поэтесса по имени Белла

Астахова Светлана: литературный дневник

Ты распутна, в двадцать два года за тобой тянется шлейф, как за усталой ш, ты куришь до одури, ты мало читаешь и совсем не умеешь работать. Как ты утомительно назойлива!» —
писал о своей пятой жене писатель Юрий Нагибин.


А вот о ней же говорит её дочь Елизавета:


«Белле Ахмадулиной есть что предъявить миру и помимо этого: она дышала поэзией, её компания — это Пушкин и Бунин... а не Евтушенко с Вознесенским. При всем уважении».
Да-да, эти два полярных мнения о поэтессе, которая стала эпохой в жизни советских людей. Хотя сама Белла Ахатовна слово «поэтесса» не любила, предпочитая, чтобы её называли поэтом.


Она родилась в Москве в семье ответственного партийного работника Ахата Валеевича Ахмадулина, который после войны занял высокий пост в таможенном ведомстве. Мать, Надежда Макаровна Лазарева, работала переводчиком в КГБ. Так что Белла принадлежала, как сегодня бы сказали, к золотой молодёжи, но это будет чуть позже. Пока же родители всё время проводят на работе, а воспитанием девочки занимается бабушка Надежда Митрофановна.


Собственно, это она, влюблённая в культуру Испании, предложила выбрать для внучки испанское имя, и родители назвали дочь Изабеллой. Уже позже она сама немного его укоротит.


Растя девочку, Надежда Митрофановна учила её любить животных, ценить русскую культуру и читать отечественных классиков. Когда Изабелле исполнилось четыре, началась Великая Отечественная война. Отец ушёл на фронт, а немцы уже подбирались к Москве. Чуть ли не последним эшелоном матери удалось отправить Надежду Митрофановну с Беллой в эвакуацию — в Казань, к другой бабушке.


Но здесь родне были не рады, им приходилось голодать, и в результате и без того болезненная Белла серьезно захворала. Кто знает, чем бы всё это закончилось, если бы в 1944 году не приехала мать и не забрала дочь обратно в Москву. Девочка выздоровела и пошла в первый класс.


Но годы одиночества в Казани привели к тому, что в школе среди других детей Белла чувствовала себя неуютно и часто прогуливала уроки. Единственный предмет, который она посещала с удовольствием, — литература. По сравнению со сверстниками Белла была очень начитанной — спасибо бабушке — и писала практически без ошибок.


В школе впервые проявились и творческие способности Ахмадулиной, которая уже к 15 годам выработала собственную стихотворную манеру. А в 18 лет она дебютировала в прессе — в журнале «Октябрь» вышли её стихи, которые запали в душу молодому поэту Е. Евтушенко. Но нашлись и те, кто упрекал Ахмадулину в старомодности, не соответствующей позитиву хрущёвской оттепели.


Когда пришло время выбирать вуз для дальнейшей учёбы, родители настояли, чтобы Белла поступала на журфак МГУ. Несмотря на то, что мечтала о Литературном институте, девушка решила не спорить, подала документы на журналистику, но экзамены провалила. По легенде, она не смогла ответить на вопрос о газете «Правда», которую якобы никогда не читала. Простите, но так и хочется спросить: правда?


Как бы то ни было, но Ахмадулиной пришлось искать работу. Родители пристроили её в газету «Метростроевец», где она получила возможность публиковать не только свои статьи, но стихотворения. А через год она с лёгкостью поступила в Литературный институт, из которого вскоре была отчислена. По официальной версии — за незнание марксизма-ленинизма. По неофициальной — за то, что отказалась признавать Пастернака, получившего Нобелевскую премию, предателем.


В поисках работы Белла отправилась в Иркутск, где устроилась в «Литературную газету». Редактор издания заметил талант девушки и походатайствовал за неё в институте — Ахмадулину восстановили, и она окончила вуз с красным дипломом. А вскоре после этого вышел первый сборник её стихов «Струна». Дар Беллы высоко оценил П. Антокольский, посвятив ей стихотворение «Здравствуй, Чудо по имени Белла!».


Творческая карьера Ахмадулиной развивается с невероятной быстротой: сборники, поэтические вечера, любовь читателей и слушателей. Однако помимо стихов писала Белла Ахатовна и эссе о знаменитых поэтах и писателях, со многими из которых лично была знакома.


В последние годы Белла Ахмадулина сильно болела и почти перестала писать. Её не стало в ноябре 2010 года.
***
Игорь Лиджигоряев


Б. А. АХМАДУЛИНОЙ.


Она красивою осталась и в СТИХАХ.


И в наших лицах, и в тихих звуках.


В осенних лужах и летящих облаках.


И в тех друзьях, кто к вам придёт на ужин.


Она поверит в одиночество свое.


Всё это с ней не раз происходило.


И в тех романсах, где высочество её.


Стихами нас опять с ума сводила.


Переплитая нити жизни и судьбы.


С кем повстречалась навсегда любила.


Кого хотела увидать, дарила сны.


И по страницам книг своих водила.


Как удержать столетия в себе.


Вернуть других, самой не потеряться.


Какой поэто останется в стране.


Кто будет нашими стихами восхищаться.


Раскрыв секрет любви и красоты.


Она себе позволила Влюбляться.


И будут наши помыслы чисты.


И так легко прощать и возвращатся.
***
15.03.2019 г.


Liana Meunargia


Сны о Грузии - вот радость и под утро так чиста виноградовая сладость, осенившая уста. Ни о чем я не жалею, ничего я не хочу. В золотом Светицховели ставлю бедную свечу. Древним камушкам во Мцхета воздаю хвалу и честь. Господи! Пусть будет это вечно так, как ныне есть. Пусть всегда мне будут в новость и колдуют надо мной Милой Родины суровость, нежность Родины чужой.
***


Василий Варга
Поэзия того времени требовала жертв личного плана, и Белла, не задумываясь, отдавала весь жар души занятию, которое не принесло ей
никаких материальных вознаграждений.
***
Михаил Анохин
Дневник Нагибина - это самое лучшее из мемуаров. Не дурственно пишет о тех временах Ирина Евгеньевна Ракша.



Другие статьи в литературном дневнике: