его была так длинна, что к концу они забыли начало, а потому не поняли конца...

у Вас все слаженно, читается с неослабевающим... продолжаю считать, что мир с Египтом не стоил Синая, но полагаю, что роль Даяна в этом мире невелика... главное, что у Бегина не было оппозиции справа!

Clittary Hilton   20.09.2006 03:55   Заявить о нарушении
Обмен Синая на мир был сделан не от хорошей жизни. В Израиле в то время налоги доходили до 2/3 зарплат, экономика трещала по всем швам. Так что подписанное соглашение позволило уменьшить бремя вооружений, и потом, после этого, Израиль сумел принаыть миллион новых граждан из СССР. А насчет роли Даяна в достижении договора - вся американская делагация считала, что если бы не он, Бегина они бы не уговорили :) Вещь получилась длинной, вы совершенно правы - вдвое от планируемых размеров. Что делать - не всегда выходит как хочешь, рассказ как-то сам по себе начинает функционировать, помимо воли автора ...
Кстати, меня опубликовали у Воронеля, в "22" - в 141-ом номере. Я ужасно горд собой :)

Борис Тененбаум   20.09.2006 06:40   Заявить о нарушении