Рецензия на «Сергей Чухлебов. Воспоминания, навеянные известной строкой» (профиль удален)

День добрый!

«Заповедь «любите врагов ваших» всегда была, пожалуй, самой трудной из всех заповедей Христа. Некоторые люди искренне верили, что в реальной жизни она невыполнима. ... Иисус — это оторванный от реальной жизни идеалист, говорят они.»
«... Заповедь «любите врагов ваших» — это не благочестивое пожелание мечтателя-утописта, а абсолютное условие нашего выживания. Любовь даже к врагам — вот ключ к решению всех существующих в нашем мире проблем. И Иисус — это не оторванный от жизни идеалист, он — трезвый реалист.»
«Всепрощение — это не игнорирование того, что было сделано, или представление зла добром. ... Да, человек не может забыть, если это значит, что происшедшее стирается совершенно из памяти. Но, когда мы прощаем, мы забываем в том смысле, что зло более уже не является психологической преградой на пути установления новых взаимоотношений.»
«... Когда мы смотрим в глубь проблемы, ищем причину содеянного в порыве зла, мы находим в ближнем нашем — враге частицы добра и понимаем, что порочность и злонамеренность его деяний не дает нам полной картины об этом человеке.»
«Смысл любви не следует путать с сентиментальным излиянием чувств. Любовь гораздо глубже глупой эмоциональной болтовни. ...Греческий текст Нового Завета использует три слова для обозначения любви. «Эрос» — это эстетическая, романтическая любовь. ...Второе слово: «филия» — взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей. Мы любим тех, кто любит нас и любим потому, что любимы сами. Третье слово: «aгапи» — согласие и созидательная, всепрощающая добросердечность в отношениях между всеми людьми. Льющееся через край бескорыстное чувство, «aгапи» — это Божья любовь в сердце людей. На этом уровне мы любим людей не потому, что нам нравятся они или их поступки, и даже не за то, что в них есть искра Божья; мы любим каждого человека за то, что его любит Господь. На этом уровне мы любим человека, творящего зло, хотя и ненавидим содеянное им.
Теперь мы понимаем, что имел в виду Иисус, говоря: «Любите врагов ваших». Мы должны быть благодарны, что он не сказал: «Относитесь к врагам вашим с симпатией и привязанностью». К некоторым людям просто невозможно испытывать чувство симпатии и привязанности. Как можем мы испытывать симпатию к человеку, не скрывающему своих намерений уничтожить нас и усеять наш путь неисчислимыми трудностями и преградами? Как может нам нравиться человек, угрожающий жизни наших детей и разрушающий наше жилище? Это невозможно. Но Иисус осознал, что «любовь» выше «привязанности» и «симпатии». Приказывая нам любить наших врагов, Иисус не имеет в виду «эрос» или «филию»; он говорит об «агапи» согласии и созидательной, всепрощающей добросердечности в отношениях между всеми людьми.»

Вторая часть проповеди посвящена практической стороне вопроса. :)

Алхел Манфелд   25.09.2006     Заявить о нарушении
Вечер добрый!

Я потому и повторил статью, что в приведенных цитатах содержаться ответы на заданные вами вопросы.

А сочетание с реальной жизнью идей Кинга нам наглядно иллюстрирует история. Посмотрите отношение к неграм в Америке в его времена и сейчас. (Хотя, справедливости ради, следует признать, что определенную роль в этом сыграли и волнения 1968 года).
«Любите врагов ваших» - это единственный способ не начала, а окончания войн. Ибо насилие и «пир победителей» в ответ порождают только ответное насилие и злобу. Кто-то должен подняться над ситуацией и протянуть руку. Отбросив политическую мотивацию, по большому счету, именно так поступила Америка после второй мировой войны с Германией и Японией.
И еще одна мысль относительно вашего примера. Христианство и Кинг говорят, что если американцы напали на нас, то мы тоже в этом виноваты в какой-то степени. Все войны обеспечиваются идеологически, чтобы не иметь пятой колонны внутри страны. И если иногда врага трудно остановить физически, то победа на идеологическом фронте вполне возможна. Наглядная иллюстрация выше сказанного – Чечня.

Алхел Манфелд   25.09.2006 18:38   Заявить о нарушении
Я специально подчеркнул, что любовь к врагам помогает остановить насилие.
Сохранение и защита человеческой жизни – нравственный закон. Если на вас напали – вы обязаны защищаться. Но вы попадаете в замкнутый круг насилия из которого только один выход – возлюбить врага своего, даже, если это будет расценено окружающими как ваше поражение.
Посмотрите по ссылке полный текст проповеди. В нем есть ответы на заданные вами вопросы.
В частности, Кинг приводит пример Президента Линкольна, который один из важнейших постов в своем правительстве – военного министра - отдал своему врагу Стэнтону. И как министр тот сделал очень много полезного для Америки.

Алхел Манфелд   26.09.2006 01:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором профиль удален
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алхел Манфелд
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.09.2006