Филологический маньяк— Вторая часть Марлезонского балета! Где правда, а где выдумка? Занимательная история выражения В разговорной речи принято говорить «Марлезонский балет», но правильное написание через «е» - Мерлезонский балет. Фразеологизм употребляется для описания внезапно возникшей неразберихи, суматохи, а также по отношению к чему-то долгому и утомительному. Впервые это выражение многие услышали в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», снятом по роману Александра Дюма-отца. В романе «Три мушкетёра» есть упоминание «любимого балета короля» Людовика XIII, кардинал Ришельё предлагает ему назначить бал на 3 октября, на который королева должна будет явиться в алмазных подвесках. Мерлезонский балет реально существовал, это не выдумка писателя. Правда, был исполнен не 3 октября, а 15 марта 1635 года в замке Шантильи, а потом ещё раз в аббатстве Ройомон. Автором балета был сам Людовик XIII: от сюжета и музыки до костюмов! При Людовике XIII было принято любое событие ознаменовывать празднествами (маскарадами и балетами). Такие балеты называли маскарадами, в них развлекались придворные и первые лица французской аристократии. Если представители аристократии имели право участвовать в этих балетах, то обычный народ допускали в Большой зал Лувра, чтобы просто поглазеть. Так французским простолюдинам немного приоткрывалась дверь в мир роскоши и искусства. Мерлезонский балет связан с хобби короля Вообще слова merlaison нет во французском языке, его король как раз выдумал! Дрозд — это merle, слово merlaison буквально переводится как «дроздование». Король устроил балет-пиршество в честь успешной охоты на дроздов. В балете выступали и участники этой охоты: его сводные братья, конюх, группа товарищей, охотники, пажи. Интересно то, что Людовик XIII не захотел играть короля, роль короля была отдана другому актёру. Людовик блеснул в своём творении в эпизодических ролях (сыграл торговку приманками и крестьянина). Мерлезонский балет считали талантливым произведением и ставили его в один ряд с «Лебединым озером» или «Щелкунчиком». Патрик Блан и хореограф Кристина Бейл реконструировали легендарный Мерлезонский балет XVII века. © Copyright: Анна Дудка, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|