Рецензии на произведение «О связи нравственности и культуры. О чтении книг»

Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Спасибо,Роман!
Читаю Вас сейчас( на сайте уже смотрела эту статью),понимаю, что воспитание даёт всё. Именно от воспитания зависит умение откликнуться и душевным переживанием и активным действием... Протянуть руку помощи...
Как педагог, ощушаю часто бессилие
- научить сопереживанию, серьёзному чтению без созидательности....

Татьяна Кожухова   04.08.2007 20:11     Заявить о нарушении
Воспитание в широком смысле - все что вокруг с раннего детства.
Удачи Вам!
С уважением,
Роман Литван

Роман Литван   05.08.2007 17:47   Заявить о нарушении
Спасибо!
Назидательность превратилась в созидательность, меняя смысл...

просто думалось о литературе, дающей импульс созидания, желание что-то доброе сделать.
С добрыми пожеланиями,

Татьяна Кожухова   06.08.2007 10:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Как верно!
Как отрадно встретить такого глубокого, думающего человека.
Вы знаете, я имела глупость выложить свою повесть, которую Вы посетили, на популярном сайте свободного общения. Я думаю, Вы можете представить, какие отклики я получила.
Уважаемый Роман, я бы очень хотела получить Ваш отзыв.
Благодарю Вас за внимание.

Дарья Торгашова   19.03.2007 18:47     Заявить о нарушении
Простите, ради Бога, я напутала. Я имела в виду повесть, которая называется "Я дам жизнь пришедшим за жизнью".

Дарья Торгашова   19.03.2007 18:50   Заявить о нарушении
Рад Вашему вниманию.
Прошу простить меня, сейчас не пишу рецензий. Нет возможности.
Желаю удачи и счастья!

Роман Литван   21.03.2007 22:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Роман, с большим интересом прчла Ваши размышления. И очень понравился эпиграф из книги Левидова. Книгу эту перечитываю и не устаю удивляться кругозору автора.
Спасибо Вам!
С уважением

Нина Ганьшина   20.01.2007 15:54     Заявить о нарушении
Нина, добрый день!
Очень рад. Вам спасибо.
С уважением,
Р.Литван

Роман Литван   21.01.2007 13:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Здравствуйте Роман! Мнея также интересовала, поднятая Вами проблема. И однажды я спросила свою маму, учителя русского языка и литературы: каково ей из года в год говорить детям одни и те же "прописные истины". Ответ я не запомнила, но поняла, что учителя являются цементомсплачивающим общество и поддерживающим определенную ментальность, в которой большенство из нас потом живет и мыслит. Это наверное и есть то стабильное, опорное и поддерживающее, что осьалось еще в нашем обществе.
К тому же не стоит забывать, что хорошие учителя, давая возможность ученикам самостоятельно проявлять и излагать собственные мысли, в любом случае ограничены в своей работе рамками школьной программы, утвержденной министерством.
С уважением и благодарностью за поучительные размышления, Ольга.

Горбушина Ольга   03.07.2006 23:32     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо.
Удачи Вам!

Роман Литван   04.07.2006 13:23   Заявить о нарушении
Ольга, спасибо.
Удачи Вам!

Роман Литван   04.07.2006 13:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Уже давно хотел прочитать или поговорить о что либо подобном.
1. Не думаю, что сейчас лиш литература может воспитывать действительно нравственого человека. Прошло то время, когда лиш книги являлись ключом к знаниям, добродетелям и миру. А одна моя знакомая смотрит почти-что одни художественые фильмы, те из них которые действительно серьёзные. Потом есть театр. Улица, школа и.т.д.
2. Моему брату 14, он сам по себе любит читать книги. Желательно то, что в Германии называется Jugendproblembuecher- книги с реальными историями про проблемы молодёжи. Он прочитал книгу "Wir Kinder von Bahnhof Zoo". Это книга про девочку которая начала курить травку, ипотом перешла на героин. Книга жуткая и из подобных книг самая мощная. её даже прохаодят в школе. Но после прочтения даной книги мой брат сказал мне, что там не говорится, что наркотики это плохо, просто нельзя садится на тяжолые наркотики. И вообше лёгкие наркотики это круто, после них у людей такие приколъные глюки. Что Вы на это скажите? (Он не наркоман, не пёт и не курит. Хотя даный вывод брата мне совсем не нравится)
3. В немецкой школе нету чёткого списка что читать. У учителя литературы доволно-таки богатый выбор, какие произведения той или иной эпохи ему проходить с класом. Часто берутся современые романы. Так-же нету стереотипов, которые навязываются ученикам, или которые они должны выдавать в сочинениях, что конечно не значит, что правила и рамки полностью отсуствуют. Очень важный пункт это свободные дискусии и учителя рады новым мнениям и взглядам. Несмотря на это читают в Германии очень мало, и учит молодёж скорее сама молодёж плюс всё тот-же телевизор. Если Вам интересно, у меня есть немножко на счёт воспитания детей в Германии миниатюрка "Диалог Бастиана и Аэлиты"
4. Как Вы считаете, дети читаюшие Гарри Поттера, будут ли они читать другие книги после ГП?
5. Между 12 и 16 я читал много, около 90 книг. Только всё это была Фэнтэзи и фантастика. Лиш потом я начал сначала читать в школе, благодаря нашей учительнице литературы немецую классику. И лиш когда я заболел бранхитом 4.4.04 я начал читать и ценить и русскую классику. Тогда мне мама дала почитать Куприна. Я его полюбил и начал читать другую классику. Кстати Евгения Онегина и Мастера и Маргариту я совершено не понял. Что меня при этом удивило- Евгения Онегина в России читают (если я не ошибаюсь) в 8 или 9 классе.
С уважением

Даниэль Бродский   16.06.2006 18:14     Заявить о нарушении
Понравились Ваши размышления. Вы ответственно и серьезно задумались о серьезных вещах. Воспитание нравственного человека, роль художественной литературы, ее значение в современном мире.
Да, читать стали намного меньше. И если читают - это в основном, как Вы верно заметили, легковесное чтиво. Все это меня чрезвычайно печалит. Но прогнозировать на двадцать и даже пятнадцать лет вперед - задача неблагодарная. Прогнозы имеют свойство не сбываться. Почти что никогда не сбываться.
Падение читательского вкуса удручает. В моей статье о причинах этого явления достаточно сказано. Если хотите - на Проза. ру имеются две небольшие мои миниатюры: "Несколько слов настроения" и "Чтение книги". Какие-то ответы на свои вопросы, возможно, Вы там найдете.
Вашу миниатюру прочту и выскажусь о ней.
С уважением,
Р.Литван

Роман Литван   17.06.2006 15:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Здравствуйте, Роман.
С огромным интересом прочитал Ваш очерк. Написано доходчиво и понятно. Да, действительно, проблема эта есть. И с нравственностью, и с воспитанием, и с умением читать книги. У меня растет маленькая дочь. И я, как отец, обеспокоен многим, что может негативно на нее повлиять. В плане воспитания, формирования мировоззрения. Ей еще нет и трех лет, но я пытаюсь делать все возможное, чтобы привить ей любовь к книгам. Пока что я добился того, что книга стала для нее лучшей игрушкой на сегодняшний день. Надеюсь, со временем это вырастет в умение читать серьезно, вдумчиво, сопереживая.
Я помню, что сам я в раннем детстве книги не любил. Честно. Родители по вечерам заставляли меня читать вслух. О, это была для сущая пытка, читать то про Максимку, то про Мересьева. Но в один прекрасный день все переменилось. На уроке внеклассного чтения в третьем классе наша учительница повела весь класс в детскую библиотеку. Там было интересно. Разные стенды с книгами, много зелени, как в саду. Я выбрал книгу Финимора Купера, что-то про индейцев. Она увлекла меня, через пару дней я прибежал в библиотеку за новой порцией. Потом перечитал все, что там было про пиратов, про партизан и так далее. К большому счастью, мне повезло в школе с учителями как русской литературы, так и белорусской(Я живу в Беларуси). Могу с уверенностью сказать, что в школе программные книги я не «проходил», а читал взахлеб. После школы поступил в Минский Инъяз – там чтение продолжилось. Я с большим удовольствием открывал для себя тайны языков, с упоением читал английскую и американскую литературу. Основу, конечно же, составляла классика. Вот так и привила жизнь мне любовь к чтению. Вот я и думаю, как сделать так, чтобы моя любовь к книгам передалась и моему ребенку.
ПС: Теперь книжные магазины – самое любимое место для меня. Я там могу потратить все деньги, что есть в кармане в данный момент. Особенно меня привлекают букинистические отделы. Удивительно, как много хороших и ценных книг там можно найти. И, как ни странно, в основном классику. Я порой думаю, а что заставляет людей избавляться от них? Они им стали уже не нужны? Надоели? Не подходят к новой мебели?
Такие дела.
С уважением.

Иван Боровский   30.03.2006 21:07     Заявить о нарушении
Иван, спасибо! Приятно встретить единомышленника. Человека, увлеченного классической литературой.
Желаю, чтобы Ваша дочь развивалась в нужном направлении и радовала Вас.
Путь для этого Вы сами указали - смотря по тому, разумеется, какой у нее возраст - начать с индейцев, пиратов и книг, подобных Г.Мало или, скажем, "Принца и нищего", а затем ПОСТЕПЕННО давать литературу серьезней и глубже.
С взаимным уважением

Роман Литван   01.04.2006 20:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Понравилась Ваша публикация. В одном только позволю с Вами не согласиться. "Школьное преподавание литературы идёт сухой и нудной дорогой..." (так, кажется). Откуда такие обобщения? Кому-то не повезло с учителями? Разве в учителях дело? Или в их "вторичности". Неужели вы думаете, что когда-то были другие - поголовно талантливые учителя? Читали рассказ Дорошевича "Русский язык"? Учителя, как и все люди бывают разные. Ученики и родители тоже. Писателей очень талантливых, кстати, можно на пальцах перечесть. Однако, оттого, что "таланта не хватает" люди не перестают бумагу марать. В жизни всё так запутанно!!!
С уважением.

Астрида Монгирд   27.03.2006 23:38     Заявить о нарушении
Спасибо.
Удачи Вам!

Роман Литван   29.03.2006 18:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Привожу здесь некоторые рецензии к выше приведенному эссе, которые были размещены на файле, впоследствии удаленном.

Здравствуйте, Роман.
Это не рецензия, а скорее – ответная реакция…
Поспешу заверить: на самом читающем факультете – факультете русской филологии имеется столько же морально-нравственного беспорядка, как и во всем мире. И бывает, что люди поступают в жизненной ситуации высокомерно, аморально, и даже возмутительно, в то время как плачут над Му-Му или Белым Бимом. Книги – это не все. Их роль – не первостепенна. Они – шлифуют харАктерный остов.
Да. Дело в воспитании. Но не в школьном и не в дворовом, и не в родительском. А в воспитании мгновениями. Думаю, что даже вы, анализируя свою жизнь, в первую очередь вспомните не прочитанного Чехова, Толстого, Хемингуэя, Флобера и проч., а то, что в ТОТ момент было важным ДЛЯ ВАС. Это может быть все, что угодно: от дерева до костра, от первой пощечины детской любви до подарка малознакомого человека. Такие мелочи, и главное - система этих мелочей, скорее всего, и воспитывают личность.
Простите, в слишком скомканной форме я постаралась выразить то, над чем работаю уже много недель… :)
Я просто поделилась мнением.

P.S. Если есть время и желание – загляните в мой рассказ «Снегири»… Это почти по теме.

Еще раз – извините.
С уважением,

Виктория Родник 2005/11/22 21:11 •

Добавить замечания
Виктория, рад Вашему вниманию и пониманию. Спасибо, что "просто поделилась мнением".
Хорошо Вы сказали: "дело в воспитании мгновениями."
Об этом самом и "Книги – это не все", об этом у меня сказано. Для меня ценно совпадение наших позиций.
С уважением

Роман Литван 2005/11/22 21:49

Уважаемый Роман! Как же Вы правы! Солидарна с Вами во всём, о чём Вы здесь упомянули.
С безмерным уважением,
Наталья Малинина-Епифанова.

Золотистая Пантера 2005/11/26 19:58 •

Добавить замечания
Золотистая Пантера - эти два слова перекатываются во рту, как ананасовые дольки.
Спасибо, Наташа, за добрые слова.
Желаю Вам счастья!

Роман Литван 2005/11/27 13:53

Ой! Спасибо! Какие у Вас вкусные ассоциации от моего ника Мне этот ник и самой очень нравится :-)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=17=4513
С уважением,

Золотистая Пантера 2005/11/30 02:09


Уважаемый Роман, здравствуйте! Не мог оставить ваши заметки без внимания. Вот результат некоторых соображений по вышеизложенному...
Как известно, все происходящее с человеком от его рождения и до смерти проходит через его собственное «Я», которое формируется в детском возрасте под влиянием воспитания, как вы успели заметить, ну и, конечно, внешних обстоятельств.
«Душа, душевность. Духовность. Отзывчивость. Сострадание, способность сострадать. Милосердие…» - ряд понятий, ассоциируемых с нравственностью. Именно этот ряд дает ясное представление о том, что в основе нравственности лежат те чувства и переживания, которые возникают, когда человек может поставить себя на место другого и прикинуть, каково было бы ему самому в той же ситуации. Это, в сущности, и является моментом фильтрации через собственное «Я» происходящего и оценки ситуации по индивидуальной шкале определенного индивидуума. Но, что самое интересное, эта шкала, вырабатываемая в дошкольном возрасте (около 2-6 лет), формируется под влиянием двух факторов: внешнего и внутреннего. Первый, как уже было упомянуто, воспитание и окружение. Второй – тип нервной системы и уровень порога физической чувствительности.
Вот пример. Мальчик в детском саду ущипнул девочке руку, ей стало больно, и эту боль она выразила вербально и невербально. В отместку она сделала то же самое мальчику. Мальчик аналогичную боль не испытал, т.к. его физиологический порог чувствительности был намного выше, чем у девочки. Механизм фильтрации мальчика сработал таким образом, что момента сочувствия, эмпатии, со-переживания не произошло, а аспект удовольствия закрепился. И наверняка он еще сотворит не одну выходку такого рода, ни разу не поняв, что ощущает в тот момент жертва его поведения. И здесь воспитатели и родители часто делают ошибки. Они наказывают мальчика грубыми «дедовскими методами», накладывая табу и вызывая еще большее желание что-нибудь натворить в силу известного сладкого запретного плода. С такими детьми очень важно правильно себя вести, нужно знать, какие слова и примеры подействуют, а какие нет. И это уже будет тем первым фактором, наложенным на второй.
«В прежние времена, в условиях сугубо домашней жизни с бабушками, старыми дядями и тетями, извечная мудрость народная как бы сама собой внедрялась в сознание ребенка через волшебные сказки» - абсолютно с вами согласен. Сказки – главный нарратив культуры. Очень редко встретишь, когда родители проводят свое время с детьми, и уж тем более, читают им сказки. Но даже чтение неверно! Необходимо рассказывать! Своими словами, каждый раз по-новому, с чувством, с возможностью обсуждать только что сказанное.
«Школьное преподавание литературы идет сухой и нудной дорогой, отбивая всякую охоту к литературе». И это верно. Не так давно закончив школу, я все еще держу в памяти то, как я ненавидел этот штамповый подход к классикам, эту гонку за количество прочтенного. Достоевский – всегда откровение. Для меня еще не мудреного опытом, его книги являлись и являются опасной вещью - слишком шатко мне становилось после чтения. А когда я, прочувствовав всю гениальность и глубину его произведений, начинал думать, что эту книгу, это Откровение выставляют на всеобщую образовательную программу, как висельника на эшафот, мне становилось противно и грустно. Из божественного сделали тряпку, по которой из года в год проходят, вытирая об нее ноги. В выставлении избранной литературы, экстракта писательской мысли на всеобщее обозрение я видел всегда противоречие. С одной стороны, массовость изучения порождает вульгаризацию, а с другой, без знания литературы, возможно, такие, как я, не получили бы импульс, играющий важную роль в становлении личности. Хотя последний тезис я тоже ставлю под сомнение. Вопросы остаются без ответа.
…Еще долго писал бы я эту «рецензию», но надо заканчивать. Очень уж больную тему вы затронули. И чем больше ее будут затрагивать, тем, даст Бог, мы будем более понимающими, сострадающими и Живущими. Спасибо вам.
С уважением, АБ.

Антон Баранников 2006/01/25 23:41 •

Добавить замечания
Спасибо Вам за обширное размышление, по мысли очень близкое мне. Вы сказали, что недавно закончили школу. Для молодого человека Вы весьма разносторонни и глубоки. Очень рад, что оказали внимание моему трактату.
Если же Вы не чужды чтения художественного - приглашаю:
http://www.proza.ru/2005/06/13-146
Здесь на Проза.ру четыре части первого тома этого романа. Все целиком на моем личном сайте.
С уважением,
Р.Литван

Роман Литван 2006/01/26 16:32

Спасибо, что оценили мою заметку! Вдвойне благодарю за столь лестную оценку моей скромной персоны. И если в знаниях психологии я хоть немного преуспел, то в литературном мастерстве ощущаю "всю бездну своего невежества", как говаривала моя учительница, в чем, собственно, и была права.

Антон Баранников 2006/01/27 13:43

Роман Литван   20.03.2006 15:57     Заявить о нарушении
Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

100 процентов душа людей будет тянуться к свету которые споконо пропустят через себя все зло.Именно через эти препятствия мы сталкиваемся со Светом.

Елена Габарецкая   05.11.2005 14:04     Заявить о нарушении
Рецензия на «О связи нравственности и культуры. О чтении книг» (Роман Литван)

Уважаемый Роман! Ваш голос мне очень важен, потому что это голос уважаемого человека, причем уважающего себя. Дальнейше развитие нашей культуры подскажет необходимые действия.

Виталий Крылатов   08.10.2005 17:21     Заявить о нарушении
я не скрываю что именно я организовал логин Союз Электронных Писателей.

Виталий Крылатов   08.10.2005 17:24   Заявить о нарушении
Виталий, жму Вашу руку!
С уважением.

Роман Литван   08.10.2005 19:36   Заявить о нарушении