Из прочитанного

Лев Агни: литературный дневник

Твердили о семи "чудесах", искали и находили восьмое, но, кажется, никогда и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо - сама наша планета вместе с биосферой - вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.


Шалимов А.И. Чудо, которым мы владеем // Ноосфера: духовный мир человека. Л., 1986. С. 106.


Земля - величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.


Там же. С. 121.


Все острее становится проблема источников пресной воды...По существу возникло новое для планеты противоречие, конфликт человечества и биосферы в целом - противоречие биосферы и ноосферы. С дальнейшим расширением технологических возможностей человека это противоречие, этот конфликт будет обостряться, если не принимать соответствующих мер.


Там же. С. 112.


Интуиция хотя и берет на себя в творческом действии роль более важную, чем разум, но это всего лишь маскарад. На самом деле она более чем замаскированная часть разума.


Кармин А. Драматургия творчества // Ноосфера: духовный мир человека. Вып.3. Л., 1989. С. 111.


Философ сказал:"Благородный муж знает долг, а низкий знает выгоду".


Конфуций. Суждения и беседы. М., 2020.


Философ сказал: "Благородный муж желает быть медленным на слова и бодрым на дела".


Там же.


"...чего не желаешь себе, не делай другим"


Там же.


У Конфуция благородство - социально-культурное, врожденное понятие; низкорожденный не может быть благородным по причине своего низкого происхождения, в этом социальная ограниченность его учения. И у него много формализации, возведения в культ всех традиций и ритуалов, их формальное исполнение. По этой причине в последствии происходит консервация китайского общества, какая-то мертвечина. Если поначалу возникали критики конфуцианства, потом они исчезли, сама общественная мысль переставала развиваться из-за догматизации.


Самое интересное, что на разных полюсах континента от Греции до Китая возникает мысль о всеобщей любви как некой субстанции или некоего природного принципа, который правит миром. Идеи гуманизма широко проникают в философско-общественную мысль. В Китае, судя по переводам и комментариям, у Конфуция гуманизм ближе к милосердию, состраданию, нежели к каким-то абстрактным принципам о значении человека, гуманизации его природы и т.п.



Другие статьи в литературном дневнике: