Филологический маньякКак поминальное блюдо связано со словом «досыта»? Сакральная медовая сыта; на Руси На Руси главными обрядовыми блюдами поминального стола были кутья, канун, коливо и сыта;. Что за сыта? Могло ли от этого слова появиться наречие «до;сы;та»? Подобные объяснения можно встретить в интернете. Но так ли это? Исследователи считают, что сыту редко употребляли с повседневной пищей, чаще использовали во время ритуальных действий. Обычно с сытой ели блины, «кисель да кутью», напиток использовался как один из важных элементов поминальной трапезы. Славяне после похорон оставляли на столе ёмкость с сытой для души умершего. Наши предки верили, что душа прилетает в виде мухи, чтобы поесть перед уходом. Слово в таком же значении встречается и в других славянских языках: украинское «сита», белорусское «сыта», польское syta. Слова «сыта;» (напиток) и «досыта» имеют родственную связь, у них один корень — общеславянское sytъjь (сытый). Но нельзя сказать, что «досыта» — это когда до отвала наелся блинов и запил всё это медовой сытой. Исследователи считают, что праславянское *sytъ означало «полный, насыщенный, напитанный». Получается, что «сыта» — это вода, насыщенная (напитанная) мёдом. Прилагательное «сытый» восходит к индоевропейскому корню seu- < sou- < su- (вкушать, пить). Версия с происхождением наречия «досыта» от названия древнерусского напитка «сыта;» — это пример народной этимологии. Существительное «сыта» (напиток) и наречие «досыта» образованы от прилагательного «сытый». Кстати, в слове «до;сы;та» можно ставить ударение как на первый слог, так и на второй. © Copyright: Анна Дудка, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|