Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Привожу здесь некоторые рецензии к выше приведенному эссе, которые были размещены на файле, впоследствии удаленном.

Здравствуйте, Роман.
Это не рецензия, а скорее – ответная реакция…
Поспешу заверить: на самом читающем факультете – факультете русской филологии имеется столько же морально-нравственного беспорядка, как и во всем мире. И бывает, что люди поступают в жизненной ситуации высокомерно, аморально, и даже возмутительно, в то время как плачут над Му-Му или Белым Бимом. Книги – это не все. Их роль – не первостепенна. Они – шлифуют харАктерный остов.
Да. Дело в воспитании. Но не в школьном и не в дворовом, и не в родительском. А в воспитании мгновениями. Думаю, что даже вы, анализируя свою жизнь, в первую очередь вспомните не прочитанного Чехова, Толстого, Хемингуэя, Флобера и проч., а то, что в ТОТ момент было важным ДЛЯ ВАС. Это может быть все, что угодно: от дерева до костра, от первой пощечины детской любви до подарка малознакомого человека. Такие мелочи, и главное - система этих мелочей, скорее всего, и воспитывают личность.
Простите, в слишком скомканной форме я постаралась выразить то, над чем работаю уже много недель… :)
Я просто поделилась мнением.

P.S. Если есть время и желание – загляните в мой рассказ «Снегири»… Это почти по теме.

Еще раз – извините.
С уважением,

Виктория Родник 2005/11/22 21:11 •

Добавить замечания
Виктория, рад Вашему вниманию и пониманию. Спасибо, что "просто поделилась мнением".
Хорошо Вы сказали: "дело в воспитании мгновениями."
Об этом самом и "Книги – это не все", об этом у меня сказано. Для меня ценно совпадение наших позиций.
С уважением

Роман Литван 2005/11/22 21:49

Уважаемый Роман! Как же Вы правы! Солидарна с Вами во всём, о чём Вы здесь упомянули.
С безмерным уважением,
Наталья Малинина-Епифанова.

Золотистая Пантера 2005/11/26 19:58 •

Добавить замечания
Золотистая Пантера - эти два слова перекатываются во рту, как ананасовые дольки.
Спасибо, Наташа, за добрые слова.
Желаю Вам счастья!

Роман Литван 2005/11/27 13:53

Ой! Спасибо! Какие у Вас вкусные ассоциации от моего ника Мне этот ник и самой очень нравится :-)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=17=4513
С уважением,

Золотистая Пантера 2005/11/30 02:09


Уважаемый Роман, здравствуйте! Не мог оставить ваши заметки без внимания. Вот результат некоторых соображений по вышеизложенному...
Как известно, все происходящее с человеком от его рождения и до смерти проходит через его собственное «Я», которое формируется в детском возрасте под влиянием воспитания, как вы успели заметить, ну и, конечно, внешних обстоятельств.
«Душа, душевность. Духовность. Отзывчивость. Сострадание, способность сострадать. Милосердие…» - ряд понятий, ассоциируемых с нравственностью. Именно этот ряд дает ясное представление о том, что в основе нравственности лежат те чувства и переживания, которые возникают, когда человек может поставить себя на место другого и прикинуть, каково было бы ему самому в той же ситуации. Это, в сущности, и является моментом фильтрации через собственное «Я» происходящего и оценки ситуации по индивидуальной шкале определенного индивидуума. Но, что самое интересное, эта шкала, вырабатываемая в дошкольном возрасте (около 2-6 лет), формируется под влиянием двух факторов: внешнего и внутреннего. Первый, как уже было упомянуто, воспитание и окружение. Второй – тип нервной системы и уровень порога физической чувствительности.
Вот пример. Мальчик в детском саду ущипнул девочке руку, ей стало больно, и эту боль она выразила вербально и невербально. В отместку она сделала то же самое мальчику. Мальчик аналогичную боль не испытал, т.к. его физиологический порог чувствительности был намного выше, чем у девочки. Механизм фильтрации мальчика сработал таким образом, что момента сочувствия, эмпатии, со-переживания не произошло, а аспект удовольствия закрепился. И наверняка он еще сотворит не одну выходку такого рода, ни разу не поняв, что ощущает в тот момент жертва его поведения. И здесь воспитатели и родители часто делают ошибки. Они наказывают мальчика грубыми «дедовскими методами», накладывая табу и вызывая еще большее желание что-нибудь натворить в силу известного сладкого запретного плода. С такими детьми очень важно правильно себя вести, нужно знать, какие слова и примеры подействуют, а какие нет. И это уже будет тем первым фактором, наложенным на второй.
«В прежние времена, в условиях сугубо домашней жизни с бабушками, старыми дядями и тетями, извечная мудрость народная как бы сама собой внедрялась в сознание ребенка через волшебные сказки» - абсолютно с вами согласен. Сказки – главный нарратив культуры. Очень редко встретишь, когда родители проводят свое время с детьми, и уж тем более, читают им сказки. Но даже чтение неверно! Необходимо рассказывать! Своими словами, каждый раз по-новому, с чувством, с возможностью обсуждать только что сказанное.
«Школьное преподавание литературы идет сухой и нудной дорогой, отбивая всякую охоту к литературе». И это верно. Не так давно закончив школу, я все еще держу в памяти то, как я ненавидел этот штамповый подход к классикам, эту гонку за количество прочтенного. Достоевский – всегда откровение. Для меня еще не мудреного опытом, его книги являлись и являются опасной вещью - слишком шатко мне становилось после чтения. А когда я, прочувствовав всю гениальность и глубину его произведений, начинал думать, что эту книгу, это Откровение выставляют на всеобщую образовательную программу, как висельника на эшафот, мне становилось противно и грустно. Из божественного сделали тряпку, по которой из года в год проходят, вытирая об нее ноги. В выставлении избранной литературы, экстракта писательской мысли на всеобщее обозрение я видел всегда противоречие. С одной стороны, массовость изучения порождает вульгаризацию, а с другой, без знания литературы, возможно, такие, как я, не получили бы импульс, играющий важную роль в становлении личности. Хотя последний тезис я тоже ставлю под сомнение. Вопросы остаются без ответа.
…Еще долго писал бы я эту «рецензию», но надо заканчивать. Очень уж больную тему вы затронули. И чем больше ее будут затрагивать, тем, даст Бог, мы будем более понимающими, сострадающими и Живущими. Спасибо вам.
С уважением, АБ.

Антон Баранников 2006/01/25 23:41 •

Добавить замечания
Спасибо Вам за обширное размышление, по мысли очень близкое мне. Вы сказали, что недавно закончили школу. Для молодого человека Вы весьма разносторонни и глубоки. Очень рад, что оказали внимание моему трактату.
Если же Вы не чужды чтения художественного - приглашаю:
http://www.proza.ru/2005/06/13-146
Здесь на Проза.ру четыре части первого тома этого романа. Все целиком на моем личном сайте.
С уважением,
Р.Литван

Роман Литван 2006/01/26 16:32

Спасибо, что оценили мою заметку! Вдвойне благодарю за столь лестную оценку моей скромной персоны. И если в знаниях психологии я хоть немного преуспел, то в литературном мастерстве ощущаю "всю бездну своего невежества", как говаривала моя учительница, в чем, собственно, и была права.

Антон Баранников 2006/01/27 13:43

Роман Литван   20.03.2006     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Роман Литван
Перейти к списку рецензий, написанных автором Роман Литван
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.03.2006