М.Ахундов в книге «Концепции пространства и времени» ( Наука. М. 1982 г) приводит сюжет из древней истории. Ассирийский царь, с целью сломить один из порабощенных им народов, апробировал все виды устрашения и наказания. Отсекал головы и складывал из них пирамиду, сжигал на костре детей, сажал на колья и т.д. Ожидаемого результата эти карательные операции не давали. И тогда царь объявил, что его вынуждают прибегнуть к самой крайней мере, которая превзойдет по жестокости предыдущие-он переселит народ.
Откуда-то этот владыка знал, что сопричастность к родной территории у этого народа была столь исключительна по силе, что перекрывали другие привязанности и ценности, включая жизнь.
Впоследствии это изобретение ветхозаветного тирана стало в истории создания империи, захватнических войн не редкой составляющей. Но эволюция методов уничтожения, переселения народов в СССР свелась к тому, что в 1944 «реформы» ассирийского царя были обновлены следующим введением.
Раньше, в дикие времена три основные формы распыления связи людей с родной землей - «изъятие восставшего народа из сакрального пространства, десакрализация самого пространства и сакральная «переномировка пространства» осуществлялась в зависимости от обстоятельств.
В выселении народов в СССР в сороковые годы были одновременно задействованы три метода.
Применялись они к народам беззащитным.
Не захватчиками, а родным государством. Прогресс состоял в этом, как и в том, что «десакрализация и переномировка сводилась к полному стиранию, переписыванию, исключению из упоминаний имени сакрального пространства. Об этом в поэме :