Ошую нас Вороний Камень и одесную нас Узмень.

Архипова Анна Александровна: литературный дневник

Зашла тут в сообщество "Типичная помощь" вконтакте и увидела этот пост:


https://vk.com/tp_help?w=wall-55029339_184018


Решила ответить автору поста, приведя пример с битвой на Калке и Ледовым побоищем. Причем, я знала, что стопудово кто-нибудь да и скажет мне, что Ледовое побоище чуть ли не миф и что все было не так и не там. Так и случилось)))


Я понимаю, что каждый человек имеет право смотреть на это историческое событие со своей колокольни. Но, блин, я потратила довольно много времени, штудируя разные источники, посвященные Невскому и меня порою бесят люди, которые начинают поучать меня - дескать, ты нахваталась по верхам и судишь о побоище по поэме Константина Симонова (которую я действительно люблю). А вы не судите, вы вот совершенно беспристрастны?..


Я действительно вижу четкую тактику Александра: выбрать место, где противнику будет трудно развернуться во всю мощь; заманить туда врагов при помощи провокации в монгольском стиле; поставить позади своего войска обозы, соединенные цепями, чтобы место битвы не сдвинулось в сторону берега и затем просто подтолкнуть крестоносцев в сторону сиговицы. Хитрость и верный расчет - вот залог победы.


Ладно, я понимаю, на самом деле это мелочи - пустой спор в интернете. Но я вдруг поняла, как я соскучилась по Олексе, по Мусуду и вообще по миру "Княжича". Хочу все-таки в феврале опубликовать вторую главу четвертого сказа.


...Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.


Его дружинники скучали,
Топтались кони, тлел костер.
Бояре старые ворчали:
«Иль меч у князя не остер?


Не так дрались отцы и деды
За свой удел, за город свой.
Бросались в бой, ища победы,
Рискуя княжьей головой!»


Князь молча слушал разговоры,
Насупясь на коне сидел,
Сегодня он спасал не город,
Не вотчину, не свой удел.


Сегодня силой всенародной
Он путь ливонцам закрывал,
И тот, кто рисковал сегодня,—
Тот всею Русью рисковал.


Пускай бояре брешут дружно —
Он видел все, он твердо знал,
Когда полкам засадным нужно
Подать условленный сигнал.



(с) Константин Симонов



Другие статьи в литературном дневнике: