Рецензии на произведение «О связи нравственности и культуры. О чтении книг»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Спасибо,Роман!
Читаю Вас сейчас( на сайте уже смотрела эту статью),понимаю, что воспитание даёт всё. Именно от воспитания зависит умение откликнуться и душевным переживанием и активным действием... Протянуть руку помощи...
Как педагог, ощушаю часто бессилие
- научить сопереживанию, серьёзному чтению без созидательности....
Татьяна Кожухова 04.08.2007 20:11 Заявить о нарушении
Удачи Вам!
С уважением,
Роман Литван
Роман Литван 05.08.2007 17:47 Заявить о нарушении
Назидательность превратилась в созидательность, меняя смысл...
просто думалось о литературе, дающей импульс созидания, желание что-то доброе сделать.
С добрыми пожеланиями,
Татьяна Кожухова 06.08.2007 10:43 Заявить о нарушении
Как верно!
Как отрадно встретить такого глубокого, думающего человека.
Вы знаете, я имела глупость выложить свою повесть, которую Вы посетили, на популярном сайте свободного общения. Я думаю, Вы можете представить, какие отклики я получила.
Уважаемый Роман, я бы очень хотела получить Ваш отзыв.
Благодарю Вас за внимание.
Дарья Торгашова 19.03.2007 18:47 Заявить о нарушении
Дарья Торгашова 19.03.2007 18:50 Заявить о нарушении
Прошу простить меня, сейчас не пишу рецензий. Нет возможности.
Желаю удачи и счастья!
Роман Литван 21.03.2007 22:02 Заявить о нарушении
Роман, с большим интересом прчла Ваши размышления. И очень понравился эпиграф из книги Левидова. Книгу эту перечитываю и не устаю удивляться кругозору автора.
Спасибо Вам!
С уважением
Нина Ганьшина 20.01.2007 15:54 Заявить о нарушении
Очень рад. Вам спасибо.
С уважением,
Р.Литван
Роман Литван 21.01.2007 13:06 Заявить о нарушении
Здравствуйте Роман! Мнея также интересовала, поднятая Вами проблема. И однажды я спросила свою маму, учителя русского языка и литературы: каково ей из года в год говорить детям одни и те же "прописные истины". Ответ я не запомнила, но поняла, что учителя являются цементомсплачивающим общество и поддерживающим определенную ментальность, в которой большенство из нас потом живет и мыслит. Это наверное и есть то стабильное, опорное и поддерживающее, что осьалось еще в нашем обществе.
К тому же не стоит забывать, что хорошие учителя, давая возможность ученикам самостоятельно проявлять и излагать собственные мысли, в любом случае ограничены в своей работе рамками школьной программы, утвержденной министерством.
С уважением и благодарностью за поучительные размышления, Ольга.
Горбушина Ольга 03.07.2006 23:32 Заявить о нарушении
Уже давно хотел прочитать или поговорить о что либо подобном.
1. Не думаю, что сейчас лиш литература может воспитывать действительно нравственого человека. Прошло то время, когда лиш книги являлись ключом к знаниям, добродетелям и миру. А одна моя знакомая смотрит почти-что одни художественые фильмы, те из них которые действительно серьёзные. Потом есть театр. Улица, школа и.т.д.
2. Моему брату 14, он сам по себе любит читать книги. Желательно то, что в Германии называется Jugendproblembuecher- книги с реальными историями про проблемы молодёжи. Он прочитал книгу "Wir Kinder von Bahnhof Zoo". Это книга про девочку которая начала курить травку, ипотом перешла на героин. Книга жуткая и из подобных книг самая мощная. её даже прохаодят в школе. Но после прочтения даной книги мой брат сказал мне, что там не говорится, что наркотики это плохо, просто нельзя садится на тяжолые наркотики. И вообше лёгкие наркотики это круто, после них у людей такие приколъные глюки. Что Вы на это скажите? (Он не наркоман, не пёт и не курит. Хотя даный вывод брата мне совсем не нравится)
3. В немецкой школе нету чёткого списка что читать. У учителя литературы доволно-таки богатый выбор, какие произведения той или иной эпохи ему проходить с класом. Часто берутся современые романы. Так-же нету стереотипов, которые навязываются ученикам, или которые они должны выдавать в сочинениях, что конечно не значит, что правила и рамки полностью отсуствуют. Очень важный пункт это свободные дискусии и учителя рады новым мнениям и взглядам. Несмотря на это читают в Германии очень мало, и учит молодёж скорее сама молодёж плюс всё тот-же телевизор. Если Вам интересно, у меня есть немножко на счёт воспитания детей в Германии миниатюрка "Диалог Бастиана и Аэлиты"
4. Как Вы считаете, дети читаюшие Гарри Поттера, будут ли они читать другие книги после ГП?
5. Между 12 и 16 я читал много, около 90 книг. Только всё это была Фэнтэзи и фантастика. Лиш потом я начал сначала читать в школе, благодаря нашей учительнице литературы немецую классику. И лиш когда я заболел бранхитом 4.4.04 я начал читать и ценить и русскую классику. Тогда мне мама дала почитать Куприна. Я его полюбил и начал читать другую классику. Кстати Евгения Онегина и Мастера и Маргариту я совершено не понял. Что меня при этом удивило- Евгения Онегина в России читают (если я не ошибаюсь) в 8 или 9 классе.
С уважением
Даниэль Бродский 16.06.2006 18:14 Заявить о нарушении
Да, читать стали намного меньше. И если читают - это в основном, как Вы верно заметили, легковесное чтиво. Все это меня чрезвычайно печалит. Но прогнозировать на двадцать и даже пятнадцать лет вперед - задача неблагодарная. Прогнозы имеют свойство не сбываться. Почти что никогда не сбываться.
Падение читательского вкуса удручает. В моей статье о причинах этого явления достаточно сказано. Если хотите - на Проза. ру имеются две небольшие мои миниатюры: "Несколько слов настроения" и "Чтение книги". Какие-то ответы на свои вопросы, возможно, Вы там найдете.
Вашу миниатюру прочту и выскажусь о ней.
С уважением,
Р.Литван
Роман Литван 17.06.2006 15:37 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Роман.
С огромным интересом прочитал Ваш очерк. Написано доходчиво и понятно. Да, действительно, проблема эта есть. И с нравственностью, и с воспитанием, и с умением читать книги. У меня растет маленькая дочь. И я, как отец, обеспокоен многим, что может негативно на нее повлиять. В плане воспитания, формирования мировоззрения. Ей еще нет и трех лет, но я пытаюсь делать все возможное, чтобы привить ей любовь к книгам. Пока что я добился того, что книга стала для нее лучшей игрушкой на сегодняшний день. Надеюсь, со временем это вырастет в умение читать серьезно, вдумчиво, сопереживая.
Я помню, что сам я в раннем детстве книги не любил. Честно. Родители по вечерам заставляли меня читать вслух. О, это была для сущая пытка, читать то про Максимку, то про Мересьева. Но в один прекрасный день все переменилось. На уроке внеклассного чтения в третьем классе наша учительница повела весь класс в детскую библиотеку. Там было интересно. Разные стенды с книгами, много зелени, как в саду. Я выбрал книгу Финимора Купера, что-то про индейцев. Она увлекла меня, через пару дней я прибежал в библиотеку за новой порцией. Потом перечитал все, что там было про пиратов, про партизан и так далее. К большому счастью, мне повезло в школе с учителями как русской литературы, так и белорусской(Я живу в Беларуси). Могу с уверенностью сказать, что в школе программные книги я не «проходил», а читал взахлеб. После школы поступил в Минский Инъяз – там чтение продолжилось. Я с большим удовольствием открывал для себя тайны языков, с упоением читал английскую и американскую литературу. Основу, конечно же, составляла классика. Вот так и привила жизнь мне любовь к чтению. Вот я и думаю, как сделать так, чтобы моя любовь к книгам передалась и моему ребенку.
ПС: Теперь книжные магазины – самое любимое место для меня. Я там могу потратить все деньги, что есть в кармане в данный момент. Особенно меня привлекают букинистические отделы. Удивительно, как много хороших и ценных книг там можно найти. И, как ни странно, в основном классику. Я порой думаю, а что заставляет людей избавляться от них? Они им стали уже не нужны? Надоели? Не подходят к новой мебели?
Такие дела.
С уважением.
Иван Боровский 30.03.2006 21:07 Заявить о нарушении
Желаю, чтобы Ваша дочь развивалась в нужном направлении и радовала Вас.
Путь для этого Вы сами указали - смотря по тому, разумеется, какой у нее возраст - начать с индейцев, пиратов и книг, подобных Г.Мало или, скажем, "Принца и нищего", а затем ПОСТЕПЕННО давать литературу серьезней и глубже.
С взаимным уважением
Роман Литван 01.04.2006 20:00 Заявить о нарушении
Понравилась Ваша публикация. В одном только позволю с Вами не согласиться. "Школьное преподавание литературы идёт сухой и нудной дорогой..." (так, кажется). Откуда такие обобщения? Кому-то не повезло с учителями? Разве в учителях дело? Или в их "вторичности". Неужели вы думаете, что когда-то были другие - поголовно талантливые учителя? Читали рассказ Дорошевича "Русский язык"? Учителя, как и все люди бывают разные. Ученики и родители тоже. Писателей очень талантливых, кстати, можно на пальцах перечесть. Однако, оттого, что "таланта не хватает" люди не перестают бумагу марать. В жизни всё так запутанно!!!
С уважением.
Астрида Монгирд 27.03.2006 23:38 Заявить о нарушении
Привожу здесь некоторые рецензии к выше приведенному эссе, которые были размещены на файле, впоследствии удаленном.
Здравствуйте, Роман.
Это не рецензия, а скорее – ответная реакция…
Поспешу заверить: на самом читающем факультете – факультете русской филологии имеется столько же морально-нравственного беспорядка, как и во всем мире. И бывает, что люди поступают в жизненной ситуации высокомерно, аморально, и даже возмутительно, в то время как плачут над Му-Му или Белым Бимом. Книги – это не все. Их роль – не первостепенна. Они – шлифуют харАктерный остов.
Да. Дело в воспитании. Но не в школьном и не в дворовом, и не в родительском. А в воспитании мгновениями. Думаю, что даже вы, анализируя свою жизнь, в первую очередь вспомните не прочитанного Чехова, Толстого, Хемингуэя, Флобера и проч., а то, что в ТОТ момент было важным ДЛЯ ВАС. Это может быть все, что угодно: от дерева до костра, от первой пощечины детской любви до подарка малознакомого человека. Такие мелочи, и главное - система этих мелочей, скорее всего, и воспитывают личность.
Простите, в слишком скомканной форме я постаралась выразить то, над чем работаю уже много недель… :)
Я просто поделилась мнением.
P.S. Если есть время и желание – загляните в мой рассказ «Снегири»… Это почти по теме.
Еще раз – извините.
С уважением,
Виктория Родник 2005/11/22 21:11 •
Добавить замечания
Виктория, рад Вашему вниманию и пониманию. Спасибо, что "просто поделилась мнением".
Хорошо Вы сказали: "дело в воспитании мгновениями."
Об этом самом и "Книги – это не все", об этом у меня сказано. Для меня ценно совпадение наших позиций.
С уважением
Роман Литван 2005/11/22 21:49
Уважаемый Роман! Как же Вы правы! Солидарна с Вами во всём, о чём Вы здесь упомянули.
С безмерным уважением,
Наталья Малинина-Епифанова.
Золотистая Пантера 2005/11/26 19:58 •
Добавить замечания
Золотистая Пантера - эти два слова перекатываются во рту, как ананасовые дольки.
Спасибо, Наташа, за добрые слова.
Желаю Вам счастья!
Роман Литван 2005/11/27 13:53
Ой! Спасибо! Какие у Вас вкусные ассоциации от моего ника Мне этот ник и самой очень нравится :-)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=17=4513
С уважением,
Золотистая Пантера 2005/11/30 02:09
Уважаемый Роман, здравствуйте! Не мог оставить ваши заметки без внимания. Вот результат некоторых соображений по вышеизложенному...
Как известно, все происходящее с человеком от его рождения и до смерти проходит через его собственное «Я», которое формируется в детском возрасте под влиянием воспитания, как вы успели заметить, ну и, конечно, внешних обстоятельств.
«Душа, душевность. Духовность. Отзывчивость. Сострадание, способность сострадать. Милосердие…» - ряд понятий, ассоциируемых с нравственностью. Именно этот ряд дает ясное представление о том, что в основе нравственности лежат те чувства и переживания, которые возникают, когда человек может поставить себя на место другого и прикинуть, каково было бы ему самому в той же ситуации. Это, в сущности, и является моментом фильтрации через собственное «Я» происходящего и оценки ситуации по индивидуальной шкале определенного индивидуума. Но, что самое интересное, эта шкала, вырабатываемая в дошкольном возрасте (около 2-6 лет), формируется под влиянием двух факторов: внешнего и внутреннего. Первый, как уже было упомянуто, воспитание и окружение. Второй – тип нервной системы и уровень порога физической чувствительности.
Вот пример. Мальчик в детском саду ущипнул девочке руку, ей стало больно, и эту боль она выразила вербально и невербально. В отместку она сделала то же самое мальчику. Мальчик аналогичную боль не испытал, т.к. его физиологический порог чувствительности был намного выше, чем у девочки. Механизм фильтрации мальчика сработал таким образом, что момента сочувствия, эмпатии, со-переживания не произошло, а аспект удовольствия закрепился. И наверняка он еще сотворит не одну выходку такого рода, ни разу не поняв, что ощущает в тот момент жертва его поведения. И здесь воспитатели и родители часто делают ошибки. Они наказывают мальчика грубыми «дедовскими методами», накладывая табу и вызывая еще большее желание что-нибудь натворить в силу известного сладкого запретного плода. С такими детьми очень важно правильно себя вести, нужно знать, какие слова и примеры подействуют, а какие нет. И это уже будет тем первым фактором, наложенным на второй.
«В прежние времена, в условиях сугубо домашней жизни с бабушками, старыми дядями и тетями, извечная мудрость народная как бы сама собой внедрялась в сознание ребенка через волшебные сказки» - абсолютно с вами согласен. Сказки – главный нарратив культуры. Очень редко встретишь, когда родители проводят свое время с детьми, и уж тем более, читают им сказки. Но даже чтение неверно! Необходимо рассказывать! Своими словами, каждый раз по-новому, с чувством, с возможностью обсуждать только что сказанное.
«Школьное преподавание литературы идет сухой и нудной дорогой, отбивая всякую охоту к литературе». И это верно. Не так давно закончив школу, я все еще держу в памяти то, как я ненавидел этот штамповый подход к классикам, эту гонку за количество прочтенного. Достоевский – всегда откровение. Для меня еще не мудреного опытом, его книги являлись и являются опасной вещью - слишком шатко мне становилось после чтения. А когда я, прочувствовав всю гениальность и глубину его произведений, начинал думать, что эту книгу, это Откровение выставляют на всеобщую образовательную программу, как висельника на эшафот, мне становилось противно и грустно. Из божественного сделали тряпку, по которой из года в год проходят, вытирая об нее ноги. В выставлении избранной литературы, экстракта писательской мысли на всеобщее обозрение я видел всегда противоречие. С одной стороны, массовость изучения порождает вульгаризацию, а с другой, без знания литературы, возможно, такие, как я, не получили бы импульс, играющий важную роль в становлении личности. Хотя последний тезис я тоже ставлю под сомнение. Вопросы остаются без ответа.
…Еще долго писал бы я эту «рецензию», но надо заканчивать. Очень уж больную тему вы затронули. И чем больше ее будут затрагивать, тем, даст Бог, мы будем более понимающими, сострадающими и Живущими. Спасибо вам.
С уважением, АБ.
Антон Баранников 2006/01/25 23:41 •
Добавить замечания
Спасибо Вам за обширное размышление, по мысли очень близкое мне. Вы сказали, что недавно закончили школу. Для молодого человека Вы весьма разносторонни и глубоки. Очень рад, что оказали внимание моему трактату.
Если же Вы не чужды чтения художественного - приглашаю:
http://www.proza.ru/2005/06/13-146
Здесь на Проза.ру четыре части первого тома этого романа. Все целиком на моем личном сайте.
С уважением,
Р.Литван
Роман Литван 2006/01/26 16:32
Спасибо, что оценили мою заметку! Вдвойне благодарю за столь лестную оценку моей скромной персоны. И если в знаниях психологии я хоть немного преуспел, то в литературном мастерстве ощущаю "всю бездну своего невежества", как говаривала моя учительница, в чем, собственно, и была права.
Антон Баранников 2006/01/27 13:43
Роман Литван 20.03.2006 15:57 Заявить о нарушении
100 процентов душа людей будет тянуться к свету которые споконо пропустят через себя все зло.Именно через эти препятствия мы сталкиваемся со Светом.
Елена Габарецкая 05.11.2005 14:04 Заявить о нарушении
Уважаемый Роман! Ваш голос мне очень важен, потому что это голос уважаемого человека, причем уважающего себя. Дальнейше развитие нашей культуры подскажет необходимые действия.
Виталий Крылатов 08.10.2005 17:21 Заявить о нарушении
Виталий Крылатов 08.10.2005 17:24 Заявить о нарушении