Прочитанные книги 2024 - 32, 33

Вера Петрянкина: литературный дневник

32. Давно прошло увлечение романами Анны Берсеневой, но тут в руки попала книга, которую я не ранее не читала. Это роман "Лучшие годы Риты".
Есть ли на свете человек, которому не знакомо уныние? Вот и Рита Германова - сильная и незаурядная женщина, всего в своей жизни добившаяся собственным трудом, - попала в его сети. Она впервые в жизни сознает, что не в силах бороться с внешними обстоятельствами. Конечно, они стали сейчас трудны, как и у большинства людей. Но ведь Рита никогда не боялась трудностей! И все-таки уныние одолело ее… Неужели в нем пройдут лучшие ее годы? И вдруг встреча с бывшим одноклассником Митей - давно забытым, живущим в маленьком провинциальном городке, - полностью меняет Ритину жизнь…


У Берсеневой очень красивый язык, сразу видно, что автор - филолог, любящий классику, в частности Льва Толстого.
Что касается сюжета, то он вообще ни о чём. Обычная житейская история, которую через пару дней и не вспомнишь. Но вечер или дорогу эта книга поможет скрасить.


33. С больщшим удовольствием прочла книгу Элизабет Страут "Оливия Киттеридж".
Элизабет Страут сравнивали с Джоном Чивером, называли «Ричардом Йейтсом в юбке» и даже «американским Чеховым»; она публиковалась в «Нью-Йоркере» и в журнале Опры Уинфри «О: The Oprah Magazine», неизменно входила в списки бестселлеров но обе стороны Атлантики и становилась финалистом престижных литературных премий PEN/Faulkner и Orange Prize, а книга «Оливия Киттеридж» была награждена Пулицеровской премией 2009-го года, а также испанской премией Llibreter и итальянской премией Bancarella.
Великолепный язык, колоритные типажи, неослабевающее психологическое напряжение обеспечили этой книге заслуженный успех. Основная идея здесь обманчиво проста: все люди разные, далеко не все они приятны, но все достойны сострадания, и, кроме того, нет ничего интереснее, чем судьбы окружающих и истории, которые с ними происходят. Заглавная героиня этих тринадцати сплетающихся в единое сюжетное полотно эпизодов, учительница-пенсионерка с ее тиранической любовью к ближним, вызывает порой вомущение, а порой и сочувствие.


Книга мне очень понравилась, хотя не особенно люблю новеллы. Но здесь много сквозных персонажей, можно воспринимать рассказики как главы романа. Ощущение трогательной грусти остаётся почти после каждой новеллы. Ты улыбаешься, ты грустишь, ты вспоминаешь о своём... Наверное, эта книга скажет больше людям старшего поколения, ведь с высоты прожитых лет они уже могут признаться в своих ошибках. Пока не поздно.
Жаль, что не могу прочесть книгу на английском языке! Ведь здесь так много иронии, сарказма, полутонов, нежных нюансов, что перевод, на мой взгляд, представляет собой жалкую копию оригинала.
У книги есть продолжение, обязательно его прочту.



Другие статьи в литературном дневнике: