О чём на самом деле песня про Чижика-пыжика?

Анна Дудка: литературный дневник

Любой питерский экскурсовод возле памятника Чижику-пыжику на Фонтанке расскажет вам историю о том, что известная песенка про Чижика была сочинена в честь студентов-правоведов. Верить ли им на слово?


Факты обычно приводятся такие:


"чижик" - это, конечно, о студентах правоведах, потому что они носили мундиры/сюртуки/шинели желто-зеленой расцветки, как у чижа
"пыжик" - потому что они "при ходьбе пыжились" (как написано на одном сайте), или (вторая версия) носили зимой пыжиковые шапки, или (третья версия) носили зимой шинели с пыжиковыми воротниками
"на Фонтанке" - потому что Императорское Училище правоведения располагалось на берегу Фонтанки
"водку пил" - потому что эти правоведы в свободное от учёбы время пили водку в забегаловке по соседству и "бродили вдоль Фонтанки в нетрезвом виде" (цитата из статьи в интернете)
Есть подозрение, что новое поколение экскурсоводов черпает свои познания исключительно в Википедии и на сайтах других туристических фирм. Но откуда первоначально пошла эта байка?


Это Пикуль виноват


В 1986 году Валентин Пикуль издал роман "Честь имею", в котором изложил легенду про то, что песенка Чижик-пыжик написана о правоведах. Откуда Пикуль почерпнул эти сведения - неизвестно, но поскольку в те году его книги были необыкновенно популярны, а он сам имел в народе репутацию серьёзного историка, его слова были приняты на веру.


Конечно, Пикуль - это не академик Лихачёв и не Брокгауз и Эфрон, чтобы верить ему безоговорочно. Тем более, что в описании Училища правоведения у него есть очевидные ошибки и досадные ляпы.


Не было таких мундиров


Устав Училища правоведения предписывал носить "мундир темно-зеленого цвета со светло-зеленым суконным воротником и обшлагами и с черной выпушкой на воротнике. Пуговицы золоченные, с изображением сенатского чекана; панталоны по цвету мундира".


Шинели правоведам выдавали тоже темно-зеленые с суконным воротником. Утеплялись студенты уже на собственные деньги. Кто-то мог себе позволить меховой воротник и даже меховую подкладку (в ходу был бобровый мех), а кто-то так и обходился бюджетным суконным воротником. Про пыжик история упорно умалчивает.


Главное то, что никаких ассоциаций с желтыми чижами цвет их мундиров вызывать не мог.


Не было пыжиковых шапок


Головные уборы у правоведов в соответствии с уставом были двух вариантов: фуражки и треуголки для торжественных случаев. Пыжиковые шапки - это уже постсоветская мифология.


Их не было и быть не могло. Никаких шапок на студентах-правоведах ни фотохроника, ни рисунки того времени, ни современники в воспоминаниях не фиксируют.


Уши в мороз спасали, поднимая воротник, надевая фетровые наушники на резинке или башлык.


Про водку и Фонтанку


Да, водку студенты-правоведы пили, конечно, впрочем, вряд ли больше, чем другие студенты, и конечно, не все поголовно.


БОльшая часть студентов Училища были детьми и подростками (на подготовительное отделение поступали с 10-ти лет, как П.И.Чайковский, например). Заканчивали обычно в 19. К тому же заведение было полувоенное, наказывали строго - розгами или отчислением. Так что уж точно правоведы не бродили в пьяном виде вдоль Фонтанки.


Чижик был раньше правоведов


Даже в Википедии, которая и тиражирует эту байку, приводится неопровержимое доказательство того, что песенка про чижика существовала ещё тогда, когда Училища правоведения вообще не было. В частной переписке современников Пушкина есть нецензурная пародия на Чижика, которая начинается так: «Гнедич, Гнедич! где ты был?"


Но экскурсоводы, конечно, опускают эту деталь, чтобы не портила туристическую легенду.


Просто песня


Чижик-пыжик - обычная старинная городская народная песня, такая же как "Во саду ли, в огороде". А чижик-пыжик - это просто чижик-пыжик, без всяких скрытых смыслов. Примерно как сорока-белобока, калинка-малинка или гоголь-моголь (хотя гоголь-моголь уже тоже умудрились привязать к Николаю Васильевичу и к белорусскому городу Могилёву).


Под песню про чижика, кстати, было модно танцевать кадриль на несколько колен, и для этого сочиняли бесконечные новые куплеты.


Вообще текст Чижика существует во многочисленных вариациях. Есть варианты, что чижик пил не водку, а воду, что он вообще ничего не пил, а что-нибудь в Фонтанке мыл. Народное творчество - дело живое.


Но сарафанный интернет плюс туристический бизнес гнут свою линию. И теперь уже бедный маленький чижик без информационной поддержки про пьяных правоведов в пыжиковых шапках набекрень смотрится как-то неполноценно...



Другие статьи в литературном дневнике: