Рецензия на «Лезвие. повесть» (Вета Уран)

Стоит ли автору заранее сообщать читателю, что он имел в виду? Вета Уран, очевидно, полагает - да. И говорит в «Обращении к читателям»: «Я считаю, что сейчас в средствах массовой информации идет практически открытая пропаганда гомосексуализма. И что из этого может получиться, я попыталась изобразить в своем произведении.» А я думаю - нет. Обрисовка проблемы и, главное, ее оценка задают определенное направление читательскому восприятию. Это не очень хорошо для читателя: у него отнимают некоторую толику удовольствия быть по отношению к непрочитанному тексту tabula rasa, удовольствия постепенно узнавать, понимать, может быть, угадывать как раз, что автор имел в виду. Это не очень хорошо и для автора: такая, по сути дела, подсказка лишает чистоты эксперимент под названием «Как читатель поймет то, что я хотел сказать». Фактически ответ на задачку объявляется раньше ее условий.
А вот рецензенту данные пояснения, обнажающие часть замысла (не весь, конечно), на руку: является возможность оценить текст - в том числе - с точки зрения соответствия замысла результату, и замысел-то не какой-нибудь гипотетический, а настоящий, самим автором засвидетельствованный! Хорошо. Да и автору, наверное, любопытно будет узнать, насколько удачно реализовался его замысел - по чьему-то скромному мнению.
Несмотря на то, что у автора было ясное отношение к вышеупомянутому вопросу, тенденциозности ему удалось избегнуть. Постоянного навязывания проблемы нет, здесь автор не пережал. Собственно о «пропаганде» говорится всего в двух абзацах, впрочем, весьма выразительно: «А телевизор надрывался: геи и лесбиянки – самые одаренные и великодушные люди на свете! А вы разве не знаете? Ка-ак! Возмутительно! Посмотрите вокруг повнимательней!» И дальше: «... хотя со всех сторон ее и пытались убедить органы СМИ, что быть лесбиянкой не только нормально, но очень даже круто и, наконец, модно…» Напротив, автор скорее «недожал», не акцентировал внимание на значимой для него проблеме: во-первых, двух абзацев все-таки мало. Во-вторых, «пропаганда» выплывает в тексте в тот момент, когда самое важное с героиней уже случилось: она стала считать себя лесбиянкой. Разве СМИ способствовали этому? Разве кто-то из телевизора кричал героине: «Ты лесбиянка!» Нет, кричали «Лесбиянкой быть круто», и кричали-то после. Судя по тексту - после. Но главное, героиня на эти выкрики реагирует отрицательно, она свою новую ориентацию принимать не хочет. В общем-то, СМИ сами по себе, а героиня сама по себе. В сюжете гомосексуальной пропаганды и нет, элемент это скорее необязательный, внимание читателя к нему будет соответствующее. Был бы сюжет построен по-другому (к примеру, в телевизоре кричали: «Это круто! Попробуй!» - и она попробовала, и все заверте...), проблема результатов пропаганды выглядела бы более внятной. Правда и то, что это была бы совсем другая повесть.
Но сюжет - только полбеды. Еще пол- в героине. С ней сюжет, который мог бы быть весьма драматичным - речь ведь идет о запутавшемся в своих чувствах человеке, об ошибке - делается немного смешным. Девочка не может отличить дружбу от любви, а девочке Жене не пятнадцать лет - почти девятнадцать к концу повести. Как все-таки подозрительно односторонне действует гомосексуальная пропаганда на юных девочек! Слово «лесбиянка» запоминают, представление «она любит ее» складывается, а вот собственно «об интимных отношениях» точно и не подозревают. Какая целомудренная пропаганда будет у нас в 2008 году!.. Я это все к тому, что героиня выглядит человеком, который не смотрит телевизор и не читает газеты (а в повести и Интернет упоминается) - она не понимает «про то» элементарных вещей. И за год действия повести, удивительно, пропаганда ей так и не объясняет что к чему. (Да чем же они там занимаются?!) Таким образом - или не было пропаганды, или героиня в некотором роде дурочка. (Хотя вообще славная девочка. Но наивная.) Слышала звон, да не знает где он. А за каждую дурочку СМИ отвечать не могут. Так же как писатели - за всех потенциальных самоубийц.
Кстати, хотя автор честно рассказывает, что героине «не снился ни один, даже самый захудалый, эротический сон, в котором фигурировала бы Братская», некоторые симптомы действительно могли бы показаться странными для заурядно дружеского отношения: например, частые неэротические, но сны. На самом же деле в героине - просто - очень много восхищения, обожания (ведь Братская для нее «звезда») и желания с кем-то близко общаться, с кем-то быть. Ошибка приключается оттого, что героиня не только плохо понимает, что такое «лесбийская любовь», но и плохо понимает себя. Над глубиной ее «самоанализа» действительно хочется смеяться: «Живешь себе, блин, живешь, – а потом выясняется, что ты лесбиянка… Хоть вешайся!! Ну конечно, лесбиянка… А что еще это может быть, если я по ней скучаю? Если мне нравится ее видеть, с ней разговаривать? Звонка ее жду, думаю о ней…» Юмористично как-то. В объяснении с объектом любви Кирой Братской тоже есть смешные моменты: «– Чудачка ты, – снова сказала Братская. – Это же дружба! Только не такая, знаешь, когда, как бы, табачок врозь, а настоящая. – Да?.. – потрясенно спросила Женя. – Что, правда?» Понятно, что автору для его целей нужна была именно такая легко поддающаяся воздействию, довольно «темная» героиня - хороший объект для пропаганды. Однако влияние СМИ на превращение обычной девушки в необычную лесбиянку как раз не прописано - только подразумевается, видимо, что благодаря СМИ она знает о самом существовании лесбиянок, и поэтому принимает дружбу за «ту самую» любовь. Ну что тут скажешь... Да, давайте вырезать из фильмов кадры, где герои курят. Сериал «Бригада» больше не показывать! А из курса античной литературы изымем Сафо.
В общем, с пропагандой получилось недостаточно убедительно. Да и не о ней речь на самом деле - это автор в начале с толку сбивает. «Лесбийский» сюжет присутствует на втором плане, он только часть целого. Так же, как фигурное катание. А целое - о молодости. В «молодость» включается все: ошибки с влюбленностями, истинная дружба, победы-поражения. Повесть проникнута духом молодости, задором, весельем - настоящей «живой» жизнью. Отчасти этому помогает материал, так как описываются разного ранга соревнования по фигурному катанию, где всегда - напряженные моменты, волнение, радость. Но у автора главная роль. Он делает повесть живой, что не так-то просто и, вероятно, самому автору не объяснить, как получается. А мы видим: «живой стиль», динамичность повествования, некартонность образов. Читать повесть весьма приятно. Отличный финал: расставляются точки в отношениях, выражается словами смысл всего произошедшего, которое, конечно, было не зря:
« – Значит, получается, я спасла ее от одиночества? – улыбнулась Женя. – Определенно, – согласился Тариэль. – Здорово… А она… Знаешь, она меня тоже, – призналась девушка.» Кстати, надо отметить удачное разбавление бочки меда ложкой дегтя чуть раньше: этот взгляд в будущее спасает хэппи-энд от приторности. Хорошая повесть. А пропаганда гомосексуализма... Так, эпизод.

Frances F   10.04.2003     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Большущее спасибо за большую рецензию! В принципе, и добавить-то нечего. :) Вы действительно рассказали о повести едва ли не лучше меня самой. Соглашусь если не со всем, то со многим, в количестве как минимум 95 процентов. :)) Добавлю только, что я ужасно радуюсь, когда тому, кто одолевает "Лезвие", оно нравится. Жаль, невозможно изобразить в окошке рецензии, как именно я радуюсь! :))) Пожалуй, очень по-детски. Так что примите в знак благодарности мою радость, и пусть у вас тоже будет отличное настроение!
Вета.

Вета Уран   13.04.2003 15:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вета Уран
Перейти к списку рецензий, написанных автором Frances F
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.04.2003