Деофшоризация набирает ход

Владим Филипп: литературный дневник

********
Американские уборщицы не ворчат на тех, кто свинячит.
Вместо этого они говорят: «спасибо, что натоптали и намусорили, ведь благодаря этому у нас есть работа и зарплата».
Диковатое рассуждение, верно?
Когда я прочёл об этом, мне сразу вспомнился классический сюжет из американской литературы – когда выезжающие с завода новенькие автомобили пускают прямиком под пресс, на металлолом, так как автомобильный рынок переполнен, а останавливать завод нельзя.


Аналогичной капиталистической дикостью кажутся мне и офшоры: организации, которые ведут бизнес в России, но зарегистрированы при этом в какой-нибудь небольшой солнечной стране с мягким налоговым законодательством.


Нет, конечно, бывают ситуации, когда офшоры логичны и полезны.
Так, например, при работе с иностранными контрагентами вести расчёты через офшор гораздо проще с точки зрения оформления документов и договоров.
Можно сэкономить на бухгалтерии.
Также некоторые обладатели офшоров надеются, что офшор поможет им защититься от рейдеров – хотя, конечно, практика и показывает, что эта надежда далеко не всегда оправдана.
Однако когда крупные фирмы регистрируют свой бизнес на офшор, они преследуют обычно тем самым две не особо благородные цели.
Во-первых, таким образом собственники пытаются сэкономить на налогах. Во-вторых, таким образом собственники пытаются уйти от возможной ответственности за последствия своих опасных решений.
Вот, допустим, некая компания открывает торговый центр в стиле восточных базаров – с тесными комнатушками, узкими лестницами и с запутанным лабиринтом коридоров. Проходит какое-то время, и в торговом центре происходит пожар с человеческими жертвами.
Тут надо бы привлечь к уголовной ответственности собственника торгового центра, так как именно он отдавал директору приказ сэкономить на пожарной безопасности, чтобы извлечь из своих квадратных метров максимум прибыли.
Однако внезапно выясняется, что собственник спрятан за тремя офшорами, и добраться до него нет никакой возможности.
Опять-таки, надо понимать, что большая часть крупных бизнесменов ставит себе целью извлечение прибыли из своих компаний – и это именно та причина, по которой им удалось дорасти до своего крупного размера.
Поэтому когда находится некий сознательный бизнесмен, который отказывается от офшоров и переводит свои активы в Россию, он немедленно сталкивается с серьёзной проблемой – его конкуренты остаются в офшорах и получают за счёт этого некое преимущество перед своим ответственным коллегой.
Это нездоровая ситуация, которую однозначно следует менять.
Полный запрет офшоров я считаю делом ненужным и даже вредным, однако следует настроить законодательство таким образом, чтобы держать бизнес в офшорах было невыгодно. Тогда большая часть бизнесменов вылезет из офшоров на свет добровольно и с песней.
Что сейчас делается в этом направлении?
На «Рукспете» есть статья, в которой ведутся хроники деоффшоризации нашей экономики:
http://ruxpert.ru/Деофшоризация_в_России
Так, несколько дней назад президент Путин подписал закон, запрещающий государственные закупки у офшорных компаний.
Это полностью логично – в том числе и с антикоррупционной точки зрения. Предоставить государству некачественную услугу и спрятаться от ответственности в офшоре уже не получится:
http://lenta.ru/news/2015/07/13/antioffshore/
В ноябре 2014 года президентом был подписан другой закон, который обязал россиян сообщать в налоговые органы об участи в капитале иностранных компаний:
http://lenta.ru/news/2014/11/25/offshore/
Этот документ также обязал россиян платить налоги с прибыли размещённых в офшорах компаний: даже если эту прибыль они получают за пределами границ Российской Федерации.
В декабре 24 Госдума запретила иметь иностранные счета всем, кто связан с безопасностью России:
http://ria.ru/defense_safety/20141212/1037951893.html
Начали уже переводить свои активы в Россию некоторые известные миллиардеры. Громко вслух об этом заявляли пока что только Тимченко и Усманов, однако процесс уже пошёл, и в Великобритании так даже забеспокоились из-за того, что русские деньги массово побежали с Туманного Альбиона:
http://www.bfm.ru/news/292273
Из крупных компаний упомяну принадлежащий Олегу Дерипаске «Русал», крупнейшего в мире производителя алюминия.
Ранее «Русал» был зарегистрирован на острове «Джерси», теперь он переезжает обратно в Россию.
Наконец, месяц назад был подписан большой закон об амнистии капиталов:
http://lenta.ru/news/2015/06/08/amnkap/
Этот закон является пряником, который должен усилить работу кнута.
Сидящим в офшорах бизнесменам подсвечивается ровная и удобная дорога для возвращения домой – для тех же, кто будет продолжать упорствовать в своей компрадорской ереси, государство организует разнообразные кары.
Обратите внимание на сроки.


Заговорили о необходимости деофшоризации в конце 2011 года – когда Вашингтон недвусмысленно показал, что намерен устроить в России оранжевую революцию. Оранжевые революции всегда опираются на олигархов – стало ясно, что зарубежные счета и зарубежный бизнес теперь представляют опасность не только для наполняемости нашего бюджета, но и для всей нашей страны.


В декабре 2012 года Владимир Путин обозначил деофшоризацию как одну из главных наших задач на ближайшие годы, а феврале 2013 года, непосредственно перед кризисом на Кипре, правительство получило уже от президента конкретные поручения по подготовке атаки на офшоры.


Через год пошли первые результаты. Сбербанк свернул обслуживание офшоров, начали появляться ограничивающие офшоры законы, которые я уже перечислил выше. Прошёл ещё один год, и вот сейчас – через три с половиной года после твёрдой постановки задачи – тройная схема, наконец, создана:


1. Офшоры отлучены от госзакупок.
2. Офшоры обязаны платить налоги.
3. Создан механизм амнистии капиталов.


Можно ли было разобраться с офшорами быстрее?
Издать, например, в 2000 году приказ – «закрыть все офшоры через месяц»?
Очевидно, нет.
Прежде чем наводить порядок в трюме, надо сначала заделать пробоины, через которые в корабль хлещет вода, и привести распустившуюся команду корабля в то состояние, когда она способна осмысленно выполнять приказы капитана.
Впрочем, прячутся в этой вынужденной неспешности и хорошие новости для нас.
На протяжении всего постсоветского периода капиталы утекали из России и оседали за рубежом.
Сейчас наши западные друзья и партнёры невольно подыгрывают нам своим не вполне красивым поведением, поэтому вполне вероятен сценарий, по которому все эти зарубежные капиталы в течение нескольких лет перетекут обратно в Россию.
Это приведёт к настоящему инвестиционному буму в нашей стране.



Фриц Моисеевич Морген



Амнезия по-украински
***
Ровно год назад в разгар боёв на Донбассе родственник из Закарпатья, к слову, родом из Крыма, но обукраинившийся и поддерживавший майдан, рассказывал мне с полной серьёзностью, что Украина вступает в ЕС, а в Луганске здание администрации не самолёт бомбил, а в нём взорвался кондиционер.
Я тогда поразился, но вежливо (старше меня в два раза человек) поправил его, что это, мягко говоря, не так.
Спустя год напомнил ему об этом.
И что же?
Оказывается, он такого не говорил.
Ну то есть совсем.
Ему, мол, тогда было понятно, что подписывается только ассоциация с ЕС, а вступление не скоро.
Не говоря уже о том, что про кондиционер такую глупость он не мог сказать.
При этом ровно никакого раскаяния - Майдан прошёл правильно, хоть и результаты не очень.
"Но в России тоже не всё хорошо..." - это обязательная фраза, почти заклинание нынешних украинцев.
Что ж, примерно так и ожидали мы, что украинцы будут прятать голову в песок и говорить, что ничего такого не было.
Думаю, лет через десять они скажут, что и майдан они не поддерживали, и охоту за "сепаратистами" не вели, и вообще всё прекрасно понимали, но не могли изменить.
Но опять же - никакого раскаяния, взятия на себя ответственности, не говоря уже об извинениях.
Как с гуся вода.
Поразительное приспособленчество.
Уж даже и не знаю, перевоспитываемо это или нет.
Если нет, то как с такими жить-то вместе?
P.S.
Да, кстати, МИД России предельно чётко назвал изменения, внесённые Нуланд в конституцию Украины, имитацией реализации Минских соглашений.
А значит можно даже не смотреть в текст этих поправок.
Хотелось бы послушать тех умников, которые уже кричали о решённом с Вашингтоном вопросе впихивания Донбасса в Украину без реальных гарантий автономии.
Впрочем, нет, этих умников пусть слушают их поклонники, мне тошно от них.
P.P.S.
К годовщине крушения малазийского Боинга пошла вполне прогнозируемая волна на Россию, но неубедительно.
Ожидал чего-то более громкого - прямых обвинений с конкретными доказательствами от разведки США.
Вместо этого какое-то бестолковое видео с места крушения и шакалий визг из Австралии. В общем, всё предсказуемо.
Единственное ноу-хау - это международный трибунал, но здесь у наших "партнёров" тоже без шансов. По крайней мере, пока существует СБ ООН.
-----------
РМ



Об ужасающей блокаде Крыма: "выжить без АппСтора и Макдака"


За почти полтора года, прошедших с момента возвращения Крыма в состав России, жизнь на полуострове начинает потихоньку налаживаться. Крым-2015, если сравнить его с Крымом-2014, стал более российским. Именно российским, т.к. русским он был всегда. Российскими стали цены, но российской становится и власть — в том смысле, что характерное для Украины состояние перманентного бардака чувствуется всё меньше.
Вот яркий пример.
Предприниматели много лет кормились с того, что огородили пляж забором и брали деньги за проход к воде.
После того, как ими было получено предписание убрать забор, они по старой привычке, усвоенной ещё в украинском Крыму, решили устроить локальный майдан.
Однако вместо того, чтобы стать героями дня, стали героями криминальной хроники.
И уехали думать о своём поведении в сопровождении полиции.
И попыток майданить становится всё меньше, следовательно, общество постепенно выздоравливает.
Чем Крым не похож на остальную Россию (и будет не похож ещё долго)? Бизнес-ландшафт.
Тут вы не встретите привычного фаст-фуда: Burgerking и McDonalds по-прежнему в Крыму не работают.
Будут проблемы с AppStore.
С другой стороны, за этот же год стало понятно, что фраза «Компания N не работает в Крыму» не всегда значит одно и то же.
Одни компании бойкотируют Крым по идеологическим соображениям, демонстрируя заодно, что Капитал может иметь идеологию и идеология эта — антироссийская истерия и двойные стандарты.
Желающие могут проверить: тот же McDonalds нормально работает на территории непризнанного Северного Кипра, захваченного Турцией.
А вот Крым, добровольно решивший войти в состав РФ, чем-то закусочной не угодил.
Есть другой тип компаний.
Они тоже не работают в Крыму, но имеют для этого вполне разумное обоснование: недостаточная ёмкость рынка, стратегия развития.
Ну и, конечно же, есть бизнес, который не представлен в Крыму лишь официально и обслуживает Крым через представительства в Краснодаре или Ростове (а то и вовсе партизанскими методами).
Тоже руководствуясь при этом совсем не идеологическими соображениями.


Автодилеры
---------
Продавцы автомобилей демонстрируют, пожалуй, наиболее пёстрое отношение к полуострову.
«Автомир» пока заходить отказывается, ссылаясь на прагматические соображения («...оцениваем потенциал рассматриваемого региона по доле рынка продаж новых авто, если он ниже целевого для нас — в регион не заходим»).
Свои подходы к оценке потенциала у компании «Автодель», которая обеспечивает поставки BMW, Nissan, Renault и Peugeot на полуостров.
Напрямую с Крымом работают АвтоВАЗ, открывший центр ещё в конце прошлого года, Citroen и китайский Geely, который попросту переоформил дилерские центры, оставшиеся со времён украинского Крыма.
Более того, в этом году китайские производители предложили крымским властям открыть на территории полуострова сборочные производства Geely и Chery, что не только удешевит эти марки, но и создаст новые рабочие места.
На пятки китайцам наступают южнокорейские производители, имеющие аналогичные планы на полуостров.
За остальными же марками автомобилей крымчанам приходится пока ездить через Керченский пролив: многие дилеры используют Краснодарский край как своего рода перевалочную базу для крымских потребителей.


Банки
----------
В банковском секторе наиболее заметны РНКБ, «Россия», крымские ЧБРР и Севастопольский морской банк.
За прошедший год в Крым зашли около 30 банков, открывших более 400 отделений.
При этом, по словам экспертов, ёмкость рынка позволяет открыть ещё около 500. Работа MasterCard в Крыму восстановлена, а Visa должна заработать к концу текущего года (перевод процессинга платёжных систем в РФ, а также создание НСПК в немалой степени этому способствовали).
Поэтому россиянам больше нет нужды везти на отдых наличность.
А периодически посещающие Крым украинцы попросту заведут себе кредитные карты российских банков (карты украинских банков на территории Крыма по-прежнему не работают).
Кроме того, Д. Медведев дал команду крупным государственным банкам (ВТБ, ВЭБ, Россельхозбанк) проработать вопрос захода на полуостров.
Упомянутые банки так или иначе уже находятся под санкциями, поэтому данный шаг их положения не ухудшит, а вот банковский сектор Крыма поддержит: с обслуживанием физлиц мелкие региональные банки худо-бедно справляются, как и с налаживанием работы сети POS-терминалов.
Однако кредитовать Крым, в особенности крымский бизнес, по-прежнему некому — банки кивают на отсутствие кредитной истории.
А поскольку взяться ей неоткуда, то проблему решить может только вмешательство государства.
В этой связи по меньшей мере странно выглядит позиция Сбербанка РФ, который затронут санкциями не более чем прочие госбанки.
Однако всё ещё отказывается заходить в Крым (в надежде на снисхождение Вашингтона, что ли?).
В особенности странно это на фоне решения властей США, разрешивших американским банкам открывать счета для жителей Крыма.
Да, эти средства нельзя использовать для ведения бизнеса в Крыму, однако получается, что политика Г. Грефа в отношении Крыма пока что более строга, нежели политика Вашингтона.


Супермаркеты
-----------
Боятся санкций и крупные ритейлеры электроники.
За прошедший год в Крым зашёл только «Технопоинт», в 2015 — DNS.
Остальные кивают на позицию зарубежных партнёров.
Впрочем, той же DNS она не особо мешает.
Там даже нашли способ обходить прямой запрет ряда компаний на поставки производимой ими техники в Крым.
Если украинские банки Крым бойкотируют ещё с прошлого года, то украинские супермаркеты держатся за Крым буквально зубами.
Причина проста: если на Украине оборот розничной торговли неуклонно падает, то в Крыму он даже вырос, т.к. повысилась покупательная способность.
Поэтому украинские «Фоззи», «Сельпо», АТБ (под новым брендом «Пуд») продолжают работать.
Кроме того, зашли в Крым российские «Ашан» и METRO.
Так что очередная блокада полуострова продовольственной безопасности не грозит.


Крымская СЭЗ
-----------
Разумеется, свет не сошёлся клином на американских бургерных, не они делают погоду в экономике.
И если Европа и США организовали для бизнеса в Крыму «кнут», то правительство РФ компенсирует его «пряником» — свободной экономической зоной, которая предлагает резидентам беспошлинный ввоз сырья и оборудования на полуостров (что позволяет производителю экономить до 30–40% себестоимости).
Кроме того, обязательная местная регистрация позволит инвесторам некоторое время сохранять анонимность относительно реальных собственников создаваемых предприятий. Полноценный запуск СЭЗ ожидается уже к концу 2015 года, когда, по словам С. Аксёнова, количество резидентов может достичь 100.
Среди них — уже упомянутые азиатские автопроизводители, индийские фармацевты, отечественные бизнесмены.
Особо следует упомянуть инвесторов из Турции, которые анонсировали планы вложить в Крым 12,5 млрд долл. (животноводство, мебельная отрасль, лёгкая промышленность, оздоровительный туризм).
Ожидается, что благодаря СЭЗ, а также налаживанию транзита нефтепродуктов Крым уже к 2020 году как минимум выйдет на самоокупаемость, а возможно, даже начнёт отдавать в федеральный бюджет больше, чем получает из него.



Вы как хотите, а, по-моему, за неполные 1,5 года это более чем приличные результаты. Все, кто пророчил в прошлом году Крыму статус и будущее Приднестровья, должны признать, что несколько поторопились в оценках.


Все, кто продолжает это делать сейчас, вызывают как минимум недоумение.
------------------
Иван Зацарин



Другие статьи в литературном дневнике: