Рецензия на «А вот расскажу я тебе сказочку... часть первая» (Ольга Чибис)

Железный хлебушек в дорогу? Каков отец! «Каков подарочек! – Кот сардонически засмеялся, потом вздохнул» (С). Какова любовь к сыну и забота о здоровье его! Анемия царевичу точно не грозит.
Может быть, в провиант ему что-нибудь другое подобрать?
«Ни у кого такого запаха сильного нет, как у человека - ни у зверя, ни у нечисти лесной!» - а вот здесь я не согласен. Ставил как-то над собой эксперимент: босиком (у Ивана, кстати, сапоги уже стёрлись), без воды и без еды (и он также) и без костра по тундре за сутки сделал 70 км. Так после этого от меня целую неделю ольхой и травами пахло – всё тело пропиталось тундряными фитонцидами, да так, что всё, из меня исходящее, имело именно тундровой, весенний запах. Другое дело, если бы Иван по дороге у костра ночевал – да, прокоптился бы. Но он же вроде как не останавливался?
Кот-баюн и его история: уж больно НИИЧАВО родимое напоминает! Впрочем, схожесть этого сюжета и пересказ народной сказки пока, как мне кажется, ещё допустим для вступления. Подозреваю, что дальше события приобретут совершенно неожиданное направление и развитие. Всё-таки у Вас, Ольга, мысли и сюжеты свои, оригинальные во всём, что читано мной до этого. И я уверен: если Вы начинаете почти дословно пересказывать классическую сказку – то это неспроста, ой, неспроста!

Шаман   27.03.2006     Заявить о нарушении
Еще какк неспроста.)) Хлебушек... :))) ну что поделать, вот такие у нас сказки.
На самом деле такие сказки нельзя рассматривать с позиции реализму. В них что ни деталь - символ. Например, запах. Тут речь не столько о том, как и чем пахнет Иван, сколько о том, что сама нечисть традиционно запаха не имеет. Никакого вообще.)) Это нигде не говорится открыто, но подразумевается. Кроме того, в тридесятом царстве свои законы, на человека не рассчитанные, поэтому любого человека там видно и слышно за версту. То есть запах не обязательно "физический". И с хлебом железным все очень непросто. Если захотите, как-нибудь расскажу.)
Что только мне прокота не говорили. Последняя версия - что на меня повлиял Матроскин.)) Но вот почему НИИЧАВО напоминает?
Зело озадаченная,

Ольга Чибис   27.03.2006 10:34   Заявить о нарушении
Ольга, я, чеслово, нигде в сказках про железный хлеб не слышал. Сапоги там, шапка, посохи-рукавицы всякие – сколь угодно амуниции, но вот хлеб из железа… По структуре и т.д. можно предположить, что Fe-хлеб – это иносказание для метеоритного железа. Но зачем оно царевичу в походе… Рассказ про хлеб мне интересен. Жду!
Сказки нельзя рассказывать с позиций реализма. Согласен. Но, всё же, если Вы создаёте новую сказку, пусть на основе старой даже и на «новый лад» - думаю, изменившийся за 3000 лет менталитет русского читателя нужно учитывать. К классике сказочной отношение у нас одно, к сказке, написанной современником – другое. Тем более, я чувствую, что «сказочка» намечается здесь не детская, а для средне-старшего возраста.
Насчёт запаха нечисти – ошибаетесь, Ольга. Как раз нечисть и воняет всем, чем можно – в буквальном смысле этого слова. Запах изо рта, потная, мускусная вонь, «задавленная» «тяжёлым», пряным парфюмом, и ещё масса всякой «аромагии» всегда сопутствует нечисти. От «чистого» человека или существа ничем не пахнет. Другое дело, если Вы имели в виду нежить, а не нечисть. Нежить может и не пахнуть вообще – но от неё таким холодком тянет… И уж положительному герою она никакой пользы, кроме вреда, не принесёт – в отличие от нечисти, которая, при всех своих недостатках, на помощь всё-таки иногда бывает способна. В нечисти остаётся ещё очень много от жизни, от живого, и сама нечисть, как правило – гниющая, но ещё живая плоть. Правда, с обонянием у неё очень, очень большие проблемы! А вот нежить действительно здорово разбирается в запахах Жизни – но то, что пахнет живым, для неё не противно, а аппетитно. Нежити просто необходимо высасывать чужую жизнь – своей-то нет! Но ослабленные и «остро пахнущие» представители живого мира (т.е. близкие к нечисти) для неё – самая доступная и лакомая добыча.
В данном случае это не есть несогласие именно с Вами – скорее, со «сказочной» точкой зрения по данному вопросу, неплохо искаженную за христианские века. Праславяне и древние русичи, как мне кажется, разбирались в этих вопросах более тонко и точно.
Для нечисти же (и нежити!) самым противным запахом является запах дыма. Огня эти ребята всегда боялись, и на дым реагировали однозначно: противно! Опасно! Огонь имеет очищающие св-ва. Даже ненцы отгоняют нежить дымом, и дымом же останавливают нечисть (копчение – один из древнейших способов консервации). Что может быть для нас, живых, лучше огня и запаха дымка от костра? Мы можем смотреть и нюхать это бесконечно…
К какой категории отнести Б.Ягу? Нечисть она или нежить? По одним параметрам – одно, по другим – другое. Но если посмотреть аналог языческого первоисточника (Хель у скандинавов), то Б. Яга – богиня смерти и подземного мира, а стало быть, и ни то, и ни другое. Тем более, с т.з. того, что она помогает +герою, никакая она не нечисть…
Почему это у вас кот о НИИЧАВО напоминает? Ну что же Вы, свою сказку не читали? И «понедельник»? И «Чародеев» не смотрели? Да одна история про Чернодума, ведьмочку-практикантку, молодого сотрудника данного заведения и т.д. – ну какие ещё тут«Чёрные Ассоциации Восточной Океании» могут возникнуть? И сама речь Баюна, по соседству с засыпающим-спящим слушателем… не иначе, А. Привалову, заехавшему на «Запоре» «горбатом» в заповедный лес он это всё рассказывает в то момент, когда его (КОТа) склероз отпустил!
Никакой он не Матроскин! Гоните в шею! КОТ Василий это. Причём работает! И в полную силу!
Да, письмо получил. В ближайшее время отвечу.

Шаман   27.03.2006 16:53   Заявить о нарушении
;))))))) Так ведь "нечисть" и "нежить" - синонимы с общим значением 'нечистая сила'. Остальное зависит от ассоциаций. Лично у меня нечисть ассоциируется с лешими и русалками, а нежить больше - с вурдалаками и упырями. А по сути - да, нечистая сила, да, подземное царство. Не думаю, чтобы прямое значение корня имело сейчас принципиальный смысл.
В общем, все зависит от цели эксперимента. Мне-то как раз хотелось, чтобы сказка не воспринималась как литературная.)
Про НИИЧАВО... дае не знаю, что сказать.) Это последнее, что пришло бы мне в голову. Наверное, потому, что оно мне в свое время не понравилось. :?
:)

Ольга Чибис   27.03.2006 19:59   Заявить о нарушении
Т.е., если я правильно понял, сказка не литературная, а экспериментальная? Это уже интересно... :))
А чем Вам наш НИИЧАВО не понравился? Это первое такое заявление от тех, кто читал "Понедельник", которое я слышу. А остальное у Стругацких, на Ваш взгляд? (хотя что это я, у них ведь такие разноплановые вещи, а их позднее мне самому не очень-то...)Глупый вопрос, конечно. :))

Шаман   27.03.2006 21:34   Заявить о нарушении
Про эксперимент я потом отдельно расскажу: это долгая история.) Только не знаю, как лучше - до того, как Вы сказку дочитаете или заранее?
У Стругацких мне некоторые вещи ОЧЕНЬ нравятся, а другие не нравятся вообще. НИИЧАВО надо бы перечитать. В том возрасте, что я это читала, мне такой юмор не нравился.)

Ольга Чибис   27.03.2006 22:11   Заявить о нарушении
Про эксперимент я потом отдельно расскажу: это долгая история.) Только не знаю, как лучше - до того, как Вы сказку дочитаете или после?
У Стругацких мне некоторые вещи ОЧЕНЬ нравятся, а другие не нравятся вообще. НИИЧАВО надо бы перечитать. В том возрасте, что я это читала, мне такой юмор не нравился.)

Ольга Чибис   27.03.2006 22:12   Заявить о нарушении
Да, а самое-то главное.)) "Как раз нечисть и воняет всем, чем можно – в буквальном смысле этого слова. Запах изо рта, потная, мускусная вонь, «задавленная» «тяжёлым», пряным парфюмом, и ещё масса всякой «аромагии» всегда сопутствует нечисти. От «чистого» человека или существа ничем не пахнет". Возможно. Но это ведь с точки зрения человека. А то, что человек "живым духом пахнет" - это с точки зрения нечисти//нежити. Чуете разницу? :)) Все зависит от того, кто на чьей территории.

Ольга Чибис   28.03.2006 00:19   Заявить о нарушении
Для меня нечисть - всё же живое, хотя и движущееся к гибели, а нежить - это уже нечто нематериальное. Первое питается мясом, второе - энергией. По крайней мере, я их так воспринимаю.

Шаман   28.03.2006 10:27   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ольга Чибис
Перейти к списку рецензий, написанных автором Шаман
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.03.2006